Следите за новостями

Взрослеющий Казнет

Некоторые данные из исследования «Интернет в Казахстане: казахстанский контент, казахстанская интернет-экономика, казахстанское интернет-право, казахскоязычный сегмент».

4 мая 2010 13:06, Юлия Кузнецова, Gazeta.kz
Рубрики: Интернет

Основной аудиторией Казнета является молодежь, при этом уровень сложности пользования ресурсами интернета пока остается невысоким, и ограничивается использованием услуг электронной почты, членством в популярных социальных сетях, скачиванием развлекательного контента, игр и приложений по моментальному обмену сообщениями.

Таков один из выводов, к которому пришли авторы крупномасштабного исследования «Интернет в Казахстане: казахстанский контент, казахстанская интернет-экономика, казахстанское интернет-право, казахскоязычный сегмент», презентация которого состоялась в ходе первого регионального форума по развитию интернет-сферы в Центральной Азии «Internet CA-2010».

В своих попытках дать характеристику преобладающего содержания отечественных веб-ресурсов и предоставляемых ими сервисов, ориентированных на успех на рынке, эксперты в первую очередь руководствуются существующим портретом массового потребителя, а это, как отмечают казахстанские специалисты, молодой человек в возрасте от 15 до 23 лет. По данным исследования «Kcell: отчет о тенденциях в телекоммуникациях — 2010 г.», в гендерном соотношении это 51% мужчин и 49% женщин (в опросе приняло участие 1050 человек).

«Несмотря на кризис и другие факторы, последние два года наблюдается наполнение казахстанского контента, причем, что радует тот факт, что в это стал вкладываться бизнес, более того, Казнет — также стал площадкой для развития бизнеса. Но вместе с этим развитие содержательной и инструментальной частей Казнета я бы назвал затрудненным, — комментирует ситуацию Адиль Нурмаков, один из авторов исследования, исполнительный директор Центра по изучению конкурентноспособности, по его словам причиной тому является узкий рынок. — Людей у нас и так в принципе мало, а пользователей среди них еще меньше. Потому пока на эту целевую аудиторию ориентироваться бизнесу пока еще сложно».

Кроме того, согласно экспертному мнению, около 80% интернет-трафика приходится на зарубежные (в основном российские) интернет-ресурсы. Это значит, что «выращенный» потребитель уходит «на сторону».

Между тем, как подчеркивает специалист, несмотря на то, что рост числа потребителей интернет-услуг наблюдается, «качество» этих пользователей, в среднем, мягко говоря, еще требует своего совершенства. Что не может не влиять на тенденции развития содержания и предпочтения разработчиков и инвесторов по созданию веб-проектов развлекательного направления с преимущественно «тяжелым» контентом — видео, обмен файлами, торрент-трекеры и прочее. Поскольку это так, у интернет-провайдера нет особой необходимости качественно развивать свой продукт. «Однако это должно со временем измениться, потому что этот целевой потребитель постепенно взрослеет», — резюмирует Адиль Нурмаков.

Сегодня же, по данным исследования компании Kcell, большей популярностью среди казахстанцев пользуются такие интернет-услуги как общение в чатах (36,6%), осуществление звонков с помощью информационно-коммуникационных технологий (34,1%), обновление своего статуса в социальных сетях (на Facebook, Twitter, vkontakte.ru, mail.ru — мой мир и др.). Менее популярные — написание статей в блоггах (11,7%) и комментирование других записей (12,7%) и др.

Интересно, что на вопрос «Каким из указанных ниже видов деятельности Вы занимались в интернете в течение последнего года», респонденты больше всего проголосовали за «поиск отзывов других людей о товарах и услугах» (56,3%), «сравнение цен на товары и услуги» (55,1%). Этим потенциально могли грамотно воспользоваться рекламодатели, однако, как отмечают эксперты отечественного интернет-пространства, этого не произошло. Как было сообщено во время Форума, по оценкам игроков объем рынка рекламы в Казнете составляет около $5 млн., что составляет около 1% затрат на рекламу на радио, прессу и телевидение в Казахстане.

Между тем, по информации республиканского Агентства информатизации и связи РК (АИС), в 2007 г. уровень проникновения интернета по стране составлял 11% (1,6 млн.), в 2008 г. — до 14%, но уже в октябре 2009 г. председатель АИС озвучил цифру в 30% (4,7 млн. чел.), основанную на отчетах операторов связи. В это количество вошли 1,2 млн. абонентов широкополосного доступа, 0,4 млн. абонентов коммутируемого доступа (dial-up), а также 3,1 млн. абонентов мобильного доступа к сети интернет.

На взгляд Адиля Нурмакова, объективным данный показатель считать довольно сложно, «поскольку абоненты сотовых операторов, пользующиеся услугами мобильного интернета (WAP, GPRS, EDGE), чаще всего относятся к одной из первых двух категорий пользователей». Однако, несмотря на сомнения в методологии официальной статистики, эксперт отмечает позитивный факт быстрого роста числа абонентов широкополосного доступа — с 381 тыс. в 2007 г. до 661 тыс. в 2008 г., и практически возросший вдвое показатель в 2009 г.

Зарубежные же источники, как отмечено в тексте исследования, дают менее высокие цифры по Казахстану. «Так, по статистике организации InternetWorldStat, уровень проникновения интернета составляет 12,3%  (1,9 млн.), однако также признаются высокие темпы приобщения населения республики к Всемирной паутине: в период 2000–08 гг. количество пользователей возросло в 27 раз. Согласно данным крупной интернет-компании BuddeComm, количество интернет-пользователей в Казахстане составляет около 1,5 млн. человек», — отмечено в документе, получить который может любой заинтересованный человек у организаторов проекта — экспертов Международного центра журналистики MediaNet.

Между тем, на взгляд Александра Ляхова, исполнительного директора ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», несмотря на относительно невысокие показатели числа пользователей услугами интернета в Казахстане, точное число которых, к слову, по разным подсчетам варьируется от 1,5 млн. до 6,3 млн. человек, можно прогнозировать уверенный рост числа интернет-пользователей, равно как и рост количества и качества информационных интернет-ресурсов и сетевых сервисов в Казнете.

Комментарии