Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

РС в режиме «заморозки»

Согласно анализу IDC, 2009 год стал наихудшим за последние 14 лет для рынка ПК Казахстана, однако появились симптомы того, что 2010 станет годом восстановления.

9 апреля 2010 10:31, Юлия Мельник, Курсивъ
Рубрики: Рынок, Железо

Согласно анализу IDC, 2009 год стал наихудшим за последние 14 лет для рынка ПК Казахстана, однако появились симптомы того, что 2010 станет годом восстановления, причем основным фактором роста станет ускоренное развитие сегмента ноутбуков. А возможное создание национального оператора по закупке компьютерного оборудования для нужд госсектора сможет увеличить долю рынка отечественных производителей.

В отличие от 2008 года, когда падение было всего 2,5%, и в денежном выражении рынок составлял $387,5 млн., в 2009 кризис на рынке персональных компьютеров проявился в полной мере. Настоящий обвал наблюдался в первой половине года, когда общий объем рынка уменьшился почти в два раза: на 49,9%, а рынки настольных ПК, ноутбуков и серверов упали на 54,1%, 35,7,  и 68,1%  соответственно по сравнению с первым полугодием 2008 года. Резкая девальвация тенге и отрицательный рост экономики стали главными факторами, приведшими к сильному падению рынка в этот период.

Рынок персональных компьютеров (настольные ПК, ноутбуки и серверы архитектуры х86) за отчетный период в Казахстане уменьшился на 25,5%  в натуральном и на 35,6%  в денежном выражении в сравнении с 2008 годом. Объем и стоимость рынка откатились ниже результатов 2006 года — до 343,8 тыс. штук общей стоимостью $249,2 млн. Доля настольных персональных компьютеров составила 56,2%  от объема рынка, ноутбуков — 42,8%, серверов архитектуры х86 — 1%.

Директор по маркетингу Alsi Ирина Белицкая говорит, что в 2009 году в структуре продаж компании доли категорий ПК, ноутбуков и серверов составили 46%, 51% и 3% соответственно. В розничном сегменте потребители отдают предпочтение больше ноутбукам, нежели настольным компьютерам. Пятеркой лидеров брэндов продаж Alsi являются НР, Dell, Cisco, APC, Microsoft.

В 2009 году второй раз подряд Hewlett-Packard заняла первое место в Казахстане. Компания является единственной на рынке ПК в Казахстане, которая показывает стабильные результаты во всех трех сегментах.

Специалист по продажам серверов Х86 архитектуры НР в Казахстане Вадим Качук говорит, что, несмотря на снижение общих показателей на рынке, компании удалось не только сохранить долю рынка, но и увеличить ее. В 2010 году планируется сохранить прежние позиции.

Несмотря на «наступление» ноутбуков, настольные ПК в 2009-м были по-прежнему достаточно популярны в Казахстане, поэтому Logycom и Alser остались в первой пятерке и заняли соответственно второе и четвертое места на рынке.

Acer и ASUS находятся на третьем и пятом местах по итогам года. То, что компания ASUS, преимущественно поставляющая ноутбуки, впервые вошла в первую пятерку — может служить показателем усиления позиции данного сегмента в РК в прошлом году.

В прошлом году рынок ноутбуков вырос на 3,3%  в натуральном выражении, но уменьшился на 19,2%  в денежном. А уровень проникновения данного сегмента вырос на 12% — до 42,8%  от всего рынка ПК. Этому способствовало и снижение цен — в течение года средняя цена единицы продукции упала более чем на 20%, потому что в поставках основных игроков выросла доля недорогого сегмента. Параллельно наблюдалось все более сильное проникновение мини-ноутбуков, за год их доля выросла почти в 3 раза. Если в 2008 году данный подсегмент только начал формироваться, то в 2009 практически все ведущие игроки предлагали портативные ПК этого класса.

Лидером на рынке ноутбуков стала компания Hewlett-Packard. Acer сместилась на второе место, ASUS сохранила третье, Fujitsu поднялась на четвертое место, а Toshiba замкнула пятерку лидеров. Компания Alsi увеличила объем продаж ноутбуков на 16%, чему способствовали активные рекламные кампании ключевых игроков на рынке, периодические акции, скидки, которые составляют 20–60%, а также проникновение на рынок ноутбуков.

Рынок настольных компьютеров упал на 38,1%  по сравнению с 2008 годом и достиг 193,4 тыс. штук. Динамика поставок на протяжении года была аналогична наблюдаемой годом ранее — с той лишь разницей, что уровни падения были в разы сильнее.

В условиях кризиса, когда важность ценового фактора повысилась, а количество проектов уменьшилось, отечественные сборщики увеличили свою долю, заняв 84,4%  данного сектора рынка: на 10% больше, чем годом ранее. Logycom, Alser, Bely Veter, Hewlett-Packard и Dell вошли в первую пятерку. Объем продаж ПК в Alsi сократился на 33%.

После двух лет подряд удачной работы, в 2009 году рынок серверов архитектуры х86 уменьшился более чем в 2 раза: на 51,3%. За год в Казахстан было поставлено всего 3,3 тыс. серверов. Кроме кризиса, это связано и цикличностью поставок, свойственной серверному рынку. Как и годом ранее, международные поставщики абсолютно доминировали на этом рынке, заняв около 90% его объем, и соответственно пятерка ведущих игроков состоит только из крупных зарубежных компаний: Hewlett-Packard, Dell, IBM, Fujitsu и Sun Microsystems.

Объем продаж серверов архитектуры х86 сократился в Alsi на 62%. Ирина Белицкая отмечает значительное уменьшение спроса среди корпоративных заказчиков. Но потребность в качественной компьютерной технике сохраняется. Рынок в 2010 году, по ее мнению, будет развиваться стабильно, и ожидается рост продаж в некоторых категориях.

По утверждению аналитика IDC Андрея Верховода, практически все сегменты конечных пользователей в 2009 году заморозили покупки компьютеров. Именно в первой половине отчетного года, когда проблемы в экономике стали явными, а эффект девальвации особенно сильным — рынок ПК рухнул. По его словам, игроки рынка отмечали полное отсутствие продаж какое-то время. Оживление наступило только к концу лета, и оно уже было ожидаемо, так как рынок успел адаптироваться к последствиям девальвации тенге — начал восстанавливаться спрос и явно повысился оптимизм в потребительском сегменте, МСБ и на проектном рынке. Этот оптимизм оправдался — во второй половине года было поставлено более 70% годового объема. Есть определенная надежда, что положительные тренды усилятся и в 2010 году. Существенную движущую роль также должен сыграть фактор отложенного спроса, причем, во всех трех сегментах. Однако основным двигателем роста всего рынка ПК будет ускоренное развитие сегмента ноутбуков.

Начальник управления высокотехнологичных отраслей департамента развивающихся отраслей Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ) Бахытжан Битемиров не так давно озвучил факт создания единого государственного оператора по закупу ПК. Он также добавил, что пока этот вопрос разрабатывается между АО «Зерде» и МИНТ. По его словам, это станет одним из механизмов поддержки отечественных производителей в 2010–2014 годах, поскольку приоритет при закупках будет отдаваться именно казахстанским компаниям.

Однако коммерческий директор Alsi Кайрат Токишев уверяет, что в Казахстане нет отечественных производителей ПК, IT-услуг и программного обеспечения. Согласно закону, все сборщики компьютеров в РК не попадают под титул «отечественный производитель», потому что в собираемых ПК нет комплектующих казахстанского производства.

В IDC полагают, что вследствие создания единого оператора по закупу персональных компьютеров, доля казахстанских производителей на рынке увеличится, но только за счет проектов, предусматривающих поставки настольных ПК и серверов. На данный момент ни одна из крупных отечественных компаний не занимается массовой сборкой ноутбуков под своим брэндом. «Не исключено, что компании могут попробовать», — считают в IDC. Однако до сих пор все попытки наладить массовую сборку портативных устройств в Казахстане заканчивались неудачно.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии