Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Витрина сайтов альма-матер

Обзор сайтов высших учебных заведений Казахстана.

13 апреля 2010 11:59, Наталья Полывянная, Tauport.kz
Рубрики: Интернет

Качество интернет-страничек казахстанских компаний неуклонно растет — наполнению и внешнему виду придается все большее значение. Выходят в Казнет и отечественные высшие учебные заведения, заводя кто просто презентационные странички, а кто — целые порталы, где студенты могут найти массу полезного.

Существует несколько способов разузнать об интересующем ВУЗе: расспросить знающих друзей, сходить на выставку для абитуриентов, дождаться дня открытых дверей, покопаться в обсуждениях на городских форумах, и, в конце концов, прочитать о ВУЗе на его же сайте. При этом уровень «интересности», качество контента, «человеколюбивый» подход к верстке страниц, структура и интерфейс являются продолжением внутренней политики учебного заведения и иллюстрируют отношение руководства к простому студенту.

Каждый вузовский сайт должен отвечать нескольким функциям. Во-первых, рекламная функция. Быть лицом ВУЗа и привлекать потенциальных абитуриентов, переводящихся студентов, нравиться их родителям, или, как минимум, не отпугивать. Сайт должен предоставить информацию, необходимую для поступления, перечень специальностей и хотя бы намекнуть на профессорско-педагогический состав.

Вторая функция — коммуникационная. Желательно, чтобы сайт имел форум, или, как минимум — гостевую книгу или форму для заполнения фидбэка. Также сайт может служить шлюзом в вузовский интранет, доступный посвященным — студентам и преподавателям. Третья, информационная, функция должна отражать самое насущное, расписание, и освещать грядущие или уже прошедшие мероприятия. То есть — хранить частичку студенческой истории, сообщать о конкурсах, перспективах получения грантов и даже рабочих мест. А еще — напоминать о праздниках, открывать тем же посвященным доступ к электронной библиотеке, и прочее, прочее, прочее.

Если успешность выполнения рекламной и эстетической функций зависит в большей степени от умелой подачи, лаконичности и здравомыслия в выборе цветовой схемы и шрифтов, а коммуникационная развивается по мере заинтересованности в ней самих студентов, то с информационной частью дело обстоит несколько сложней. От разработчика сайта требуется упорядочить большие объемы разнообразной информации. Так, что бы все было легко найти, а логика меню была такой, как ей и положено быть — логичной. С этим нередко возникают проблемы. Некоторые сайты ВУЗов выглядят так, будто были спроектированы лет 15 назад, и с тех пор их забыли обновить. А другие настолько перегружены информацией, что ориентироваться на них невероятно сложно.

Складывается такая ситуация отчасти потому, что официальные сайты ВУЗов нередко создаются и поддерживаются силами своих же сотрудников. Наиболее компетентными в этой роли выступают «сисадмины», которым «партия сказала — надо, комсомол ответил — есть». А уж интересно ли этим товарищам копаться с сайтом по многу часов в день, изучать новые технологии и подходы, сравнивать свою работу с зарубежными — никого не интересует, поскольку планка требований невысока. Действительно, не выделять же из бюджета баснословные суммы для найма профессионалов, когда можно решить этот «мелкий» вопрос своими силами.

Хотя не все так плохо — далеко не каждый сайт сделан «спустя рукава». Ниже мы приведем несколько относительно неплохих примеров реализации порталов учебных заведений. До западного дизайна университетских сайтов отечественным еще далеко. Но в данном случае рост — это естественно. Официальный сайт ВУЗа и не должен становиться конечным продуктом. Сайт ВУЗа — это процесс. Ну а пределы совершенствования в рамках этого процесса ограничены умением разработчиков с одной стороны и бюрократическим фактором с другой. Выход за эти пределы сулит чудеса, а пока не время для чудес. Однако когда руководству ВУЗа не наплевать на то, как его учреждение будет представлено в Сети, тогда официальный портал становится ухоженным лицом ВУЗа, а не предметом, за который приходится краснеть, в том числе и студентам.

Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева. Нынешняя версия сайта выглядит добротно. Возможность выбора цветовых схем едва ли пригодится пользователю иначе, чем для краткого развлечения, однако избавляет создателей сайта от непростого решения: какие же цвета выбрать для оформления. Динамическая смена фотографий в шапке не даст заскучать, жмите F5. Невообразимо сложная информационная структура на главной странице упорядочена весьма достойно. И если бы за некоторыми ссылками не скрывались растянутые на всю ширину и лишенные отбивки абзацы с лишними символами и кусками кода, во мне, несомненно, воспылала бы гордость за то, что ВУЗ, выпустивший в сеть столь замечательный сайт, когда-то давно выпустил и меня. Но, доработка — дело времени.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби. Влияние канонов технологий web 2.0 неоспоримо. Вместе с тем, оно недостаточно. Например, ориентация текста по ширине небольшого столбца «взрывает» предложения огромными пробелами. Однако скрупулезный подход к наполнению, труд над упорядочиванием структуры, максимум полезной информации в недлинных статьях вызывает уважение.

Университет международного бизнеса UIB. Небольшой вуз, где все друг друга знают, знает и своих героинь в лицо. Одной из обязанностей Мисс UIB очередного года является своеобразный «почетный караул» на главной странице сайта. Тема женского обаяния как бы намекает нам, что в бизнесе многие вопросы решаются легче именно с его помощью. Сайт отличается небрежной шрифтовой работой и сложной навигацией, зато подкупает контент с лицами счастливых преподавателей на фоне интерьеров.

Международная академия бизнеса МАБ. Творчество, проявленное в оформлении шапки и верхних блоков с полупрозрачными фотографиями на фоне, иначе как робким не назовешь. И если географические силуэты можно соотнести со словом «международная», логотип — с «академией», то остается вопрос: как хаос стандартных кистей фотошопа и неразборчивой типографики правильно соотнести с «бизнесом»?

Главная страничка анимируется сменой двух фотографий, по всей видимости — успешных учащихся, чем еще больше напоминает блог корпоративного сайта образца 2003 года. При этом шрифты и верстка текста очень приятны, а необходимая для поступления информация находится относительно легко.

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы. Внезапно ярким и геометрически красивым оказался сайт национальной консерватории. Здесь, несомненно, чувствуется художественный вкус и небезразличное отношение создателей. Заметно, что новости на сайте обновляются часто. Хорошо структурирована исчерпывающая информация обо всем, что касается этого учебного заведения. Контент — полноценный и легкодоступный. Жаль только, что иногда появляется сообщение об ошибке (404), но опять же, сайт — это процесс…

Университет им. Сулеймана Демиреля SDU. Яркий образец западного подхода к сайтостроению. Динамическая смена интересных, живых фотографий занимает центральную позицию. И вот, я всего за несколько секунд узнаю так много о ВУЗе: студенты учатся, заседают, танцуют, перетягивают канаты, поздравляют, играют в КВН. Блоки информации лаконично структурированы, разделом здесь точно не ошибешься. Верстка информационных статей «человеколюбиво» делится на небольшие порции и интересно графически иллюстрирована. Да, куда ни кликни, понимаешь, что все в нем продумано. Окунаешься и напрочь забываешь о других неудачных примерах страничек учебных заведений.

Итак, что можно сказать после знакомства с сайтами отечественных ВУЗов? Самое главное — то, что есть среди них образчики обдуманного и серьезного подхода к собственному представительству в интернете. Ведь нельзя забывать, что часть потенциальных студентов могут именно после ознакомления с информацией, представленной на портале, принять решение обучаться в том или ином ВУЗе.

Комментарии