Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Марат Ахметжанов: «Розовые очки» статистикам не к лицу. Внедрение электронной регистрации заявлений о преступлениях способствует укреплению учетной дисциплины

Интервью с главой Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры РК Маратом Ахметжановым об использовании ИТ-технологий в работе ведомства.

4 июня 2010 15:46, Ольга Семенова, Казахстанская Правда
Рубрики: Общество

Для эффективной борьбы с криминалом необходимо иметь представление о реальной картине с преступностью в стране. Об этом неоднократно говорилось на самом высоком государственном уровне. О новых проектах Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры, усиливающих контроль над учетно-регистрационной дисциплиной в правоохранительных органах, рассказывает глава ведомства Марат Ахметжанов.

Марат Ахметжанов, глава Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры— Марат Муратович, сегодня изменены критерии оценки деятельности правоохранительных органов, в чем суть новаций, и какова в данной сфере роль возглавляемого вами ведомства?

— В соответствии с поручениями главы государства с начала года в правоохранительных органах и органах прокуратуры, как вам известно, начат новый этап по переориентированию деятельности на достижение качественных, а не количественных индикаторов. Пересмотрены подходы к оценке работы, создававшие условия для гонки за показателями, устранены возможности для искажения сведений о результатах борьбы с преступностью.

Существует много различных критериев деятельности правоохранительных органов, по которым мы положительно либо отрицательно оцениваем эффективность их работы, но и под них ведомства умело подстраиваются, манипулируя своими сведениями в ущерб конституционным правам граждан.

Конечная же задача нашего комитета — достичь того, чтобы правовая статистическая информация стала стержнем, определяющим эффективность и качество работы правоохранительных органов. Но для этого необходимо добиться бесспорной достоверности и полноты формируемых данных. При этом устранить субъективный человеческий фактор.

— Действительно ли использование современных технологий позволяет сегодня иметь полную картину ситуации с преступностью как в целом в стране, так и по отдельным регионам, что называется в  on-line режиме?

— Да, это так. В настоящее время мерами прокурорского надзора и контроля с помощью современных информационных технологий мы добились того, что правовая статистическая информация формируется в ежедневном режиме. То есть благодаря каждодневной работе мы до конца отчетного периода уже имеем реальную картину состояния преступности в республике.

Это позволяет не только давать объективную оценку деятельности того или иного ведомства, но и своевременно планировать профилактическую работу, видеть болевые точки, на которых нужно сосредоточить усилия.

— Что еще предпринимается для усиления учетно-регистрационной дисциплины в правоохранительных органах?

— Об актуальности проблемы говорит тот факт, что в октябре 2009 года вопрос о мерах по обеспечению достоверности правовой статистики рассматривался в Администрации президента РК, по результатам совещания принято решение о введении учета потерпевших лиц и о внедрении новых подходов к раскрываемости.

Поэтому немаловажным моментом работы стал вопрос о пересмотре формулы расчета процента раскрываемости преступлений, который является одним из определяющих критериев оценки деятельности органов уголовного преследования.

Ни для кого не секрет, что манипуляции с процентом раскрываемости носили почти повсеместный характер. Поэтому при назначении на должность Генеральный прокурор поставил передо мной задачу по максимальному снижению возможностей для таких действий.

Для получения достоверных данных о масштабах и способах отчетных манипуляций нами по поручению Администрации президента страны проведены выборочные прокурорские проверки статистических данных о количестве зарегистрированных краж, грабежей и разбоев, а также о числе преступлений, совершенных в общественных местах, в органах внутренних дел Алматинской и Мангистауской областей.

В результате выявлено, что процент раскрываемости по органам внутренних дел Алматинской области за 9 месяцев 2009 года завышен на 2,1%  (с фактических 62,9%  завышено до 65%) и по органам внутренних дел Мангистауской области — на 2,9%  (с 70,6%  до 73,5%).

В нынешнем году уже на базе полученного практического материала мы добились пересмотра формулы, и с января при расчете раскрываемости учитываются преступления, по которым отказано в возбуждении уголовных дел по не реабилитирующим основаниям. Эффект не заставил себя ждать. Уровень раскрываемости преступлений в стране вырос на 3,1%  (с 65,1 до 68,2).

Принятые организационно-практические меры позволили добиться объективной регистрации преступлений, уровень которых по итогам первого квартала текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возрос на 10,1%  (с 29509 до 32490). Соответственно, вырос уровень преступлений на 10 тысяч населения в стране — до 82 (с 76 в 2009 году).

— Вас не тревожит такой существенный рост преступлений?

— Есть все основания полагать, что реальных преступлений не стало больше. Ведь рост произошел по той категории, которая традиционно укрывалась, а именно по кражам — на 21,7%  , хулиганствам — на 32,8%  и грабежам — на 21,8%.

Данная мера дала возможность, не прибегая к концептуальному изменению законодательства, значительно упростить досудебную процедуру расследования. Таким образом, 4,2%  преступлений раскрыты на стадии доследственной проверки.

— Не могли бы вы рассказать подробнее об эксперименте по внедрению электронного варианта книги учета заявлений граждан?

— Чтобы шагать в ногу со временем, мы продолжаем работу по усилению учетно-регистрационной дисциплины с применением инновационных технологий. Специалистами комитета разработан программный продукт — электронная книга учета заявлений (КУЗ). Новшество позволяет в режиме реального времени на основе сведений статистических карточек выводить на компьютере руководства органа внутренних дел и надзирающего прокурора информацию о ходе регистрации и принятия процессуальных решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях и происшествиях. Что в свою очередь дает возможность организовать контроль и надзор за своевременностью учета и принятия процессуальных решений, а также оперативно реагировать на допущенные нарушения законности.

С начала текущего года в органах внутренних дел Астаны и Павлодарской области мы начали апробацию этого проекта. Эксперимент продлится до конца первого полугодия. Но уже промежуточные результаты проведенного мониторинга по состоянию на первое апреля показали: внедрение электронной регистрации заявлений о преступлениях способствовало укреплению учетно-регистрационной дисциплины. В частности, это касается соблюдения сроков их рассмотрения, что напрямую связано с защитой прав граждан.

Уже сейчас результаты эксперимента позволяют говорить об его успешности. Так, по состоянию на первое апреля в Павлодарской области число заявлений, рассмотренных в течение трех суток, увеличилось на 17,8%. В столице оперативность рассмотрения также возросла на 9,3%. Остаток неразрешенных материалов снижен более чем на половину.

По окончании эксперимента мы намерены инициировать вопрос об его повсеместном внедрении.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии