Следите за новостями

Делай, что должен и успех обязательно будет

Интервью с начальником управления Центра информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РК Натальей Киль о работе центра.

30 августа 2009 11:46, Асхат Сергазин, Digital Kazakhstan
Рубрики: Общество

«Делай, что должен и успех обязательно будет», — считает начальник управления Центра информатизации здравоохранения Наталья Киль.

Наталья Киль, начальник управления Центра информатизации здравоохранения РК

— Наталья Валерьевна, чем занимается Центр информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РК?

— ЦИЗ — это структура, которая должна осуществлять функции координации, мониторинга всех проектов Министерства здравоохранения, связанных с информатизацией и развитием телемедицины.

— Какие сложности встречаются в процессе вашей работы?

— Сложности в нашей работе обусловлены в основном тем, что большинство людей еще не готово к использованию современных технологий в своей повседневной жизни. Несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий, интернет, например, для большинства людей до сих пор еще земля непознанная, «терра инкогнита». Кто-то боится, кто-то не понимает. С этим приходится сталкиваться не только в повседневной жизни, но и в рабочем процессе. Наталкиваешься на достаточно сильное сопротивление, так как многим привычнее заниматься работой тем способом, каким работали испокон веков. Тем более в такой достаточно о консервативной отрасли как здравоохранение.

—Расскажите подробней о проекте «Телемедицина».

— Телемедицина — это одна из форм современных технологий, которая позволяет проводить медицинские консультации, обследования, консилиумы на любом расстоянии, когда пациент и врач не находятся рядом. Они могут находиться в разных городах и даже в разных странах. Посредством современных информационных технологий врач может разговаривать с пациентом, осматривать его визуально, получать какие-то сведения о результатах его исследований. Во-первых, это позволяет приблизить высококвалифицированную помощь к любой точке нашей страны — районному центру или городу. Во-вторых, позволяет сократить время — не надо куда-то ехать и тратить дополнительно деньги, жить в чужом городе. Достаточно будет обратиться в телемедицинский центр своего населенного пункта, где его смогут по необходимости соединить с высококвалифицированным специалистом по специфике заболевания этого пациента, находящимся, допустим, в республиканском научном центре или даже где-то за границей.

Сегодня у нас еще не существует национального сегмента телемедицины. У нас только отдельные сегменты, завязанные на областные центры, но они еще не объединены в одну сеть, и задача этого года — построить республиканскую сеть телемедицины, которая позволит связываться с научными центрами в Астане и в Алматы, а также с международными научными центрами.

— Необходимость реализации данного проекта ставилось под сомнение. Как вам удалось убедить в актуальности принимаемых мер?

— Мы неоднократно выслушивали мнения отдельных чиновников о том, что это слишком затратный проект, что сейчас он не актуален, что есть другие направления, на которые необходимо направлять средства. Но, достаточно обратиться к элементарным расчетам, которые мы приводили в технико-экономическом обосновании по этому проекту. Экономия средств, которые ежегодно затрачиваются на выезды специалистов областных центров в районы, позволяет в течение четырех лет окупить затраты на проект. Но главное — как оценить здоровье человека? Приведу пример. В Каркаралинске — этот город относится к сельской местности — в районную больницу обратился пациент с неясной картиной черепно-мозговой травмы. В результате телеконсультации, которая была проведена в областном медицинском центре Караганды, было выявлено, что это не травматическая патология, а злокачественное новообразование. Пациент был срочно госпитализирован в нейрохирургическое отделение области, и, таким образом, ему была спасена жизнь. Как оценить такие моменты? Сколько стоит человеческая жизнь? Я уверена, спасение жизни одного человека уже окупило затраты на телемедицинскую сеть в этом регионе. Этот факт говорит о том, что основное преимущество внедрения телемедицины — это оперативность в принятии решений, ведь есть много заболеваний, когда решающими становятся даже не часы, а минуты. И чем везти пациента по не очень хорошей дороге в областной центр, лучше в течение короткого промежутка времени решить проблему на месте.

— Насколько точно можно поставить диагноз, просто глядя на экран?

— Телемедицина предполагает не только режим конференций, когда врач смотрит на пациента и разговаривает. Она позволяет передавать еще цифровые изображения ультразвука, ЭКГ и рентгеновских снимков. Т.е. это равносильно обследованию у врача традиционным образом. Тут точность абсолютная.

Кроме того, еще одна возможность телемедицины — общение при помощи видеоконференции, где одновременно могут связаться специалисты из разных точек.

— Что вы можете сказать о перспективах телемедицины?

Во-первых, мы приближаем высокоспециализированную помощь к любой точке нашей страны. Во-вторых, мы тем самым повышаем квалификацию медицинских работников, которые работают на селе, в областных центрах посредством доступной возможности общаться со светилами медицины, с профессурой, ведущими специалистами различных клиник. Они обогащаются знаниями, опытом, навыками.

— Информационно-познавательный веб-портал. Насколько он отвечает тем целям, которые были поставлены перед ним в момент создания?

— Скажу без ложной скромности, что до того момента, как мы начали заниматься порталом, он был не достаточно проработан и насыщен — информация на портале зачастую была устаревшая, редко обновлялась. Сейчас же практически ежедневно там появляются новые, интересные сведения, статьи, написанные в живом стиле. У нас большие планы по поводу развития веб-портала здравоохранения. Мы хотим сделать из него настоящую информационную площадку, через которую граждане смогут иметь доступ к актуальной интересной информации о системе здравоохранения Республики Казахстан. В перспективе портал будет использоваться так точка предоставления различного рода электронных услуг, таких как запись на прием к врачу, вызов врача на дом, просмотр госпитализированных в стационаре и так далее. Т.е. спектр этих услуг очень широк, и совместно с разработчиками единой информационной системы мы сейчас прорабатываем спектр этих услуг. Я думаю, что в дальнейшем электронные сервисы Министерства здравоохранения будут доступны и востребованы нашим населением. Ведь многие сейчас уже пользуются электронными услугами для заказа билетов, платежей, для просмотра прогноза погоды и т.д. Такие вещи уже никого не пугают.

— Какие еще проекты у вашего Центра?

— Самый глобальный проект, которым мы в данный момент занимаемся — это создание единой информационной системы здравоохранения. Это очень амбициозный проект, потому что на сегодняшний день ни в одной стране мира не существует подобной системы на государственном уровне. Есть попытки, аналогичные работы ведутся во многих странах. В США, Великобритании, например, такие проекты еще не завершены. Пока эти системы ограничиваются лишь штатом, графством, областью. В России также несколько субъектов федерации разработали и внедрили у себя единую информационную систему. Но на уровне всей страны подобные проекты пока в мире еще нигде не реализованы. В нашей республике решение о реализации данного проекта было принято в 2005 году. На сегодняшний день практически 90% функционала системы разработано, проводится пилотная эксплуатация в Астане. На следующий год планируется уже тиражирование по республике.

— Наш журнал уже писал о ЕИСЗ. Но давайте напомним нашим читателям о том, что получит благодаря ЕИСЗ здравоохранение Казахстана?

Во-первых, простой врач поликлиники или больницы освободится от рутинных операций во время работы. Мы знаем, что врач во время приема почти не разговаривает с нами, большую часть времени он затрачивает на заполнение медицинской документации — делает записи в карточку, историю болезни, выписывает кучу каких-то бланков. При такой ситуации страдает качество оказываемой помощи. При единой системе мы даем в руки врачу такой современный инструмент как компьютер с хорошей информационной системой, который позволит ускорить все эти операции, по большей части автоматизировать. А наличие в системе всей информации о пациенте позволяет врачу ускорить доступ к ней.

Не стоит воспринимать эту систему как просто пишущую машинку для врача — это сложная многофункциональная информационная система, которая в первую очередь направлена на то, чтобы повысить качество оказываемой помощи, также она дает большие преимущества пациенту. Ему не надо будет таскать с собой кучу документов: результаты обследования, амбулаторные карточки. Врач в соответствии со своими правами доступа может проследить всю историю болезни данного пациента. Таким образом, пациент получает более оперативную и качественную помощь.

Еще один важный момент — преемственность между уровнями оказания медицинской помощи. То есть независимо от того, где была оказана была помощь, полная информация будет храниться на центральном сервере и по запросу врача может быть ему доставлена.

— Немного поговорим о вас. Как давно вы работаете в данной сфере?

— С 1994 года. Мне просто очень повезло. Сразу после окончания института я попала в Карагандинский областной диагностический центр, где тогда был единственный в стране отдел информационной техники и технологий. Скажем, это была единая информационная минисистема здравоохранения, проект которой мы сейчас реализуем в республиканском масштабе. Позже, в 2003 году, в Караганде был создан Медицинский информационно-аналитический центр. Меня пригласили в данное учреждение в качестве заместителя директора. Мы достигли высоких результатов, и сегодня МИАЦ Карагандинской области заслуженно считается одним из лучших подобных центров республики.

— Что вас вдохновляет на работу?

— Больше всего меня вдохновляет, когда я вижу результат своей деятельности. Особенно когда рядом со мной есть люди, на которых я могу положиться, которые меня понимают. Когда я вижу глаза этих людей… Бывает, не успеваешь закончить предложение, а уже человек, с которым работаешь, подхватывает и развивает его, поддерживает и придает какое-то новое звучание, генерирует новую идею — вот это самый лучший стимул для того, чтобы продолжать работать дальше.

Комментарии