Следите за новостями

Ловцы волны: государственные ИТ-проекты

Государственные ИТ-проекты в Казахстане — погоня за модой или эффективностью?

То, что наше государство отслеживает мировые тренды в области информационных технологий, не может не радовать. Настораживает другое: то, с какой легкостью и решительностью мы подхватываем эти веяния и готовы делать «как у них». Между тем, далеко не все можно реализовать в казахстанских реалиях. И даже больше — далеко не все нужно. Т.к. проекты могут оказаться просто невостребованными. Особенно когда в борьбе за бюджет забываются или подменяются цели. Когда акцент смещается с результата на процесс. А то и вовсе — на обыкновенное «освоение» бюджета.

Толчком к повышенному вниманию к ИТ в Казахстане послужило строительство Парка информационных технологий Alatau IT City под Алматы. В задаче развития несырьевого сектора экономики, поставленной президентом, высокие технологии являются одним из основных направлений. И на парк возлагались большие надежды. Однако ИТ-бизнес отнесся к идее довольно сдержанно. Финансовый кризис добавил прохлады.

Радует лишь одно: сложившуюся ситуацию здраво оценивают в правительстве. Так, во время рабочего совещания в технопарке 6 января 2009 года министр индустрии и торговли Казахстана Владимир Школьник констатировал, что «инфраструктура не готова». Действующим и будущим производствам не хватает электрической мощности, воды, газа, не обеспечены достаточные каналы связи. Новости за последние несколько месяцев, в которых фигурирует Alatau IT City, говорят о том, что пока парк используется в основном для проведения различных мероприятий. То, что развитие технопарков и всей национальной инновационной системы пока не дает результатов, подтвердил и президент АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» Азат Бетекбаев в интервью газете «Деловая неделя».

На этом фоне очень странно выглядят новости из соседнего Кыргызстана, где тоже подумывают о создании парка высоких технологий. О необходимости создания парка — во избежание «утечки умов» — заявил 22 июля 2009 года заместитель министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Таалайбек Эшалиев. По его словам, эта необходимость вызвана тем, что малый объем внутреннего рынка заставляет отечественных программистов разрабатывать программы на иностранного заказчика: «В Кыргызстане большое количество программистов с высоким уровнем квалификации работает по иностранным заказам. Или же наши специалисты уезжают за пределы страны в поисках лучших возможностей. А создание парка поможет остановить «утечку мозгов» из Кыргызстана и даст высокий доход государству. Но для этого необходимо создать все условия, прежде всего — достойную заработную плату программистам. В республике IT-отрасль уже сформировалась, но она все еще нуждается в государственной поддержке для устранения существующих барьеров роста. Это — отсутствие отраслевых преференций, в первую очередь, налоговых, отсутствие развитой инфраструктуры и недостаток кадров».

При этом, по информации г-на Эшалиева, общий объем рынка информационных технологий в Кыргызстане составляет около 10 млн. долларов. Объем рынка Казахстана в десятки раз больше, и парк все равно «не пошел». На что рассчитывают в Кыргызстане — непонятно.

Но вернемся в Казахстан. На другом громком проекте — спутнике связи KazSat — подробно останавливаться не будем. Собственный спутник — дело нужное. Обидно, конечно, что первый блин вышел комом, — остается надеяться, что при реализации спутника KazSat-2 все недочеты первого проекта действительно учитываются. Тем временем KazSat, который в результате нештатной ситуации в системе управления находился в режиме неориентированного полета с 8 июня 2008 года, 14 августа 2009 года был переведен на орбиту захоронения, а все работы по управлению полетом космического аппарата завершены.

Продолжается работа по снижению информационного неравенства. В начале лета было объявлено о начале реализации второго этапа социальной программы «Ашык Алем». Напомним, что целью проекта является обеспечение как можно большего числа населения доступными персональными компьютерами, оснащенными современными информационными средствами. «Сегодня Казахстан взял курс на строительство постиндустриального общества, одним из основополагающих принципов этого процесса является снижение информационного неравенства и предоставление населению Казахстана возможности повышения знаний в области информационно-коммуникационных технологий», — отметил в ходе пресс-конференции Ерлан Дурмагамбетов, заместитель председателя АИС РК.

Участниками проекта «Ашык Алем» стали Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи, «Майкрософт Казахстан», «Казпочта», «Логиком» и «НИТ». В ходе реализации второго этапа к программе присоединились такие компании как «Белый Ветер» и «Алсер». Впервые проект стартовал в 2007 году и охватывал лишь Алматинскую и Акмолинскую области. Расширение зоны реализации проекта до территории всей республики ознаменовано вторым этапом программы «Ашык Алем». «Данный этап программы позволит не только создать условия для приобретения современных компьютеров с лицензионным программным обеспечением для широких слоев населения, но и окажет содействие в снижении «цифрового неравенства» путем расширения внедрения ИКТ в регионах, а также поддержит деятельность правительства РК, направленную на развитие информационного общества и электронного правительства в целом», — говорится в распространенном пресс-релизе.

По результатам реализации программы организаторами ожидается повышение уровня обеспеченности населения доступными персональными компьютерами в соотношении 20 компьютеров на 100 человек населения.

Но о самом интересном — конфигурации и стоимости «народных» компьютеров — ничего не сообщалось. Тем временем, в линейках многих казахстанских сборщиков ПК присутствуют недорогие модели, и за 30–40 тыс. тенге любой гражданин может приобрести компьютер. А за 60–70 тысяч уже можно купить ноутбук. Так в чем смысл программы? Что подразумевается под «доступным» компьютером?

То, что организаторы проекта объявили о втором этапе, может означать только одно — первый этап, который был экспериментальным и осуществлялся в Алматинской и Акмолинской областях, прошел успешно. Однако ни о каких результатах этого этапа сообщено не было: что за компьютеры продавались, сколько они стоили, а главное — сколько их было продано? Поэтому подобные проекты, правильные по задумке, в реальности вызывают лишь скепсис. К тому же, в Казахстане довольно развит рынок подержанных компьютеров, когда за небольшие деньги можно купить вполне достойную машину. Что касается аргументов в пользу доставки компьютеров в отдаленные аулы и села, то почему-то кажется, что у их жителей сейчас есть совсем другие, более насущные проблемы, чем покупка компьютера. Не надо забывать, что компьютер — это инструмент. И если человек увидит, как он с его помощью сможет решить какие-то свои задачи, он пойдет и купит его безо всяких программ и акций.

А компьютер сегодня, по большому счету, стал универсальным инструментом инфокоммуникаций. Именно в этом сегодня его основная функция. Роль домашнего компьютера практически полностью сведена к интернет-терминалу. Какие-то прикладные программы дома используются по минимуму (если, конечно, речь не идет о профессиональной деятельности в домашних условиях). Большую часть потребностей закрывает интернет — доступ к интересующему контенту и общение (от почты и мессенджеров до блогов и социальных сетей).

И, что любопытно, эту тенденцию правительство Казахстана тоже уловило — львиная доля последних ИТ-инициатив лежит именно в области интернет-проектов. Началось все с разговоров о необходимости национального поисковика. Потом встал вопрос о национальном почтовом сервере, необходимости заведения блогов чиновниками и, наконец, национальной социальной сети.

4 марта 2008 года председатель Агентства по информатизации и связи РК Куанышбек Есекеев в ходе заседания правительства сообщил, что АИС рассчитывает запустить национальную поисковую систему в сети интернет в течение ближайшего года. «Развитие национальной поисковой системы заложено в рамках программы «Электронное правительство», мы начнем работу над этой системой уже в этом году, — сказал К. Есекеев. — Поэтому, я думаю, что в течение ближайшего года мы предложим национальную поисковую систему, через которую население сможет постоянно осуществлять поиск информации».

Председатель агентства считает, что национальная поисковая система является порталом, требующим немедленного развития. «Она необходима потому, что у любого пользователя интернета сеть ассоциируется с поисковиками типа «Рамблер», «Майл.ру», «Яндекс» или Google», — сказал он. «Но надо понимать, что эти поисковики разработаны извне, поэтому предлагается выделить свой национальный поисковик со своим определенным внутренним слоганом», — заключил г-н Есекеев.

С момента заявления прошло полтора года, а поисковик так и не был запущен. Впрочем, тут скорее надо радоваться, чем огорчаться. Потому что проект все равно бы с большой долей вероятности не пошел, а так хоть деньги сэкономили. Не пошел бы проект просто потому, что у него не было бы пользователей. Казахстанцы будут продолжать пользоваться заслужившими доверие «Яндексом» и «Гуглом». Тут можно провести аналогию с телевизором. Какой телевизор вы выберете — цветной, принимающий много каналов, с дистанционным управлением и другими функциями от известного мирового производителя или отечественный черно-белый с тремя каналами и тумблером на корпусе? Да, еще одно условие — цена у них будет одинаковая. Думаю, ответ очевиден. Но когда мы говорим о похожих вещах в других областях, то почему-то не всегда видим очевидное.

Между тем, службы типа «Яндекса» и «Гугла» — это не только поисковики, это порталы с большим количеством дополнительных сервисов. Но даже если говорить только о поиске, то их возможности далеко не ограничиваются Казнетом (кстати, Google уже несколько лет «умеет» искать и на казахском языке). А когда мы ищем информацию, то нам не важно где мы ее найдем, нам важен конечный результат — найти искомое. Сможет ли национальный поисковик конкурировать с такими гигантами? — вряд ли. Россия — одна из немногих стран, имеющих собственные интернет-технологии мирового уровня. Кроме России, национальные поисковые системы лидируют только в США, Китае, Южной Корее и Чехии.

Схожая ситуация и с другой инициативой, касающейся создания национального почтового сервера. Почтовый сервис сам по себе уже не так актуален. Сегодня это составная часть больших портальных структур, объединяющих в себе массу различных сервисов. И, немаловажный момент — надежность системы и удобство пользования. Многие почтовые службы Казнета не претерпели никаких изменений с момента своего появления, в то время как мир шагнул далеко вперед. Надежность тоже под большим вопросом. Никому не хочется, чтобы его ящик был взломан или потеряна информация из-за технических проблем с почтовым сервером. Равно, как и недоступность сервиса в течении долгого времени вызывает большие неудобства. Тут очень иллюстративным примером может служить система электронной почты OK.kz:  всего пару лет назад сайт занимал лидирующие позиции по посещаемости. Однако после сбоев в работе несколько месяцев назад количество его пользователей упало в несколько раз. Как правило, шла миграция на российские и международные сервисы.

С блогами членов правительства вышло по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Сама идея, поданная премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым, который после открытия собственного блога предложил сделать то же самое всем первым руководителям министерств и ведомств, заслуживает всяческих похвал и уважения. Теоретически такие блоги было бы очень интересно читать. Но на практике мы видим, что почти все блоггеры от правительства подошли к вопросу очень формально. Блоги были открыты, даже создана государственная блог-платформа, но хозяева интернет-дневников не спешат делится на их страницах своими мыслями. Во многих блогах нет записей. В лучшем случае нас встречает приветственное слово хозяина блога, в худшем — пустота. Зато завидную активность проявляют посетители, задавая чиновникам вопросы о наболевшем. Правда, ответы получают подолгу — от нескольких дней до нескольких недель. В общем, по сути, о блогах тут говорить не приходится — правильнее было назвать проект «интернет-приемной».

Чуть лучше ситуация с видео-порталом от АИСа — Kaztube. Запущенный в середине февраля, сегодня проект имеет суточную посещаемость порядка полутора тысяч пользователей, что в целом неплохо. И пускай Kaztube не стал лидером в своем сегменте (аналогичный частный проект Kiwi.kz, стартовавший примерно в то же время, стал сегодня одним из самых посещаемых сайтов Казнета с суточной аудиторией около 40 тыс. пользователей), зато свою роль драйвера направления, скорее всего, сыграл.

А вот последняя инициатива Национального информационно-коммуникационного холдинга «Зерде» по созданию Национальной же социальной сети пока выглядит довольно сомнительно. Чтобы было понятнее о чем речь, приведем сообщение КазИнформа.

«Сегодня в цивилизованном мире немного найдется людей, незнакомых со словом «интернет». Как и во многих странах мира, в Казахстане быстро развиваются информационные технологии, с каждым годом растет число людей, пользующихся Всемирной сетью в различных сферах жизни. Интернет стал неотъемлемой частью работы государственных органов и бизнес-сообщества, финансового сектора и средств массовой информации.

Тем не менее, в сфере информационных технологий в нашей стране до сих пор есть вопросы, требующие решения. Например, казахстанский контент не наполнен национальным содержанием. Уровень употребления государственного языка в Казнете остается низким, по сравнению с зарубежным сегментом электронных библиотек почти нет, не говоря о мультимедийном контенте, недостаточно развиты научные и образовательные ресурсы. В связи с этим, с целью повышения конкурентоспособности Казнета, чтобы можно было предложить многомиллионной казахстанской аудитории полноценный контент с национальным содержанием, принято Постановление Правительства №358 от 17 апреля 2008 года — о создании и развитии единого информационного пространства казахстанского сегмента в интернете на 2008–2012 годы.

В казахстанском интернет-пространстве сейчас появляется понятие «социальная сеть». По словам управляющего директора Национального информационно-коммуникационного холдинга «Зерде» Асии Жайлаубаевой, социальная сеть, которая начала внедряться в интернет-пространство нашей страны, — сравнительно новое явление для нас. Однако оно уже очень хорошо развито в мире и пользуется большой популярностью — как на Западе, так и в странах ближнего зарубежья.

На современном этапе мирового развития глобальная информационная сеть интернет является самым масштабным и массовым сегментом всемирного информационного пространства. Кроме того, с течением времени глобальная информационная сеть интернет становится все более доступным средством получения и обмена информацией, а также средством коммуникации для массового пользователя.

Основополагающей частью Казахстанского интернета являются сетевые информационные ресурсы — веб-сайты, содержащие различную информацию, данные, сведения и знания. Сейчас важнее всего наполнение информационных ресурсов Казахстанского интернета контентом. Процесс создания сетевого ресурса в Казахстанском интернете должен иметь четкую направленность на привлечение посетителей — тех, кто ищет свободную доступную информацию.

На сегодняшний день количество пользователей казахстанской части интернета постоянно увеличивается, что способствует развитию информационных технологий в стране и осознанию необходимости использования интернета в повседневной жизни.

По официальным данным, сегмент передачи данных и интернет является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка Казахстана, наряду с мобильной связью и кабельным телевидением. Доля частного сектора на рынке услуг доступа в интернет и передачи данных в 2007 году составила 64 процентов.

«Однако существует основная проблема в наполнении казахстанского интернета содержательной частью — контентом. Вопрос наполняемости казахстанского контента в целях повышения его привлекательности для рядовых пользователей является одним из ключевых и требует особого внимания со стороны государства. Слабость казахстанских интернет-ресурсов, низкий уровень услуг связи и доступа к сети интернет приводят к недостаточному использованию информационных технологий в повседневной жизни. В связи с этим, и в целях увеличения числа активных пользователей интернета в Казахстане планируется разработка Национальной социальной сети», — сказала собеседница.

Планируется, что реализацией данного проекта будет заниматься АО «Казконтент» — компания, работающая в сфере разработки, сопровождения и продвижения интернет-проектов отечественного производства, направленных на формирование и развитие национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан и повышение у населения культуры использования возможностей интернета. Создание социальной сети станет шагом к формированию качественного информационного пространства, стимулированию пользователей интернета в казахстанском сегменте, вовлечению населения в современное информационное пространство, наполненное казахстанским контентом. Социальная сеть превратится в инструмент развития и модернизации национального самосознания и консолидации казахстанского общества с превалирующим местным менталитетом, а также в средство успешного продвижения позиций отечественного бизнеса в данном информационном пространстве«.

Итак, как видим, проблема — отсутствие хорошего контента — обозначена верно. А вот ее решение с помощью создания Национальной социальной сети, мягко говоря, вызывает недоумение. Удивляет то, что перед социальной сетью ставится задача наполнения казахстанского интернета содержательной частью. Какая содержательная часть может быть в социальной сети? — уже ее название говорит о том, что у нее совершенно другие цели: объединение людей по определенным признакам для общения. Какой контент в «Одноклассниках»?! Это просто база данных. И даже если отбросить вопросы контента, совершенно непонятно что это будет за сеть и для кого она создается. Сеть ради сети? Чтобы было, «потому что у всех уже есть»?

Т.е. формально все усилия государства направлены на то, чтобы активизировать вялотекущий процесс жизнедеятельности казахстанского интернета. Результатом проектов должно стать появление в Казнете качественных интернет-ресурсов. Идея в том, что государство не должно оставаться в стороне, а напротив, выступить «локомотивом» развития домена kz. Но многие проекты, как тот же поисковик, являются следствием, а не причиной развитого интернет-рынка. Наличие собственного поисковика абсолютно не гарантирует появление хороших сайтов. Сайтам нужен спрос в виде аудитории. А для увеличения количества активных интернет-пользователей нужно применять другие инструменты. Например, направить усилия на то, чтобы интернет-доступ в учебных заведениях стал реальным, а не формально декларируемым.

Еще вот попалась на глаза хорошая, но почему-то до сих пор не реализованная (по крайней мере, широко об этом неизвестно), идея АИСа по открытию в Казахстане пунктов общественного доступа к интернету. Еще в 2006 году Аскар Жумагалиев, будучи тогда председателем Агентства РК по информатизации и связи, говорил, что в рамках реализации программы «е-правительства» в Казахстане предполагается открыть 2 тыс. таких пунктов. На тот момент, по информации А. Жумагалиева, в Казахстане функционировало 46 подобных пунктов, до конца 2006 года предполагалось довести их количество до 460, к концу 2007 года, по планам агентства, таких пунктов в республике должно было стать 726. «По нашим расчетам, 2 тыс. пунктов общественного доступа закроют потребности 50% потенциальных пользователей портала «электронного правительства» в Казахстане, оставшиеся 50% будут закрыты за счет индивидуальной компьютерной техники», — сказал г-н Жумагалиев. Правда, в пунктах общественного доступа предполагалось предоставлять бесплатный выход только на портал «электронного правительства».

Так вот, почему-то кажется, что хорошая реализация одного этого проекта (с оговоркой, что доступ бы предоставлялся не только на портал «электронного правительства», а хотя бы на все ресурсы Казнета) принесла бы пользы гораздо больше, чем запуск национальных поисковиков и социальных сетей вместе взятых. Т.е.  распознавать хорошие волны мы более-менее научились, осталось научиться «ловить волну».

Комментарии