Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Горячие пирожки с интернет-прилавка

Интервью с экспертом общественного фонда «Центрально-Азиатский институт развития» Дмитрием Верхотуровым о будущем электронной коммерции в Казахстане.

4 декабря 2009 16:44, Яна Тареева, Деловой Казахстан

В кризис продажи интернет-магазинов по всему миру выросли в среднем на 11 процентов, а что касается сегмента сотовых телефонов и бытовой техники, здесь они побили все рекорды — увеличились на 40 процентов. Со вступлением в единый Таможенный союз в Казахстан придет и волна повышения цен на многие товары, например, одежда может стать дороже на треть. Вероятно, и казахстанские продавцы начнут более активно уходить в Сеть, сокращая таким образом издержки. О будущем «электронного товарооборота» мы говорим с экспертом общественного фонда «Центрально-Азиатский институт развития» Дмитрием Верхотуровым.

Интернет может обеспечить не только информационное равенство всех казахстанцев, но и создать единый национальный рынок, считает Дмитрий Верхотуров. Нам нужно отказаться от монополии «Казахтелекома» и снять ограничения на развитие интернета.

«Нужно ввести национальную платежную систему — электронный тенге, — объясняет он, — который позволит создать национальный рынок, на котором любой аул может продавать свои товары хоть в Алматы, хоть в Семее, хоть в Актау, продавая через интернет, рассчитываясь и получая выручку в электронных тенге».

— Дмитрий, как вы видите возможность появления конкуренции у «Казахтелекома»? Вряд ли монополист добровольно откажется от своих позиций.

— Нужно разделить рынок услуг. Сейчас «Казахтелеком» совмещает в себе черты первичного провайдера, то есть собственника магистральных каналов связи и вторичного, поставляющего услуги доступа в интернет. Вместе с тем рынок услуг доступа в интернет необязательно должен быть за одним монополистом, предоставлять услуги могут и небольшие компании. В России эта сфера развивалась именно таким образом. Возникало множество небольших компаний, которые поставляли услуги доступа в интернет в масштабах, скажем, района или даже части района, арендуя каналы связи у крупных государственных компаний. Эти компании прокладывали линии до каждого дома и делали интернет доступным в каждой квартире.

В конкурентной борьбе побеждал тот, у кого связь была лучше, скорость больше, тарифы меньше, а также была нормальная техподдержка и минимум аварий. В Москве в 2005–2006 годах отключение интернета на неделю из-за поломки для районных сетей было весьма распространено. Но сейчас этот вопрос решен. С 2007 года начали формироваться городские компании, которые предоставляют доступ на хорошей скорости, пакет услуг, разнообразные сервисы. Они скупили районные сети и сделали мощный и развитый бизнес.

Ничего особенного делать не надо, а нужно лишь разрешить аренду каналов связи мелкими компаниями, не ограничивать создание и развитие районных сетей. Через 3–4 года качество интернета будет как в Москве. Если вложить средства в оборудование магистральных линий, в спутниковый интернет, в беспроводные сети — то значительно лучше, чем в Москве.

Массовая интернетизация — это создание целого сектора экономики. Это, во-первых, спрос на оборудование, на материалы, на специалистов по обслуживанию сетей. Во-вторых, бурное развитие рынка услуг связи. Опыт России, в частности, показывает, что за интернетом вскоре идут и другие пакетные услуги, например, кабельное и спутниковое телевидение. В-третьих, это развитие электронной коммерции.

На последнем стоит остановиться подробнее. Когда интернет стал по-настоящему массовым, стали бурно расти интернет-магазины, предлагающие самые разнообразные товары. Сначала это были просто рекламные сайты. Потом появилась служба заказа по интернету. Когда объем заказов вырос, многие интернет-магазины стали создавать службу доставки. Потом стали активно применять для расчетов электронные деньги (webmoney, «яндекс-деньги» или другие платежные системы). Покупки упростились до минимума. Можно просто сидеть за компьютером, выбрать на сайте товары, оплатить их электронными деньгами, заказать доставку, и в определенное время купленный товар привезут на дом.

В Москве этот бизнес развился настолько, что появились торговые фирмы, которые вообще не имеют торговых площадей и сбывают товар через интернет-магазины. Продавать можно все что угодно, но быстрее всего этот бизнес развивается в торговле книгами, DVD, спорттоварами, электроникой, продуктами питания и так далее. Можно сказать так: стандартизированный товар при условии достаточно подробного описания и фотографий продается через интернет-магазин легко и без особых проблем.

Главный двигатель селекции электронной торговли — это качество услуг и доверие покупателя. В интернете информация распространяется очень быстро, и пользователи через форумы или блоги быстро узнают об интернет-магазинах, об их услугах и товарах. Это подлинный узун-кулак, только многократно усиленный техническими возможностями интернета. Так что, если какой-то интернет-магазин позволит себе обманывать покупателей или продавать некачественный товар, то вскоре он ничего не сможет продать и закроется, поскольку узун-кулак разнесет по электронной степи, что в такой-то интернет-магазин заходить не следует.

Безупречная репутация — это альфа и омега успеха в электронной торговле.

— Как это может развиваться в Казахстане?

— По опыту России можно развить электронную торговлю быстрее и с меньшими ошибками. Первое условие — массовая интернетизация, то есть интернет должен прийти в каждый дом, каждую квартиру, каждый отдаленный поселок. Чем больше пользователей, тем больше потенциальных клиентов. Второе — создание национальной электронной платежной системы, своего рода электронного тенге.

— Дмитрий, а вам не кажется, что это «окольный путь»? Зачем изобретать велосипед, если можно рассчитываться нашими карточками VISA?

— Нет, это как раз прямой путь. В США электронная торговля действительно развивалась на основе кредитных карт.

Разумеется, было множество случаев мошенничества, когда товары оплачивались ворованными кредитками. В России же кредитные карты распространены меньше, и электронные деньги развивались по пути посредничества. То есть образовывалась компания-посредник, которая создавала электронную платежную систему, где любой пользователь мог зарегистрировать свой кошелек «Яндекс» создал интересную систему соединения кошелька с почтовым ящиком. Регистрация счета — это заключение договора пользователя с компанией на оказание определенных услуг. Затем пользователь перечисляет деньги на свой кошелек (обычно через специальные карты или платежные терминалы) и распоряжается ими в интернете. Компания-посредник осуществляет операции по кошелькам, принимает и выдает деньги пользователям.

Преимущества электронной платежной системы состоят в том, что есть договор на оказание услуг, есть ответственные лица, есть правила пользования системой. Это весьма надежная схема, полностью укладывающаяся в законодательство. В последнее время в США стали отходить от использования кредитных карт в электронной торговле в пользу платежных систем по российскому образцу.

Суть национальной платежной системы состоит в том, чтобы организовать платежную систему на основе банков, под надзором Нацбанка, соединить банковские счета с электронной платежной системой, создать шлюзы ввода и вывода электронных денег в банках, отделениях почты, создать шлюзы обмена электронного тенге на другие электронные деньги, ввести единые правила пользования платежной системой и так далее.

— Кто будет обучать эти 15 миллионов, которые вообще не представляют, как можно расплачиваться по интернету?

— Пользователей webmoney или яндекс-денег тоже никто особенно не обучал. Просто при регистрации кошелька и всех операциях выводилась подробная пошаговая инструкция, что и как делать. Научиться пользоваться кошельком в платежной системе не труднее, чем научиться пользоваться электронной почтой.

— Как решить вопрос доставки товаров в отдаленные уголки и районы?

— Эта задача решалась несколькими способами. Во-первых, создавались центры выдачи, когда заказ можно оплатить и забрать в определенном центре. По этой схеме работает, в частности, такой крупный магазин, как «Озон». Во-вторых, крупные компании, работающие в городах, создавали собственную систему доставки и включали в счет оплату доставки. Пользователь выбирал дату и время доставки, указывал адрес, и курьер привозил товар в нужное место и время. В-третьих, использовалась пересылка почтой. В этом случае товар покупатель получал на почте и оплачивал наложенным платежом. В Казахстане почтой можно доставить товар даже к отдаленным потребителям.

Иностранные товары тоже доставляются, как правило, почтой. Наконец, существует множество услуг, которые вовсе не требуют доставки. Например, услуги регистрации доменных имен, хостинга, доступа к контенту, защищенному авторскими правами, платежи за услуги сотовой связи и так далее.

Мировой опыт показывает, что бизнес это начинание поддержит. Вообще, я думаю, что электронная торговля — это наиболее подходящая среда для развития малого и среднего бизнеса. Что для начинающего бизнесмена главное? Главное — это возможность входа на рынок с минимальными начальными вложениями. Создать интернет-магазин и открыть кошелек гораздо проще и дешевле, чем открыть торговый киоск или магазин.

Что для начинающего бизнесмена главное? Главное — это возможность входа на рынок с минимальными начальными вложениями. Создать интернет-магазин и открыть кошелек гораздо проще и дешевле, чем открыть торговый киоск или магазин. Не надо получать всевозможные разрешения и согласования, которые затягивают и удорожают открытие бизнеса.

Электронная торговля предоставляет возможность торговать товарами или услугами на территории всего Казахстана и за его пределами, по всему миру. Традиционные методы ведения бизнеса ведут, как правило, на узкий сегмент рынка, который зачастую не дает возможности роста. В Казахстане эта проблема только усугубляется огромными расстояниями, распределенностью населения и сравнительно малым объемом внутреннего потребительского рынка. Рынок в интернете неограничен, и в нем можно найти покупателей на любой товар.

Электронная торговля делает, в сущности, неважным конкретное месторасположение бизнеса. Главное, чтобы товар был качественным, сходным по цене и доставлялся в оговоренный срок. Товары и услуги может продавать любой аул, создав интернет-магазин и отправляя товары по почте. Скажем, захотелось вам купить сырмак или шапан. Вы находите интернет-магазин, в котором продаются сырмаки, шапаны, оплачиваете выбранную вещь электронными тенге и получаете покупку по почте. При этом вы можете жить в Алматы, а сырмаки и шапаны могут шить, скажем, в Баянаульском районе Павлодарской области.

На мой взгляд, электронная торговля — это наиболее эффективное средство поднять малый и средний бизнес в Казахстане и превратить его в двигатель развития экономики.

Комментарии