Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

MobiEvent 2012: итоги конференции

В Алматы прошла конференция «Мобильные сервисы и платежи – MobiEvent 2012», собравшая в своих залах участников рынка электронной и мобильной коммерции, которые смогли обсудить текущие вопросы.

5 октября 2012 15:28, Profit.kz

В Алматы прошла первая в Казахстане конференция «Мобильные сервисы и платежи — MobiEvent 2012», собравшая в своих залах участников рынка электронной и мобильной коммерции, которые смогли обсудить текущие вопросы. Мероприятие прошло впервые, однако организаторы выразили надежду, что подобные встречи станут ежегодными. Открывая первую сессию, Аскар Кусаинов, заместитель председателя правления АО «Казпочта», упомянул о важности конференции для IT-сообщества и рынка в целом.

В конференции приняли участие более 400 представителей отечественных и зарубежных банков, электронных платежных систем, систем мобильных платежей, операторов сотовой связи, разработчиков мобильных приложений и программного обеспечения, контент- и сервис-провайдеров. В течение всего дня проходили практические семинары партнеров конференции, а также тематические сессии, где участники рынка представили свои продукты и рассказали о новых разработках.

Одной из самых актуальных тем конференции стали сервисы банков и мобильные платежи. Благодаря все большему проникновению интернета в Казахстане, а особенно развитию мобильного интернета, сервисы банков становятся доступнее. Так, например, мобильный банкинг Народного банка РК насчитывает 558 тыс. клиентов (из них — 350 тыс. активных пользователей и 8 тыс. — пользователи мобильного приложения). А вот сервис Homebank используют 370 тыс. человек. Свыше 18 тыс. пользователей мобильного Homebank’а работают с верcией для Android, а с приложением для iPhone — более 7 тыс. человек. При этом количество платежей, проведенных посредством мобильного приложения, с января текущего года увеличилось более чем в 3 раза. Это обусловлено, кроме всего прочего, и возрастающей популярностью смартфонов. По данным Tele2, если еще во втором квартале 2011 года доля пользователей смартфонов среди абонентов оператора составляла 15%, то во втором квартале текущего года она достигла уже 30%.

Как отметил Ерлан Ашыкбеков, начальник управления политики платежных систем Нацбанка РК, дистанционные платежные сервисы в ближайшей перспективе могут стать наиболее востребованными услугами. Причем, говоря о мобильных сервисах, следует подразумевать не только мобильный банкинг и инфокиоски. С развитием технологий все большее распространение получают электронные деньги (соответствующий закон был недавно принят в РК), а также бесконтактные платежи, которые, к сожалению, в Казахстане пока не задействованы.

Марина Мартынова на MobiEvent 2012 Тахир Такабаев на MobiEvent 2012

MobiEvent 2012

Вообще, ситуация с электронными платежами в Казахстане выглядит следующим образом:

— из 38 банков второго уровня платежные карточки выпускают 23 банка и АО «Казпочта»;
интернет-банкинг организован у 18 банков;
— мобильный банкинг доступен клиентам 10 банков;
— электронные деньги выпускают 2 банка.

Отсюда видно, что среди дистанционных платежных услуг наиболее распространены в республике платежные карточки. На 1 сентября 2012 года банками эмитировано более 11 млн карт, держателями которых являются более 10 млн казахстанцев. Однако статистика использования платежных карт показывает, что наиболее часто казахстанцы просто снимают с них наличные (86,5% от всех платежей по картам в 2012 году), а на безналичные платежи приходится лишь 13,5%. Если говорить о доле платежных систем, 83% всех карт выпущены Visa и 13% — Mastercard. Структура транзакций с использованием мобильных устройств также весьма неутешительна с точки зрения развития интернет-банкинга — на его долю приходится лишь 3,2% от всех транзакций. Всего за январь—август 2012 года общее количество транзакций с использованием мобильных устройств в РК составило 316 тыс. на сумму около 0,5 млрд тенге. Безусловным лидером здесь являются банкоматы — 80,5%, что подтверждает использование казахстанцами платежных карт только для снятия наличных.

Проблемы отечественных мобильных финансовых сервисов в связи с этим вполне очевидны — в республике необходимо внедрять новые решения, включая бесконтактные платежи с применением банковских карт и технологии NFC, а также развивать интернет-торговлю. Как не раз подчеркивал Константин Горожанкин (CNP Processing GmbH), главным препятствием здесь является закрытость платежных карт для интернет-транзакций у большинства отечественных банков. Среднее число закрытых банковских карт в Казахстане — 47–48%, и пока этот процент не начнет снижаться, невозможно говорить об активном развитии электронной коммерции в республике. «Основной сдерживающий фактор развития мобильной коммерции в Казахстане — это закрытые банковские карты для интернета. Таким способом казахстанские банки страхуют свои риски. Во всех развитых странах карты по умолчанию открыты, и вы можете написать заявление, чтобы их закрыли. У нас же все наоборот», — отмечает Константин.

Важность MobiEvent’12 отметили многие гости конференции. Организаторам удалось собрать сильный и интересный состав спикеров и участников. Программа тоже не подвела — были рассмотрены наиболее актуальные темы рынка мобильных сервисов и платежей. Однако не обошлось и без разочарований — в формате мероприятия явно не хватало времени именно на «живое» обсуждение реалий и проблем рынка. Хочется надеяться, что конференция действительно станет ежегодной и даст возможность участникам не только представить свои презентации, но и детально обсудить поднятые вопросы в ходе круглых столов.

Комментарии