Следите за новостями

Айдар Арифханов: рост цен не предвидится

Интервью с заместителем председателя Агентства РК по информатизации и связи Айдаром Арифхановым о телекоммуникационной отрасли Казахстана.

26 октября 2009 11:14, Бахытгуль Момынова, Динара Байкадамова, Digital Kazakhstan
Рубрики: Связь

Телекоммуникационная отрасль одна из наиболее динамично развивающихся и, наверное, нет ни одной казахстанской семьи, которая так или иначе не была бы зависима от уровня ее развития.

Интервью с заместителем председателя Агентства РК по информатизации и связи Айдаром Арифхановым.

Айдар Арифханов, заместитель председателя Агентства РК по информатизации и связи

— Айдар Абдразахович, какие главные задачи стоят сегодня перед телекоммуникационной отраслью страны?

— В настоящее время действует утвержденный постановлением правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года «Стратегический план Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи на 2009–2011 годы».

Согласно данному плану одной из целей является — повышение доступности услуг телекоммуникаций для населения, бизнеса и развитие фиксированной связи. Для этого предусмотрено стратегическое направление в сфере телекоммуникаций, цель которого — обеспечение населения и организаций доступными и качественными услугами связи.

Если говорить более детально, то первоочередными задачами являются: совершенствование государственного регулирования отрасли телекоммуникаций, включая ценообразование услуг связи согласно переданным функциям регулятора отрасли; совершенствование механизмов взаимоподключения сетей операторов связи; дальнейшее увеличения плотности абонентов фиксированной и сотовой связи, а также доступа к сети интернет; совершенствование механизма предоставления универсальных услуг телекоммуникаций; совершенствование распределения ресурса нумерации и радиочастотного спектр; дальнейшее развития сетей мобильной связи, с внедрением в крупных городах республики услуг 3G; ускоренное развитие и модернизация сетей фиксированной связи, с внедрением услуг NGN; принятие стандартов услуг телекоммуникаций в республике на основе мировых индикаторов, принятых Международным союзом электросвязи.

— Реализуются ли социально значимые проекты в отрасли?

— В настоящее время реализуется два социально значимых для Казахстана прорывных проекта — «Модернизация и развитие сетей телекоммуникаций сельской связи с использованием технологии CDMA» и «Перевод сети телекоммуникаций АО «Казахтелеком» на технологии Next Generation Network».

Система CDMA уникальна тем, что она относительно недорогая и эффективная. Позволяет в таких странах как Казахстан, где большая территория и низкая плотность населения, покрыть всю территорию страны. До конца 2009 года планируется покрыть порядка 800 сельских населенных пунктов данной связью. Как вы знаете, уровень цифровизации населения сейчас составляет порядка 75%. До конца года планируем довести ее до 78%, в городах — до 90 %. До конца 2012 года мы планируем увеличить уровень цифровизации до 100%.

Второй социально значимый проект — это перевод сети телекоммуникаций на сети нового поколения. Его уникальность в том, что он позволяет объединить сети передачи данных и телефонные сети, то есть это будет удобный и экономичный инструмент управления информационными потоками любого происхождения. Это и голосовые сообщения, и передача данных, а также видео и интернет. Количество абонентов на данный момент составляет порядка 712000 абонентов. Практически все крупные города Казахстана покрыты данной сетью. В Астане полностью покрыт Левый берег, идет работа по остальным городам.

— Как повлиял кризис на отрасль? Удалось ли сохранить рост, который был характерен для последних лет? Если есть снижение, то по каким позициям?

— Безусловно, кризис повлиял на темп роста доходов в отрасли связи. Если, по данным статистики, в 2008 году по отношению к 2007 наблюдался рост в 11,8%, то по данным шести месяцев 2009 года, темп роста к 2008 году составил около 5%. Снижение доходов наблюдается от услуг международной, междугородней связи, а также от трансляций телерадиопрограмм, но при этом происходит рост от услуг доступа к сети интернет.

— Обращаются ли участники телекоммуникационного рынка за поддержкой к государству?

— За финансовой поддержкой участники телекоммуникационного рынка в Агентство не обращаются. Что касается вышеупомянутых социальных проектов, то их мы решаем совместно с АО «Казахтелеком».

— Какие конкретно есть результаты в предоставлении качества услуг — телефонной связи, доступа к сети интернет, сотовой связи в этом году?

— Количество абонентов фиксированной связи в настоящее время составляет 3665255 абонента, то есть средняя телефонная плотность — 23,3 абонента на 100 жителей. Количество абонентов сотовой связи — 15658911 абонентов, средняя телефонная плотность — 99 абонентов на 100 жителей. Количество абонентов сети интернет, по отчетам операторов связи, 4350323 абонента, средняя плотность — 27 абонентов на 100 жителей. При этом львиная доля, 50%, — это абоненты мобильного доступа, то есть те, кто выходят через мобильный телефон. Через широкополосный доступ к сети интернет, это услуги «Мегалайн» — порядка одного миллиона. Абонентов коммутируемого доступа к сети интернет — 404660.

Качество услуг напрямую зависит от уровня цифровизации. Чем выше данный уровень, тем выше уровень качества предоставления услуг. Качество услуг цифровых сетей, конечно же, намного выше. В целом, уровень цифровизации телекоммуникационной сети составляет 88%.

— Конкуренция на рынке, государственное давление, конечно, играют свою роль в снижении тарифов сотовых компаний, но они все же остаются еще достаточно высокими. Какие меры вы сейчас предпринимаете, как регулятор, для их снижения и каких положительных результатов удалось добиться в этом году?

— Услуги сотовой связи у нас, на данный момент, оказывают 4 компании: ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» с торговыми марками K’Cell и Activ, ТОО «КаР-Тел» с брэндом Beeline, АО «Алтел» с торговыми марками Dalacom и Pathword, а также ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с торговой маркой NEO.

Все эти операторы включены в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. Соответственно они все подвержены государственному регулированию. В настоящее время, согласно действующему законодательству Агентство вправе провести экспертизу и снизить цены на услуги сотовой связи, только в случае, когда оператор связи обращается в Агентство с уведомлением о предстоящем повышении цен на данные услуги. То есть в данном случае у нас есть полное право проверить все услуги данного оператора и подтвердить обоснованность либо необоснованность его тарифов. Но с таким уведомлением к нам пока никто не обращался и поэтому АИС в таком направлении пока работу не проводит.

Между тем уже разработаны изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (разработчик — АРЕМ), в который он внес норму, согласно которой регуляторы, АРЕМ и АИС, имеют право проводить экспертизу обоснованности цен субъектов регулируемых рынков. В данном случае нам не нужно будет дожидаться того момента, пока оператор сам обратится к нам с просьбой повысить тарифы. Мы в любой момент сможем прийти по какой-то жалобе, проверить обоснованность тарифов. Эти изменения в законопроект уже включены в постановление правительства Республики Казахстан, в ближайшее время они будут рассматриваться в мажилисе парламента Республики Казахстан.

Кроме этого, между Агентством по защите конкуренции и АИС в 2009 году было заключено межсекторальное соглашение, в соответствии с которым в 2009 году предусмотрено снижение на 20% тарифов на услуги пропуска телефонного трафика доминирующих операторов связи, включенных в Государственный реестр. Это повлечет за собой снижение цен и у других операторов, а также снижение стоимости звонков между сотовыми компаниями.

— Тот же вопрос по интернет-тарифам. Если в прошлом году произошло снижение на 20%, то в этом году оптимистичных цифр пока не прозвучало. Связано ли это с тем, что операторы не снизили оптовые тарифы?

— Тарифы доступа к сети интернет, конечно, снижаются, но не так быстро, как хотелось бы. Проблема в том, что оптовые тарифы АО «Казахтелеком» для вторичных провайдеров остаются высокими. Данные провайдеры уже будут доводить эти услуги до конечных потребителей с более высокой стоимостью. Вторичным провайдерам это невыгодно, так как их услуги очень дорогие.

Как и в случае с тарифами на услуги операторов сотовой связи, после принятия данного законопроекта, у нас появятся полномочия говорить о том, что данные тарифы завышены или же нет. Но в то же время, другие операторы связи не обладают никакими значительными ресурсами для построения собственных сетей интернет с подключением к внешним ресурсам, поэтому все они вынуждены подключаться к сетям АО «Казахтелеком». Сами они не настолько сильны, чтобы прокладывать линии до границы с Китаем или Россией, это достаточно дорого.

В то же время услуги, которые предоставляет АО «Казахтелеком», например, «Мегалайн», на который очень большой спрос, в целом работает достаточно хорошо, по приемлемым ценам. Как только запустится сеть CDMA 450, на селе также будут предоставляться услуги широкополосного доступа к сети интернет.

На данный момент на сетях CDMA 450 предоставляется только голосовая связь, но сейчас мы проводим работу по выделению еще двух каналов для этих целей, а именно для широкополосного доступа к сети интернет на селе. Это позволит обеспечить доступ к услугам сети интернет гораздо большему кругу населения.

— Может ли, в связи со сложными экономическими условиями, произойти рост цен на услуги связи?

— Теоретически это возможно. Любой оператор связи, по закону может обратиться к нам с просьбой об увеличении тарифов, но на данный момент никто с такой просьбой не обращался, и даже если они обратятся, существует процесс согласования. Мы должны будем произвести проверку, и если мы сочтем, что повышение тарифов необоснованно, то мы этого одобрять не будем. На то мы и регулятор, чтобы следить за этим и принимать решения в большей степени направленные на защиту потребителя. Но поскольку ни один оператор связи с подобной просьбой не обращался, рост цен не предвидится.

Кроме того, по данным статистики, рост объемов услуг связи за первое полугодие 2009 года вырос по сравнению с прошлым годом примерно на 5%, однако цены не выросли. Если объемы услуг телекоммуникаций будут расти, или же будут оставаться на уровне 2008 года, рост цен вряд ли возможен.

— Мобильная связь — наиболее прибыльная часть телекоммуникационной отрасли. Какие видите высокодоходные направления в ближайшей перспективе для Казахстана?

— В услугах телекоммуникаций мобильная связь составляет в общих доходах около 55%. Доходы от услуг доступа к сети интернет — около 10%. Остальные доходы — внутризоновая связь, почтовая и другие, это около 35%. Но в ближайшей перспективе я вижу и могу с уверенностью сказать, что доходы от услуг доступа к сети интернет будут повышаться, во многом это связано с тем, что будет охватываться более широкий круг с внедрением CDMA 450, в городах — Wi-MAX.

Это не просто интернет, это и IP-телефония, и цифровое телевидение. Доходы от данных услуг будут значительно повышаться, а доля доходов от услуг мобильной связи, возможно, останется на том же уровне.

— По заявлениям сотовых операторов — они технически готовы запустить услугу 3G, но как мы знаем, задержка в освобождении частот, которые используется Министерством обороны Республики Казахстан. Когда реально может решиться этот вопрос и насколько перспективен этот рынок для Казахстана, на ваш взгляд?

— Изначально мы планировали решить этот вопрос до конца лета, но решение вопроса затягивается на неопределенное время. Я уже устал обещать, и мне уже неудобно перед журналистами. По заверениям МОРК запрашиваемый диапазон частот используется силами воздушной обороны вооруженных сил страны.

Мы проводим работу со всеми сотовыми операторами, они уже готовы перейти на сотовую связь третьего поколения, но на данный момент этот вопрос еще не урегулирован. В ближайшее время данный вопрос планируем рассмотреть на межведомственной комиссии по радиочастотам.

По 3G мы сильно отстаем даже от наших соседей, в том же Ташкенте, в Республике Узбекистан, ее уже вводят, в Азербайджане, в России — планируют.

При этом в той же Турции 3G не пользуется большой популярностью. Главное преимущество 3G — это высокоскоростной интернет. Если GSM это 256 килобит в секунду, то 3G — 2 мегабит в секунду. То есть сотовый телефон можно подключать к ноутбуку и получать высокоскоростной интернет. Остальные преимущества - конференц-связь, видео-звонки, как говорят нам турецкие коллеги, практически не используются. Эти услуги популярны в основном среди подростков.

В видеоконференции для кого-то есть свои неудобства — в том, что тебя видят, не всех устраивает. На Западе даже шутят, что не хотят, чтобы начальник их видел, поэтому особо не практикуют видеовызов. Цена на услуги 3G при этом повыше.

Главное преимущество связи третьего поколения — это высокоскоростной доступ в интернет, поэтому ее необходимо вводить.

— Международным союзом электросвязи определены конкретные сроки по переходу на цифровое телерадиовещание. Какова ситуация в Казахстане?

— Цифровое телевидение — это отдельная больная тема. В данном направлении мы отстаем даже от Кыргызстана. Насколько мне известно, там в некоторых областях уже вводится цифровое телевидение. У нас главным уполномоченным органом в области телерадиовещания является Министерство культуры и информации Республики Казахстан, идет разработка Концепции и Комплексного плана мероприятий внедрения и развития цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан на 2009–2015 годы. Конкретные сроки перехода на цифровое телевидение будут отражены в данной Концепции.

Вы, наверное, знаете, что в США уже полностью перешли на цифровое телевидение, во многих странах Западной Европы также осуществляется переход на цифровое телевидение. Будущее, конечно, за ним. Главное преимущество, которое стоит за внедрением цифрового телевидения — это экономия радиочастот. Если аналоговый канал позволяет на одном канале транслировать лишь одну программу, то при внедрении цифрового телевидения на одном канале можно вещать до 8 программ. Еще раз повторюсь, конкретные сроки перехода в Казахстане будут отражены в Концепции.

— И последний вопрос. Каких значимых изменений в нормативно-правовой базе отрасли можно ожидать в ближайшей перспективе?

— В декабре прошлого года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи». Согласно вышеуказанному Закону были изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О связи» и ряд других законодательных актов.

Кроме этого, в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» будут вводиться корректировки относительно тарифов. В случае принятия Концепции по цифровому телевидению, то в ряд нормативно-правовых актов и законов, в частности Закон «О связи», будут вноситься изменения, касающиеся цифрового телевидения.

— Спасибо за беседу.

Комментарии