Следите за новостями

ASTEL: стратегия стабильного роста

Интервью с президентом АО «ASTEL» Владимиром Бреусовым о развитии рынка связи в Казахстане и результатах антикризисной стратегии компании.

9 февраля 2010 11:10, Алексей Иконников, Центр Азии

О развитии рынка связи в Казахстане и результатах антикризисной стратегии своей компании рассказал президент АО «ASTEL» Владимир Бреусов.

— Какими вам видятся общие итоги деятельности телекоммуникационного сектора в кризисном 2009 году?

— На мой взгляд, отрасль телекоммуникаций оказалась гораздо лучше подготовленной к кризису, чем многие другие, в силу того, что в ней достаточно давно присутствует конкурентная среда. Есть национальный оператор, есть крупные частные компании, но при этом остается и простор для развития новых инициатив. Спекулятивный пузырь возник на рынке недвижимости и в финансовой сфере, тогда как телекоммуникационные игроки, предоставляя свои продукты и услуги, всегда опирались на реальный спрос и реальных клиентов.

Понятно, что мировой кризис, затронувший все отрасли экономики, не мог в принципе не сказаться на нас — ведь сектор телекоммуникаций является составной частью экономической системы. Довольно существенно на рынок повлияла девальвация национальной валюты на 25 процентов, случившаяся ровно год назад, ведь ресурсы для спутниковой связи приобретаются у зарубежных компаний-операторов, соответственно и оплата производится в валюте: евро и долларах. Необходимое телекоммуникационное оборудование также производится за рубежом. Поэтому бизнес всех операторов столкнулся с дополнительными издержками с точки зрения себестоимости оказания услуг и развития своих сетей.

Мы в ASTEL ощутили это в полной мере, так как 95 процентов наших клиентов — это местные компании, которые платят нам в национальной валюте. Конечно, в наших договорах и контрактах еще с 2002 года были заложены механизмы компенсации валютного скачка, и сегодня мы могли бы производить расчеты с учетом коэффициента индексации. Однако понимая, что кризис коснулся всех и незапланированный скачок стоимости услуг поставил бы наших клиентов в затруднительное положение, мы воздержались от такого шага. Несмотря на все издержки, судя по предварительным данным, по итогам 2009 года мы обеспечили рост своих доходов в тенге на 10 проц. по отношению к 2008-му.

— Как бы вы оценили долю рынка телекоммуникаций, которую сегодня занимает ASTEL как корпоративный оператор?

— Вопрос о доле рынка достаточно сложный, так как объективной, все охватывающей статистики пока не существует, и в каждой компании свою работу оценивают по неким вторичным признакам. Также нужно определиться, о каком именно сегменте телекоммуникационных услуг мы говорим? Если о тех направлениях, по которым компания ASTEL работала все годы своего существования, то, по нашим прикидкам, мы занимаем долю не менее 30–40 процентов. Это в первую очередь корпоративные сети и доступ к сети интернет для корпоративных клиентов, плюс полный набор услуг внутри этого сегмента — междугородняя и международная связь, передача данных, телеметрия, видеонаблюдение, видеоконференции и другое.

Оценивать доли рынка разных операторов сейчас сложно еще и в силу того, что структура спроса резко меняется. В докризисные годы отечественный рынок телекоммуникаций можно было считать устоявшимся примерно на 95 проц., то есть практически каждая компания занимала свою «нишу». Но теперь структура начала быстро меняться. Те же банки, наиболее пострадавшие от кризиса, в прошлом открывали новые филиалы, расчетно-кассовые отделения, для этого им требовались новые каналы передачи данных. Но теперь они усиленно экономят. Нас банковская оптимизация расходов не слишком затронула, зато она коснулась ряда других операторов, которые теперь вынуждены активно восстанавливать свою доходную базу, входя в те ниши, где раньше не были представлены.

— Какие меры предприняли в ASTEL, чтобы противостоять рыночным вызовам, связанным с сокращением спроса?

Во-первых, мы стараемся всячески укреплять отношения с уже существующими партнерами и с теми телекоммуникационными компаниями, с которыми у нас существует взаимодополняющий сервис. Это налаженное, взаимовыгодное сотрудничество, помогающее решать множество задач. Во-вторых, мы разрабатываем принципиально новые услуги. Такие усилия в основном касаются не столько стремления заработать как можно больше денег, сколько возможности предоставить сервис, который клиентам может не стоить ничего или стоить очень мало, но при этом позволит нам удержать клиентскую базу. Вот характерный пример. Во многих областных городах, несмотря на то что в большинстве предприятий шли сокращения персонала, мы увеличили количество сотрудников. Для помощи нашим клиентам в регионах набрали специально подготовленных системных администраторов. В основе этой инициативы лежал следующий принцип: у клиента должны работать все приложения, ради которых он и приобретает услуги связи. Каков был традиционный подход к технической поддержке клиента? Клиент звонит и говорит: «У меня что-то не работает». А ему отвечают: «Сейчас проверим! А у нас — все работает». При таком формальном подходе многие проблемы, возникающие у клиента, остаются нерешенными.

Мы считаем, что если вы хотите достойно работать на рынке, то ваш клиент должен получать не общие обезличенные «услуги связи», а иметь возможность работать именно с тем сервисом, который ему нужен в данный момент. Мы отобрали системных администраторов и поставили основную задачу: создать внутри локальных сетей клиентов оптимальные условия для работы всех приложений через предоставляемые каналы связи. На самом деле, это очень серьезная задача, мы пристально и довольно кропотливо отбирали людей. Как известно, недостаток действительно грамотных специалистов, особенно в регионах, огромен. Все наши системные администраторы прошли обучение в Алматы, им рассказали о принципах работы компании, ознакомили с методиками и технологиями. Программа позволила резко уменьшить количество отказов, сбоев и жалоб со стороны клиентов, сократить время на устранение неполадок, неизбежных при традиционной работе.

Чтобы оценить масштабы этого новшества, скажу, что на сегодняшний день у нас порядка двух с половиной тысяч спутниковых станций по всему Казахстану. Кроме этого, есть многочисленные наземные каналы и телефонные подключения в областях. Без ложной скромности могу сказать, что мощная техническая поддержка — это одна из сильнейших сторон ASTEL.

— Планирует ли ваша компания как один из лидеров рынка, оказывающих на него серьезное влияние, предложить своим клиентам что-то новое в сфере интернет-услуг?

— Стоит отметить, что на фоне снижения цен в секторе интернет-услуг серьезные конкурентные преимущества получили компании, которые имеют собственные внешние наземные каналы и внешние шлюзы. Думаю, что к лету 2010-го мы также будем иметь свой канал, так как сейчас строим оптоволоконную линию до границы с Китаем, и в результате надеемся получить хорошие цены на трафик. Соответственно, это вложение значительно уменьшит себестоимость наших интернет-услуг.

Кроме того, мы стараемся, чтобы услуги, за которые нам платят клиенты, были наполнены максимальным содержанием. Так, например, нами была разработана новая услуга, которая называется «Бизнес-Интернет». Буквально перед Новым годом она была официально протестирована и сейчас сдается в эксплуатацию. Суть услуги «Бизнес-Интернет» заключается в том, что на своем узле мы поставили оборудование операторского класса, которое позволяет предоставлять услуги по безопасности, работая в режиме on-line. Подключая клиентов к этому оборудованию, компания может фактически локализовать 98 процентов угроз — отсеять любые вирусы, убрать спам. При необходимости можно блокировать доступ к сайтам нежелательного содержания, к социальным сетям и так далее. Подключившись к этой услуге, администрация компании-клиента может забыть о перерасходе трафика, который зачастую тратится сотрудниками на скачивание фильмов и музыки, и использовать каналы связи для развития своего бизнеса. Важный момент: для наших клиентов, подключающихся к «Бизнес-Интернету», стоимость услуги по доступу к сети интернет не повышается.

— Известно, что существенный сегмент вашей клиентской базы традиционно занимают государственные предприятия. Каковы особенности работы с ними?

— Да, это так. Нашим серьезным клиентом является, например, «Казпочта» — в свое время мы построили этому предприятию спутниковую и наземную сети связи. Другие крупные потребители наших услуг — МВД, Министерство обороны, Агентство финансовой полиции, Таможенный комитет, Национальный центр тестирования Министерства образования. Со всеми ними нас связывают давние партнерские отношения. Например, для МВД мы начали предоставлять услуги электронной почты в 1997 году на базе сети X.25,  это было еще до появления интернета в Казахстане. Исторически, мы начинали с простейшего, с азов, и теперь, если сравнить этапы нашего сотрудничества, то современное техническое обеспечение МВД разного рода телекоммуникационными услугами — это предмет нашей гордости. Видеоконференции на самом высоком уровне, единый номерной план с коротким набором внутри ведомства, обеспечение постов «Рубеж» на дорогах, спутниковая связь — за прошедшие годы развитие наших услуг довольно-таки впечатляет.

Хороший пример взаимовыгодного партнерства — наши отношения с АО «Транстелеком» и с национальным оператором «Казахтелеком». Мы берем у «Транстелекома» каналы, в том числе и интернет, а для них построили спутниковую сеть, поставили HUB, вместе обучили специалистов и сейчас оказываем техническую поддержку, а также организуем связь в затрудненных для прокладки оптоволокна местах. Наше сотрудничество с департаментом корпоративных продаж «Казахтелекома» приняло интересную форму — в рамках существующего законодательства мы создали консорциум и совместно приняли участие в конкурсе по государственным закупкам, выиграли его и теперь работаем вместе. В целом же компания обеспечивает профильными услугами 50–60 процентов государственного сектора.

— Каковы ваши прогнозы по развитию отрасли в целом, а также ближайшие планы ASTEL в этой связи?

— В отношении наших клиентов теперь стоит не столько вопрос подключения новых точек, сколько обеспечения поддержки и обновления сервисов для уже установленных. Развиваются прикладные сервисы, базы данных, вводятся новые стандарты, соответственно клиентам нужны новые технологии, каналы, оборудование. Это бесконечная спираль, которая идет вверх, требуя финансовых и интеллектуальных вложений. Планы компании по развитию на 2010 год довольно оптимистичны, хотя, в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации, они предельно мобильны. С учетом дополнительных возможностей и угроз стратегию приходится пересматривать раз в полгода. Но пока мы не планируем закладывать в планы рост показателей менее 15 процентов.

Думаю, что кризис хотя и несколько отодвигает окупаемость крупных проектов и получение прибыли, однако созданный отраслью задел в инфраструктуре позволил операторам довольно эффективно компенсировать влияние кризисных явлений. В отрасли сейчас идут интереснейшие процессы. Вполне реальны слияния, объединения и укрупнения; возможен приход на рынок крупных внешних игроков из России, Китая, Индии.

Что же касается наших собственных планов, то в этих условиях мы стремимся быть предельно мобильными. В состоянии готовности находится множество проектов, в основном в области телефонии. Огромные перспективы роста у цифрового телевидения, где мы имеем определенные наработки. Уверен, что при благоприятной, стабильной экономической ситуации все эти проекты будут реализованы.

Комментарии