Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

В скором будущем компании будут делиться на 2 типа — тех, кто делает бизнес в интернете, и тех, кто вышел из бизнеса

Интервью с начальником отдела маркетинга финансовых порталов «Казкоммерцбанка» Гульмарой Рысбековой об интернет-банкинге в Казахстане.

29 октября 2009 16:54, LogycomJournal

Интернет-банкинг в нашей стране развивается с 2000 года. В рамках этой системы в РК оказывается более сотни услуг, при этом львиная доля операций приходится на Homebank.kz. Об интернет-предпочтениях, как защищают денежные манипуляции в Сети, из-за чего пользователи не доверяют е-банкингу и о том, сколько лет самому пожилому клиенту Homebank.kz рассказала Гульмара Рысбекова — начальник отдела маркетинга финансовых порталов «Казкоммерцбанка».

Гульмара Рысбекова, начальник отдела маркетинга финансовых порталов «Казкоммерцбанка».

— Интернет в Казахстане развивается неплохими темпами. Как быстро растет количество пользователей ваших услуг?

— Количество новых клиентов системы интернет-банкинга «Казкоммерцбанка» Homebank.kz ежемесячно увеличивается в среднем на 5 тысяч пользователей. Сейчас это около 230000 уникальных пользователей, что составляет более 60% от всего интернет-банкинга в Казахстане. В среднем каждый 5 держатель карты «Казкоммерцбанка» и каждый 12 пользователь сети интернет в Казахстане пользуется интернет-банкингом Homebank.kz.

— Каково ваше видение рынка интернет продаж Казахстана в ближайшее будущем?

— Данный рынок, безусловно, будет расти и динамично набирать обороты с каждым годом. На сегодняшний день 18% населения Казахстана пользуется сетью интернет. Могу предположить, что до конца 2010 года эта цифра вырастет до 25%. Соответственно, будет расти и количество людей, приобретающих товары посредством Сети.

Также отмечу, что те торговые компании, которые уже сейчас предлагают своим клиентам приобрести продукцию через свои сайты с использованием в качестве оплаты кредитных карт, развиваются более динамично по сравнению с другими. Их руководители смотрят далеко вперед. Кстати, чаще всего интернет-покупки совершают люди, которые много работают и имеют более высокий уровень оклада, но не имеют времени для походов по магазинам в дневное время.

Будущее за компаниями, которые сумеют выстроить новую модель ведения бизнеса, основанную на законах интернета и принципах электронной коммерции. Билл Гейтс, основатель фирмы Microsoft предсказал однажды, что «к 2005 году в мире будут существовать два типа компаний, те, кто делает бизнес в интернете, и те, кто вышел из бизнеса». Думаю, что в скором будущем его слова найдут подтверждение и в Казахстане.

Продажа через сайт не требует дополнительных инвестиций, а прием платежей посредством электронной площадки с использованием кредитных карт торговые компании могут организовать с помощью системы Epay. 

— А какие ресурсы вы часто используете для он-лайн покупок?

— Из казахстанских сайтов часто использую www.homeshop.kz для заказа питьевой воды, книг, дисков, иногда бытовой техники. Ассортимент товаров — более 150000, так что найти можно почти все. К тому же цены ниже, чем в магазинах. Из иностранных сайтов — всем известный аукцион www.ebay.com.

— Как вы думаете, насколько реально прожить и заработать в нашей стране человеку, основной доход которого интернет-магазин?

— Это вполне возможно, если магазин пользуется определенной популярностью, имеет постоянную клиентуру также как обычный магазин.

К тому же здесь меньше риска, т.к. отсутствуют фиксированные расходы на аренду торгового помещения, зарплату продавцам и т.п.

— Сейчас у нас есть в наличии homebank, интернет-банкинги БТА, Народного Банка: у каждого банка свой продукт для своих клиентов, напрашивается вопрос - насколько актуально создание единой для всех системы интернет-банкинга?

— Homebank.kz на сегодняшний день является единственной системой интернет-банкинга в Казахстане, которая обслуживает клиентов нескольких банков — АО «Казкоммерцбанк», АО ДБ «Citibank», АО ДБ «Сбербанк России», АО «Казинвестбанк». В перспективе этот список будет расширяться. Другие системы интернет-банкинга в Казахстане не предлагают услуги другим банкам.

— Ваша система интернет-банкинга оказывает большое количество услуг. Планируете ли вы вводить какие-нибудь новые сервисы?

— Мы постоянно совершенствуем существующие сервисы и вводим новые. О планах говорить не буду, т.к. сфера инновационных технологий не позволяет делиться планами внедрения новых сервисов, чтобы конкуренты не смогли опередить нас. Но могу сказать, что мы постараемся удивить наших клиентов.

— Какие из услуг, представленных homebank.kz, пользуются наибольшей популярностью среди населения?

— Просмотр выписок по счетам с расшифровкой доходов и расходов, оплата услуг мобильной связи.

— Для защиты манипуляций с денежными средствами, необходимы большие ресурсы, как финансовые, так и людские. Какие меры принимаете вы для защиты своей сети?

— Соединение с финансовым порталом осуществляется по протоколу https с использованием технологии SSL (Secure Socket Layer), что позволяет аутентифицировать клиента и делает обмен данными с сервером полностью недоступным для несанкционированного перехвата или искажения.

Кроме того, среди всех банков второго уровня в Казахстане КАЗКОМ первым получил государственную лицензию Удостоверяющего Центра на осуществление деятельности по выпуску и предоставлению услуг с использованием электронно-цифровой подписи от 9 декабря 2007 года. Данная лицензия дает возможность предоставлять клиентам более широкий спектр услуг.

На данный момент КАЗКОМ является единственным банком в Казахстане располагающим таким обширным спектром услуг, возможным для реализации через интернет-портал с помощью ЭЦП. ЭЦП — это аналог собственноручной подписи, а значит и новые возможности. Это и возможность подписываться на услуги самостоятельно, не проходя авторизации через Call Center; возможность пополнять и снимать деньги со своих депозитов без посещения банка, возможность проведения конвертации между счетами, переводить деньги на карты других клиентов банка, совершать переводы с лицевого счета в пользу третьих лиц и многое другое.

— Какие люди работают у вас в данной системе, где они учились?

— Над порталом работают высококвалифицированные специалисты, многие из которых обучались в зарубежных университетах. Также есть и программисты, закончившие наши технические ВУЗы.

— Подготавливают ли казахстанские ВУЗы достаточно квалифицированных специалистов для вашей сферы деятельности?

— Бывает так, что мы перенимаем зарубежный опыт в развитии системы интернет-банкинга, но специалисты все наши, многие из которых стажировались зарубежом.

— Наиболее выгодные по вашему мнению интернет-проекты в нашей стране?

— Я бы назвала несколько сайтов и порталов: сайты, которые принимают платежи с использованием платежных карт через систему «Казкоммерцбанка» Epay: www.airastana.kz; www.homeshop.kz; сайт с возможностью оплаты за объявление — www.kolesa.kz; среди систем интернет-банкинга — www.homebank.kz; среди часто посещаемых информационно-новостных и развлекательных сайтов, которые зарабатывают на баннерной рекламе: www.interfax.kz; www.gazeta.kz; www.zakon.kz; www.krysha.kz; www.kino.kz; www.bb.ct.kz;  www.kiwi.kz.

— Как вы думаете, насколько еще сильно недоверие людей в нашей стране к услуге интернет-банкинга?

— Недоверие складывается из-за неосведомленности людей о том, что совершение операций через интернет-банкинг гораздо удобнее, быстрее и более того, безопаснее, чем носить деньги в кармане и платить за все наличными. В основном недоверие присутствуют у людей, возраст которых около 50 лет. Хотя у нас есть даже клиенты в возрасте 97 лет! Молодое поколение же с удовольствием оплачивает коммунальные услуги, услуги мобильной связи и т.п.  через интернет-банкинг, при этом экономя время и нервы. Наибольшее количество клиентов нашей системы интернет-банкинга наблюдается в возрасте от 23 до 28 лет.

— Какие вы выдвигаете критерии компаниям, с которыми в будущем планируете сотрудничать в сфере интернет-банкинга?

— В целях безопасности проведения платежей держателями платежных карт в пользу других компаний у нас проводится достаточно строгий отбор компаний при подключении. Мы готовы обсудить все условия с компаниями, желающими сотрудничать по части приема платежей через интернет.

Комментарии