Следите за новостями

Новые ландшафты IT

Интервью с исполнительным вице-президентом Fujitsu Сатору Хаяши и региональным менеджером по Казахстану, Киргизии и Таджикистану Екатериной Курасовой о развитии ИТ-рынка в Казахстане.

10 мая 2010 13:23, Василий Калабин, Эксперт Казахстан
Рубрики: Бизнес, Рынок

Облачные вычисления должны стать одним из главных трендов на мировом рынке информационных технологий. Можно ожидать, что и Казахстан будет держаться актуальных тенденций.

Казахстанский рынок информационных технологий, так же как и мировой, пережил тяжелый год, но 2010-й обещает стать более удачным. По оценкам аналитиков компании Gartner, глобальные IT-затраты составили в 2009 году 3,2 трлн. долларов, что на 4,5%  ниже, чем в 2008-м. Эксперты из компании Gartner считают, что в 2010 году отрасль начнет восстанавливаться и покажет рост на 5,3%  — до 3,4 трлн. долларов. Похоже, что влияние мирового экономического кризиса на IT-рынок ослабевает.

Подобные тенденции наблюдаются и в Казахстане. По предварительным оценкам Ассоциации IT-компаний, в 2009-м объем IT-рынка упал до уровня 2005–2006 годов и составил 630 млн. долларов. Но на этот год в компании Fujitsu дают оптимистичный прогноз. Fujitsu является одним из основных игроков на рынке серверов и систем хранения, но также представлен и в других сегментах IT-рынка. Как рассказали в компании, в прошлом году наиболее остро страдал розничный сектор, а корпоративный, напротив, остался относительно стабилен. Сейчас именно корпоративный сектор будет в центре внимания компании, а высококонкурентный и низкодоходный розничный отойдет на второй план. О том, как меняется рельеф рынка, нам рассказали исполнительный вице-президент Fujitsu Сатору Хаяши и региональный менеджер по Казахстану, Киргизии и Таджикистану Екатерина Курасова.

Нет проблем

— Есть ли у казахстанского рынка какие-то отличительные черты?

Екатерина Курасова, региональный менеджер Fujitsu по Казахстану, Киргизии и ТаджикистануЕкатерина Курасова
Есть. Например, в странах Восточной Европы развитие IT шло, когда в Казахстане только начинали об этом думать. Нам не нужно было проживать эти этапы эволюции. Можно сказать, что у нас произошла революция в IT. Казахстанский рынок будет еще не менее семи лет иметь стабильный рост, потому что насыщение рынка IT здесь составляет не более 20%. Мы получили сразу и маркетинговую, и техническую, и сервисную поддержку в том объеме, в котором мы можем ее делегировать партнерам. Мы не сидели и не ждали, когда все это появится или будет разработано, в компании уже все было, когда появился спрос. И мы как регион чувствуем, что компания на данный момент предоставляет все ресурсы, чтобы мы могли развивать бизнес в Казахстане.

— Можете ли вы отметить какие-то проблемы, которые сдерживают развитие рынка?

Екатерина Курасова
Проблем нет. Раньше были трудности, связанные с недостатком квалифицированных специалистов. Клиент хотел купить сложное решение, но на локальном уровне не было людей или компаний, которые могли привезти, инсталлировать этот продукт и отвечать за сервис. Это создавало трудности для клиента при принятии решений. За последние годы компания Fujitsu сделала очень много для поднятия технической и сервисной компетенции своих партнеров, на это тратили время и инвестиции. И сейчас это позволяет нам работать без организации собственной сервисной структуры, которая есть у наших основных конкурентов. Мы сейчас готовы продавать сложные решения, которые даже, например, в Бельгии не продавались. Мы готовы своими силами эти решения инсталлировать и осуществлять их поддержку. Так что проблема с кадрами на рынке решается, и сегодня нет каких-то неразрешимых проблем, сдерживающих развитие рынка.

Казахстанский рынок в целом очень благоприятен для работы, несмотря на очень высокую конкуренцию. В СНГ Казахстан является вторым по обороту рынка после России — и это о многом говорит.

— Насколько новые продукты и решения востребованы в Казахстане?

Екатерина Курасова
Лидерами в IT-секторе являются казахстанские банки. Поскольку у них есть финансовые ресурсы, и они более информированы о тенденциях развития IT-рынка и новинках, которые здесь появляются. Этот сегмент задает тон на рынке. При этом казахстанские банки любят все новое. Если выходит новый автомобиль, то мы ездим на последней модели. То же самое и в сфере IT. Например, мы продали несколько новых продуктов по виртуализации, которых в Европе в некоторых странах не было продано ни одного. Потому что люди в Казахстане видят ценность новых продуктов и проявляют к ним интерес. Это связано с тем, что повысился уровень квалификации людей, принимающих решения. Такая ситуация открывает дорогу на казахстанский рынок всем новым трендам.

При этом в государственном секторе клиенты гораздо более консервативны и опасаются всего нового. Процесс виртуализации для них — шаг следующих пяти лет. Они работают на каком-то одном сервере, к которому привыкли. И пусть его уже с производства сняли, но они приходят к поставщику и просят таких еще шесть штук, потому что они знают, как с ними работать. Заказчики в этом секторе не готовы рассматривать что-то новое, поскольку на них большая ответственность и в их распоряжении небольшие финансовые ресурсы. Учитывая, что государство также один из основных заказчиков на рынке, такая ситуация тормозит развитие рынка.

Новый взгляд на мир

— Какова сейчас ситуация на мировом рынке IT? Чувствуется ли еще влияние кризиса?

Сатору Хаяши, исполнительный вице-президент FujitsuСатору Хаяши
Кризис, начавшийся в сентябре 2008 года, действительно оказал влияние на рынок. Многие компании пострадали и стали проявлять большую осторожность в плане осуществления инвестиций. Конечно, это повлияло и на нас. Но мы считаем, что это будет хорошей возможностью для наших клиентов пересмотреть, проанализировать, во что они инвестировали в прошлом. Когда экономика была в хорошем состоянии, клиенты продолжали покупать различные машины, оборудование без должного хорошего планирования, которое стояло бы за этими покупками. Теперь клиенты стали пересматривать, что у них есть, и приступили к оптимизации своих инвестиций, и это приводит к росту спроса на некоторые продукты и решения. В такой ситуации концепция динамических инфраструктур, о которой мы говорим, стала более востребованной. Клиенты стали консолидировать данные в меньшем количестве оборудования. Также, используя новую технологию виртуализации, они смогли создать более оптимальные решения. Экономический кризис открыл возможности и для оказания других услуг. Например, если клиент хочет потратить деньги на операционные расходы, а не на капитальные, мы можем ему сделать нужное предложение. Экономический кризис будет продолжаться, на мой взгляд, еще по крайней мере 7 месяцев, до конца года. Он оказал влияние на нашу работу, но мы видим здесь и новые возможности для себя.

— Можно говорить о том, что кризис изменил структуру спроса?

Сатору Хаяши
Да, в значительной степени это так.

— Какие продукты стали более популярны, какие менее?

Сатору Хаяши
Не только продукты, но и решения, которые помогают клиентам снижать затраты, стали пользоваться более высоким спросом. В то же время некоторые из продуктов, которые не были экономически конкурентоспособны, теперь не востребованы.

Возрастает также объем реализации услуг. Поскольку клиентам нужны конечные решения, которые мы можем предоставить в качестве услуги. В результате часть бизнеса, связанная с предоставлением услуг, растет стабильно, при этом в определенной степени страдает та часть бизнеса, которая занимается разработкой продуктов.

Мы находимся в середине процесса изменения нашего портфолио. Мы начинаем меньше внимания уделять сектору продуктов низкой ценовой категории и смещаем акцент в сторону решений с большей добавленной стоимостью. Спрос на продукты низкой ценовой категории будет, но мы не можем фокусировать все наши усилия на этом секторе, поэтому сейчас мы трансформируем наше портфолио предложений.

В 2009 году объем нашего оборота снизился, особенно в секторе продуктов низкой ценовой категории, поскольку мы уже не уделяли этому сегменту большого внимания. В 2010 году будет идти восстановление, клиенты будут тратить больше денег, и мы считаем, что у нас есть как раз те продукты и решения, которые будут востребованы и смогут обеспечить рост нашего бизнеса.

Облака IT

— Как текущая ситуация сказалась на ваших финансовых показателях?

Сатору Хаяши
Пока могу назвать только предварительные цифры по итогам 2009 года. Что касается оборота, то темпы роста были скромными, рост составил 1,2%. Операционный доход вырос на 30%. Мы имеем разные темпы роста на рынке по разным продуктам. Но в целом рынок IT упал в 2009 году в сравнении с 2008-м, учитывая этот факт, мы должны гордиться тем, чего нам удалось добиться.

— Какие основные тенденции можно отметить на глобальном рынке?

Сатору Хаяши
На глобальном рынке под влиянием кризиса возникает новая волна спроса на облачные вычисления. Компания Fujitsu недавно объявила о стратегии работы компании в этой области. Мы будем открывать центр обработки данных для работы по всему миру и уже будем предлагать свои услуги клиентам. Я думаю, это существенное изменение в том, как клиенты работают со своими IT. Теперь у клиентов будет широкий диапазон опций в плане того, как использовать эти приложения. Клиент сможет иметь свой центр обработки данных или воспользоваться так называемыми публичными облаками. Это будет менять ландшафт IT-индустрии, и менять его существенно. К счастью, Fujitsu имеет опыт работы в ключевых сферах облачных вычислений. У нас есть мощные серверы, а также ноу-хау в сфере управления обработкой данных, кроме того, мы сейчас усиливаем наши сетевые возможности — все это важно, чтобы иметь хорошее предложение в сфере облачных вычислений. Мы считаем, что в предстоящие 5–10 лет Fujitsu будет основным игроком в этом секторе.

— Какие страны вы сейчас считаете наиболее перспективными, обладающими наибольшим потенциалом роста?

Сатору Хаяши
Наибольшего роста мы ждем на развивающихся рынках. СНГ, в частности Россия, Ближний Восток, Африка и Индия — здесь рост будет выше, чем в других регионах. К сожалению, в 2009 году эти регионы наиболее сильно пострадали из-за быстрых изменений на рынке. Но мы видим восстановление экономики, и, в частности, в Казахстане ожидается 30-процентный рост рынка в этом году.

Комментарии