Следите за новостями

Адильбек Сарсенов: Прозрачность и эффективность гарантирует он-лайн

Интервью с председателем правления Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Адильбеком Сарсеновым о вкладе холдинга в дело «информатизации всей страны».

5 февраля 2010 11:34, Асель Муканова, Казахстанская Правда

В рамках подготовки казахстанской экономики к форсированному индустриально-инновационному развитию отрасль инфокоммуникаций выделена в отдельное приоритетное направление, развитие которой имеет существенное значение как становления инновационной экономики Казахстана и повышения добавленной стоимости приоритетных отраслей. Как обещают специалисты, в ближайшие пять лет доля инфокоммуникационной отрасли в ВВП страны будет доведена до пяти процентов. Для простых же казахстанцев важно иметь свободный доступ в интернет, к телефонной и телевизионной связи. Сегодня о своем вкладе в дело «информатизации всей страны» рассказывает председатель правления Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Адильбек Сарсенов.

Адильбек Сарсенов, председатель правления Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде»

— Под управлением холдинга «Зерде» находятся самые разные организации с различным спектром функций. Каков единый вектор развития для всех дочерних предприятий?

— Все компании, входящие в наш холдинг — акционерные общества Kazsatnet, «Казконтент», «Национальные информационные технологии», «Национальный процессинговый центр», Международный IТ-университет и ТОО «Центр электронной коммерции» — объединены основной миссией: способствовать трансформации казахстанского общества в интеллектуальную нацию, через развитие и эффективное внедрение современных инфокоммуникационных технологий. Мы работаем в трех стратегических направлениях: развитие проектов в рамках «электронного правительства», внедрение новых электронных и IТ-проектов, в том числе IТ-образование, и совершенствование корпоративного управления.

— Холдинг был образован полтора года назад, в разгар мирового финансового кризиса…

— Понятен ваш вопрос. Да, поначалу нам пришлось нелегко. Переданные нам компании в основном считались убыточными, две из них были фактически банкротами. Но уже в 2009 году холдинг констатировал положительный результат, что называется «вышел на прибыль». И это учитывая открытие двух новых компаний, которые по определению будут убыточными еще несколько лет. АО «Национальные информационные технологии» в прошлом году по доходам побила свои рекорды, а Kazsatnet впервые вышла на прибыль. Резко улучшили свое финансовое состояние и другие наши «дочки».

— «Электронное правительство» Казахстана считается одним из самых успешных в СНГ. Мы — единственная страна с большой территорией и невысокой плотностью населения, имеющая связанную единую инфраструктуру «е-правительства», в которой идут активные действия по запуску электронных сервисов. Но зачастую оно воспринимается лишь как возможность пообщаться в блоге с премьер-министром или акимом, а ведь инфокоммуникационные технологии открывают куда более широкие перспективы.

— В деле просвещения казахстанцев в этом вопросе мы надеемся на помощь СМИ. Работа еще предстоит, но уже сейчас функционируют инфраструктура и базовые информационные системы — веб-портал «е-правительства», национальные реестры, электронные государственные закупки, электронный документооборот, национальный удостоверяющий центр и другие. То есть информационный этап мы прошли, сейчас находимся на этапе интерактивном. В настоящее время 59 государственных услуг можно получить в электронном виде, и за прошедший год ими воспользовались более 45 тысяч пользователей. То, к чему другие страны шли лет 15, мы сделали за пять: заложили основы «е-правительства», основы идентификации, базовые компоненты для инфраструктуры. С этого года значительно облегчит жизнь казахстанцев введение ИИН и БИН. Помимо получения различных справок теперь он-лайн можно производить оплату услуг и более чем 120 видов налогов. Уникально создание единой электронной цифровой подписи. На настоящий момент уже выдано порядка 90 тыс. ключей национального удостоверяющего центра, еще порядка 900 тыс. выдано удостоверяющим центром Налогового комитета Министерства финансов. Сейчас мы объединяем эти две базы, то есть одним ключом можно будет и налоговую отчетность производить, и услуги оплачивать, и различные справки получать. Но и это не все. Мы хотим идти дальше. К примеру, взяли вы в портале «е-правительства» справку о недвижимости и должны отнести ее в банк. Но этот шаг можно вообще отменить. И сделать так, чтобы банк сам напрямую обратился на сайт и запросил все данные о вас.

— Звучит заманчиво. Необходимость отстаивать многочисленные очереди за «бумажкой, без которой ты букашка» действительно напрягает. Какие еще прорывные проекты, полезные для общества, сегодня реализуются?

— Один из примеров — «электронный нотариат», инвестиционный проект самого холдинга, осуществляемый совместно с Минюстом и Нотариальной палатой Казахстана. Он внедряется в Астане, обучены уже 76 нотариусов. Суть заключается в том, чтобы нотариус, который сейчас не имеет возможности проверить достоверность и подлинность всех предоставляемых документов, мог сверять их в режиме он-лайн по единой базе данных. Ведь бумажные документы можно подделать, а электронные нет. Это гарантирует прозрачность, эффективность процесса, а в конечном итоге направлено на борьбу с коррупцией. Приведу в пример и систему е-акимат, проект которой мы в пилотном режиме запустили в 2009 году в Павлодарской области. Это пять актуальных услуг, среди которых в том числе постановка в очередь на место в детском саду. В текущем году проект будет реализован еще в четырех областях.

— Адильбек Газизович, о важности хорошего образования можно судить и по вашей карьере: вы с отличием окончили энергетический институт, затем отучились за рубежом по программе МВА. Потому, наверное, развитие IТ-образования в нашей стране — одно из приоритетных направлений деятельности холдинга «Зерде»?

— Потребность в международно-признанных специалистах IT-индустрии определяется Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003–2015 годы. Важным шагом для нас стало открытие в прошлом году Международного университета информационных технологий в Алматы. Посудите сами, развитая IT-отрасль способствует отходу от сырьевой направленности экономики, а сам университет решит проблему квалифицированных IT-разработчиков, администраторов и обслуживающего инженерного персонала.

Университет создан по поручению Главы государства в апреле 2009 года в тесном сотрудничестве с iCarnegie Inc., представляющим американские программы IT-университета Carnegie Mellon (США). Уже первый набор превзошел ожидания: помимо трехсот студентов, поступивших по государственным образовательным грантам, еще сотню вуз принял на платной основе. Занятия ведутся на английском языке, а экзамены сдаются в режиме он-лайн за рубежом. Помимо лучшей в мире методологии университет располагает IТ-лабораториями, и уже после первого курса студенты смогут практиковаться в наших дочерних компаниях. В дальнейшем мы планируем увеличивать и количество студентов, и специальностей, по которым будет вестись обучение. Ведь спрос на IТ-кадры, несмотря на то, что их готовят более сотни вузов страны, остается достаточно высоким, дефицит составляет 2,5–3 тысячи человек ежегодно.

— Одной из задач холдинга на 2009 год было создание первой в Казахстане специализированной на разработке интернет-контента компании и запуск пяти интернет-проектов. Так появилось АО «Казконтент», являющееся контент-провайдером в сети Казнета. Насколько сложна работа по развитию казахстанского сегмента сети интернет?

— Казнет — не такая уж и проблемная зона, какой она была ранее. В прошлом году казахстанский трафик интернета стал бесплатным, и дело сдвинулось с мертвой точки. Резко возросло количество регистрируемых сайтов, сегодня их более семи тысяч. С целью развития отечественного сегмента Сети было создано АО «Казконтент». Компания работает над информационно-аналитическим порталом Bnews.kz, уже вошедшим в тридцатку самых посещаемых, информационно-развлекательным порталом Kaztube.kz и рядом других проектов с предоставлением качественного контента, создает он-лайн площадки для обсуждения злободневных вопросов, открыто принимает все предложения, а также продвигает новые идеи. Пока есть спрос, обязательно будет и предложение. На очереди — создание казахстанской социальной сети и отдельно детской сети.

— Потребовало ли динамичное развитие «е-правительства» изменений в законодательстве, и каким вы видите дальнейшее развитие отрасли?

— Процесс компьютеризации движется семимильными шагами, с каждым днем растет потребность в электронных услугах, и на этом этапе мы столкнулись с проблемой законодательного регулирования. Сегодня отечественная правовая база совершенствуется, необходимые поправки вносятся на рассмотрение в парламент.

Особо отмечу, что этот вопрос находится на контроле Главы государства, в Стратегии до 2015 года президент обозначил развитие информационных технологий одним из главных приоритетов. Подтверждают слова Нурсултана Назарбаева цифры: на протяжении последних лет инфокоммуникационная отрасль Казахстана демонстрирует достаточно высокие темпы роста (от 20 до 30%), что значительно превосходит среднестатистические показатели роста промышленности в целом по стране. Такое положение дел во многом обуславливается низким первоначальным уровнем использования информационных и коммуникационных технологий в социальной и экономической сфере, а также постоянно увеличивающимся спросом на эти услуги. Поэтому оценивать результативность деятельности отрасли, ориентируясь лишь на относительные показатели, неправильно. Тем более, если сравнивать нашу страну с другими развитыми государствами мира. Таким образом, главная наша цель — не сохранение набранных темпов роста, а их существенное увеличение и ускорение темпов информатизации общества.

Кроме того, в настоящее время во всем мире IТ происходят серьезные изменения, в частности, наступает эра cloud computing, так называемых «облачных вычислений». Суть технологии — программные вещи не надо держать в каком-то конкретном компьютере, все данные находятся в интернете. Каждый человек может с любого компьютера пользоваться собственной информацией, и это совершенно новое направление программирования, в котором у Казахстана есть существенные перспективы для развития.

Другой вопрос, что вследствие малочисленности населения Казахстана, наша страна имеет небольшие перспективы в секторах информационных технологий, основанных на наличии человеческих ресурсов — по примеру Индии и Китая, например. Поэтому Казахстан должен развиваться по технологическому сценарию, в котором недостаток квалифицированных человеческих ресурсов, восполняется автоматизацией и информатизацией процессов. Одной из таких ниш являются дата-центры — специализированные здания или площадки для размещения серверного и коммуникационного оборудования и подключения к каналам сети интернет. Согласно статистике, рынок коммерческих дата-центров в мире показал существенный рост по итогам 2009 года, а объем рынка составил 11,5 млрд. долл. США. Полагаю, что как Швейцария нашла нишу для банковской деятельности, так и Казахстан может стать региональным центром для обработки данных.

Прогноз развития отрасли ИКТ до 2014 года

Комментарии