Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

ITоги-2006: пыль в глаза или развитие?

Итоги 2006 года в сфере информационных технологий Казахстана.

15 января 2007 17:48, Александр Васильев, Exclusive
Рубрики: Бизнес

Прошедший 2006 год выдался довольно ярким для рынка информационных технологий нашей республики. Чего только стоит запуск собственного спутника связи или открытие парка информационных технологий. Вообще, его можно смело назвать годом «государства в ИТ». Многие государственные инициативы в ИТ-сфере уже не только декларируются, но и реализуются. И даже не важно насколько хороши и правильны те или иные конкретные шаги и проекты. Важно другое — есть госзаказ, который выступает мощным катализатором развития информационных технологий в нашей стране. Конечно, рынок ИТ в Казахстане развивается завидными темпами и без государственных инициатив. Но происходит этот процесс несколько обособленно, в основном в рамках корпоративного сектора. У государства же масштабы национальные.

Пришествие продолжается

Лучшим индикатором развития и привлекательности рынка является интерес со стороны зарубежных компаний, которые инвестируют в развитие своих бизнесов в Казахстане. Они открывают представительства, вкладывают в штат, обучение специалистов. И хотя пик открытий, пожалуй, пришелся на 2005 год, в прошедшем году эта тенденция сохранилась, приобретя новые черты: если многие крупные международные компании уже давно имеют у нас свои офисы, то сейчас проявляется интерес со стороны ИТ-бизнеса из ближнего зарубежья. В основном это крупные российские компании, но в последнее время активизировались и «айтишники» из Украины. При этом интерес проявляют компании из самых разных сегментов ИТ: программное и аппаратное обеспечение, консалтинг, обучение, системная интеграция, — что также говорит о зрелости нашего рынка.

Так, в 2006 году открылись представительства и филиалы таких компаний, как Nvision (один из крупнейших российских системных интеграторов), Comptek (известный российский дистрибутор телекоммуникационного и сетевого оборудования), начал работу офис «Лаборатории Касперского» (производитель антивирусных систем). В конце осени в Алматы прошли «Дни Terrasoft в Казахстане» (украинская Terrasoft разрабатывает решения по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM)). С 2006 учебного года в Международной академии бизнеса появилась новая дисциплина — «Информационный менеджмент» (CIO), что говорит о качественном росте отечественных ИТ и потребности в управленцах нового уровня. Роль информационных технологий значительно выросла, и взгляд на ИТ-директора только как на технического специалиста устарел. Появилось понятие CIO как руководителя информационных технологий, который должен быть не только грамотным специалистом в области ИТ, но и хорошо разбираться в бизнесе. Довольно крупным событием стало открытие в Алматы обучающего ИТ-центра Futurtech. Работа этого института информационных технологий построена на опыте и учебных технологиях индийской NIIT, одного из мировых лидеров ИТ-образования. В планах Futurtech — открытие обучающих центров во всех крупных городах Казахстана. Главным отличием от образования в наших технических вузах будет постоянная коррекция и обновление учебных программ.

Вообще, нельзя не отметить проснувшийся интерес индусов, занимающих в мировом разделении ИТ-труда весомое место, к нашему рынку. Впервые в 2006 году несколько индийских компаний были представлены на выставке KITEL, состоялись визиты индийских делегаций в наш ПИТ. Однако в какие конкретные действия выльется этот интерес, пока говорить сложно.

Ежик в тумане

Другой показатель высокого потенциала и развития — стремительный рост штатов представительств. Так, в «Майкрософт Kazakhstan», начинавшейся с трех сотрудников, сегодня, через три года присутствия, работает уже почти 50 человек. Представительства многих других компаний регулярно переезжают в более просторные офисы. Причина у всех одна: вырос штат, стало тесно, не помещаемся.

Интересен и факт появления в прошедшем году сразу нескольких новых специализированных ИТ-изданий (с полным перечнем можно ознакомиться здесь (http://www.profit.kz/press/)), что также говорит и о росте самого рынка, и о росте интереса к новым технологиям со стороны потребителей. И, что характерно, именно в 2006 году появились первые «неалматинские» журналы об информационных технологиях — один в Караганде (InternetInfo) и один в Астане (Digital Kazakhstan).

Т.е.  процессы, происходящие на рынке, явно свидетельствуют — рынок ИТ на подъеме. А цифры, цифры-то где? — спросит читатель. А вот с цифрами не все хорошо. Плохо настолько, что в мае Ассоциация ИТ-компаний даже организовала «круглый стол», посвященный вопросам статистики на ИТ-рынке. Ведь это не просто какие-то итоговые показатели — это базовая информация, исходя из которой участники рынка строят свою деятельность, планируют развитие. Участники «круглого стола» единогласно сошлись на том, что «все плохо и надо с этим что-то делать», но что именно — не придумали. Пожурили исследовательские агентства за то, что их отчеты не соответствуют действительности. Да и вряд ли здесь вот так в одночасье что-то можно изобрести. Рецептов нет. В итоге — собрались, лишний раз расстроились, разошлись.

В то же время в прошедшем году у крупнейшей международной исследовательской компании IDC, специализирующейся как раз на рынке ИТ, в Казахстане начал работать региональный менеджер. Однако пока это не сыграло заметной роли в прояснении ситуации с показателями рынка. Да и к отчетам IDC многие «айтишники», среди которых известные брэнды, частенько предъявляют претензии в недостоверности данных. Также в 2006 году в Казахстане появилась собственная специализированная исследовательская компания, в сферу компетенции которой входят маркетинговые исследования и консалтинг в сфере телекоммуникаций и информационных технологий — ICT-Marketing. Так, на момент подготовки данного материала, на сайте компании были анонсированы четыре свежих отчета, доступные к приобретению: обзоры рынка телекоммуникаций, сотовой связи, интернета и передачи данных, а также IP-телефонии в Казахстане по итогам 2006 года.

Т.е.  развиваться мы развиваемся, но как именно — не известно. Это больше интуитивный процесс. Есть расхожие цифры в целом по отрасли — 25–30%  рост в год. Эти цифры озвучиваются уже несколько лет, однако в разных сегментах рынка и у разных компаний показатели… тоже разные. Например, в прошлом году Microsoft в Казахстане и Центральной Азии показал почти удвоение бизнеса (рост составил 82%), а в 2006 финансовом году объемы продаж выросли на 47%. При этом доля Казахстана традиционно составляет более 90% во всем Центрально-азиатском «пироге». Примерно такая же картина и у других компаний — основной бизнес делается в Казахстане, многие заявляют о росте с опережением рынка. Но ведь чтобы одни росли с опережением, кто-то и отставать должен, а у нас — все первые. Многим международным компаниям удобно уходить от ответов, прячась за корпоративную политику неразглашения конкретных цифр по регионам. А отечественные стараются особо не светиться, не давая поводов к расспросам.

Интересное мнение представителя ИТ-бизнеса было опубликовано в одном из номеров казахстанского журнала об информационных технологиях Computer Club Magazine. «Статистика нужна, т.к.  на сегодня оценка рынка ПК в Казахстане варьируется от 150 тыс. до 250 тыс. в год. Это очень большой разброс, соответственно, доверия эти цифры не вызывают. Данные, которые предоставляют различные известные аналитические агентства — вообще взяты с потолка, т.к.  подавляющее большинство компьютерных компаний просто удваивают или утраивают цифры для этих агентств», — говорит Виталий Осипов, директор департамента дистрибуции и развития бизнеса компании ALSER System. «Если существует статистика, можно делать аналитику и искать тренды. Например, в нашей работе мы пользуемся аналитикой для стран региона ближнего востока и России, делаем корреляцию с учетом казахстанской специфики и планируем свою деятельность. Вообще, проблема нашего казахстанского рынка — в полном отсутствии цифр. Имеется в виду цифр реальных. Нереальных хватает. Мы сами пользуемся ими в переговорах с партнерами», — поделился Виталий.

Цифры есть там, где объемы продаж поддаются учету. Например, в телекоме. Так, по сообщению Интерфакса, предприятиями связи Казахстана в январе-ноябре 2006 года оказано услуг на сумму 247,1 млрд. тенге, что на 20,2%  больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 89,6 млрд. тенге, что на 27,1%  больше, чем в январе-ноябре 2005 года, сообщили 12 декабря в госагентстве по статистике. В результате из общего объема доходов 36,2%  получено от реализации услуг связи населению. В структуре доходов от услуг связи за январь-ноябрь 2006 года мобильная связь занимала 45,5%, междугородная — 19%, местная телефонная — 7,7%, интернет — 5,3%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,4%, почтовая — 1,8%. Вместе с тем, по данным статведомства, наиболее динамично развивалась сотовая связь: в январе-ноябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем услуг увеличился на 57,9%. Основной объем телекоммуникационных услуг и услуг связи предоставляется компаниями «Казахтелеком» и «Казпочта».

Сами с усами

Впрочем, нам есть чем похвастаться и помимо привлекательности для иностранных игроков и «завидных темпов роста». Например, в феврале 2006 года компания «Глотур» объявила о создании совместного предприятия с сингапурцами по производству ЖК-мониторов и телевизоров в родном отечестве и под казахстанским брэндом, чем немало подивила. СП получило название Glotur DS Multimedia (помимо «Глотура», участвующего в компании через свою дочернюю структуру «Глотур Инвест» и имеющего в СП долю 35%, и сингапурской DS Multimedia (25%), есть в новой компании и капитал «Национального инновационного фонда» РК (40%)). Пожалуй, на сегодня это один из самых интересных и амбициозных проектов и, казалось бы, надо радоваться. Но все-таки проект больше удивляет. Ведь при всех наших темпах развития конечная емкость рынка Казахстана довольно мала, а чтобы окупить вложения в производство, нужны большие объемы продаж. В «Глотуре» говорят о конкурентных ценах и планах выхода на рынки Центральной Азии и России. Но про долю стран Центральной Азии мы уже говорили (около 10% без Казахстана), а выход на российский рынок представляется сомнительным. К тому же, я сомневаюсь, что новому брэнду будет просто обратить на себя внимание в условиях жесткой конкуренции. Пусть даже продукция компании будет стоить дешевле (хотя и тут я сильно сомневаюсь, что мы сможем конкурировать с заводами Китая и Тайваня, выполняющими заказы крупнейших мировых брэндов и имеющими колоссальные объемы и производственные мощности, отчего себестоимость их продукции минимальна), вряд ли найдется много желающих сэкономить процентов десять от стоимости в пользу неизвестного брэнда.

Все эти сомнения в целом справедливы и для открытого осенью парка информационных технологий Alatau IT City, в рамках которого, кстати, и будет работать Glotur DS Multimedia. Т.е., если в двух словах, то вопрос сбыта производимой в Парке продукции ставит под сомнение целесообразность производства.

Другим громким событием национального масштаба стал запуск собственного спутника связи Kazsat. И даже был проведен тендер на производство второго спутника. Помимо политических амбиций и извлечения коммерческой выгоды от сдачи спутниковых каналов в аренду, собственный спутник призван сыграть свою роль и в реализации проекта «электронного правительства». Ведь для предоставления населению равных возможностей доступа к электронным услугам нужно будет связать воедино самые отдаленные уголки страны, и спутниковые технологии, учитывая наши просторы и низкую плотность населения, являются самым оптимальным вариантом. Естественно, что наличие собственного спутника при решении таких задач максимально отвечает интересам национальной безопасности.

Однако самым интересным и масштабным является проект «электронного правительства». В реализации этого проекта, что приятно удивляет, идет системная и всесторонняя работа, решается множество сопутствующих задач. Главная из которых — преодоление информационного неравенства, для чего Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи была разработана соответствующая Программа, направленная на создание в государстве условий для широкого использования информационно-коммуникационных и инновационных технологий. 11 октября премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов подписал постановление правительства РК «Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в РК на 2007–2009 годы». Ее основные направления — достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения Казахстана, 20% уровня пользователей е-услугами и интернетом в республике, а также повышение значимости информационных ресурсов в повседневной жизни граждан. Общая стоимость госпрограммы по снижению информационного неравенства в Казахстане составит 12 млрд. тенге.

Понятно, что успешная реализация Программы, в рамках которой будет организовано 2515 компьютерных классов и обучено 2364054 человека (15,7%), значительно поднимет уровень компьютерной грамотности среди населения Казахстана (по прогнозам АИС, до 20,7%, против сегодняшних 5%), что, в свою очередь, спровоцирует рост спроса на весь спектр товаров и услуг ИТ.

Что в итоге?

Подводя некую черту, можно сказать, что рынок ИТ в Казахстане стремительно развивается, а наша страна действительно пытается переориентироваться на несырьевую модель экономики, и государству в этом процессе принадлежит значительная роль. И пускай мы никогда не станем страной, экспортирующей исключительно высокие технологии. Пускай наш Alatau IT City никогда не станет местной «силиконовой долиной». Здесь, как ни странно, главное — не победа, а участие. И если вдруг возникнут сомнения — вспомните про перенос столицы в Астану, спровоцировавший строительный бум. И воспринимайте проекты электронного правительства и пр. как «Астану в информационных технологиях». Понятно, что по ходу их реализации будет много ошибок, претензий и нареканий. Однако большое видится на расстоянии. И искренне хочется, чтобы результаты были видны уже с расстояния ближайших лет. Ведь сфера ИТ — самая динамичная.

Комментарии