Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

Оценки рисков формирования е-правительства

Состоялась пресс-конференция, посвященная оценке рисков реализации Госпрограммы формирования электронного правительства.

12 мая 2006 13:52, Панорама
Рубрики: Общество

В Казахстанском пресс-клубе Алматы состоялась пресс-конференция, посвященная оценке рисков реализации Госпрограммы формирования электронного правительства. «Построение электронного правительства началось и реально осуществляется», — констатировал эксперт проекта «Глобальная инициатива по политике интернет» (ГИПИ) от «Интерньюс-Казахстан» Дмитрий Гусак.

Тем не менее, отметили инициаторы пресс-конференции, реализация столь масштабной инициативы по определению связана с рисками, анализ которых должен постоянно осуществляться на всех этапах реализации Госпрограммы. По мнению руководителя проекта ГИПИ Софии Исеновой, электронное правительство рискует стать лозунгом, не будучи подкрепленным культурой предоставления информации и реформой госуправления.

Исследования, проведенные инициаторами проекта среди чиновников, начальников департаментов информатизации в министерствах и ведомствах, выявили обеспокоенность госслужащих некоторыми аспектами создания электронного правительства, в частности, тем, что оно зачастую формируется в атмосфере непрозрачности и непубличности, хотя, в принципе, должно способствовать увеличению открытости госорганов для общественности и представителей бизнеса. Еще одним тревожным моментом, по словам г-жи Исеновой, является отсутствие четких критериев оценки реализации программы. «Недавно АИС сообщило о завершении первого этапа формирования электронного правительства, однако фактически никто не знает, что мы должны получить по окончании этого этапа. Из 34 госорганов 32 имеют собственные сайты, но на многих из них представлена недостаточно актуальная и востребованная информация. При таком раскладе вряд ли стоит говорить о том, что задачи первого этапа решены с точки зрения качества», — считает руководитель проекта ГИПИ.

Участники пресс-конференции представили рейтинг веб-сайтов центральных исполнительных госорганов, составленный по результатам соответствующего мониторинга и контент-анализа. Как свидетельствует рейтинг, только три веб-сайта центральных органов предоставляют услуги, которые можно назвать интерактивными, — это сайты Министерства труда и социальной защиты, Комитета таможенного контроля Министерства финансов и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Все остальные представляют собой более или менее развернутую страничку «о нас» и не являются полноценным источником информации ни для граждан, ни для представителей СМИ. Минимально количество веб-сайтов, на которых посетители могут найти ответы на свои вопросы. Достаточно редко встречается анонсирование на сайтах будущих мероприятий госорганов или интерактивное обсуждение проектов нормативно-правовых актов. Между тем, отметила г-жа Исенова, предоставление интерактивных услуг по ценности и значимости может перекрыть сугубо информационные материалы. Только 5% веб-сайтов госструктур представляют информацию на трех языках, порядка 50% — исключительно на русском.

По словам г-на Гусака, уже сегодня в Казахстане существуют реально действующие информационные системы госорганов — в частности, налоговая и таможенная системы. Примеры грамотного освоения госструктурами IT-технологий показывают некоторые акиматы. Что касается налоговой системы, то по уровню предоставления информационных услуг она признана одной из лучших в СНГ. Положительным моментом реализации программы по формированию электронного правительства, на взгляд эксперта, является ставка на отечественные компании, обеспечивающая информационную безопасность страны и задающая более высокую планку развитию казахстанской IT-индустрии.

В своем выступлении г-н Гусак коснулся недоработок программы формирования электронного правительства. По его словам, объемы финансирования госпрограмм и проектов в области информатизации, в том числе и программы формирования электронного правительства, из-за отсутствия нормативной базы носят приблизительный характер и зачастую корректируются без достаточного обоснования волевым решением чиновников. Кроме того, считает он, правительством установлен заведомо нереальный срок выполнения программы. «За три года тот объем работ, который планируется осуществить в рамках программы электронного правительства, не может быть проделан ни в одной стране. Это лишний раз подтверждает превалирование политического, а не технологического подхода к обсуждению и исполнению проекта», — резюмировал эксперт.

Комментарии