Следите за новостями

Владельцы терминалов оплаты просят помощи у премьера

Владельцы терминалов оплаты обратились к премьер-министру с просьбой защитить их бизнес.

21 октября 2011 15:43, Profit.kz
Рубрики: Бизнес, Связь

Владельцы терминалов оплаты опубликовали в блоге Асета Исекешева, заместителя премьер-министра Казахстана, обращение к Кариму Масимову с просьбой защитить их бизнес. Ниже мы приводим текст обращения.

Уважаемый Карим Кажимканович!

Хотелось бы обратиться к Вам со следующим вопросом:

Наша компания занимается деятельностью по приему платежей в пользу поставщиков услуг, в том числе по приему платежей через терминалы самообслуживания.

В Казахстане рынок приема платежей через платежные терминалы в последние 3 года показывал стремительный рост. Терминалы самообслуживания, а так же мобильные терминалы стали наконец то доступны во всех уголках нашей страны, в селах, поселках, аулах и других населенных пунктах.

Усилиями владельцев терминалов были установлены более 12000 единиц терминалов. Многочисленными предпринимателями/ владельцами терминалов созданы рабочие места и инвестированы огромные деньги в платежный бизнес. По мере проникновения мобильной связи в отдаленные регионы нашей Родины, платежные терминалы стали появляться и в отдаленных районах Республики Казахстан, в том числе поселках и аулах, стала повышаться деловая активность сельского населения Казахстана.

Нужно отметить и тот факт, что появление спроса на услуги по приему платежей и желание людей заниматься данным бизнесом дало толчок к созданию в Республике Казахстан собственного производства терминалов самообслуживания, что сделало их более доступными по стоимости. В настоящее время в Республике Казахстан успешно работают несколько производителей Казахстанских терминалов самообслуживания, поставляя собственную продукцию не только на рынок Республики Казахстан, но и в зарубежные страны.

В настоящее время основная масса около 70–80%  терминалов принадлежат индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, которые проинвестировали развитие данного вида бизнеса. Сумма инвестиций по экспертным оценкам составила более 7 (семи) миллиардов тенге, причем в большинстве случаев это заемные средства, а деятельность по приему платежей в свою очередь является основным видом дохода данных предпринимателей. Хотелось бы отметить, что собственники терминалов самообслуживания, устанавливают их торговых точках, кафе и магазинах, так же принадлежащих субъектам малого и среднего бизнеса, платят им арендную плату за пользование их помещением, что несомненно является дополнительным доходом для собственников помещений и поддерживает их.

Основным же доходом собственника/ владельца терминала является так называемая «внешняя комиссия» — комиссия взимаемая с клиента/ плательщика с каждого принятого платежа, данная комиссия является собственностью владельца терминала. Именно «внешняя комиссия» позволяет владельцу поддерживать терминал в рабочем состоянии, обслуживать его, платить арендную плату за пользование помещением в котором установлен терминал.

В общем объеме принимаемых через терминалы платежей большую долю занимают платежи в пользу операторов сотовой связи, в том числе оператора — GSM Kazakhstan (торговые марки Kcell и Activ) доля платежей в пользу которого составляет от 40 до 70% в зависимости от региона Республики Казахстан.

15 октября 2011 года компания GSM Kazakhstan, в одностороннем порядке приняла решение об ограничении внешней комиссии взимаемой владельцами терминалов, делая это якобы для защиты интересов абонентов и снижения их расходов на услуги связи.

Нам понятно стремление GSM Kazakhstan защитить интересы абонентов и снизить для них расходы на услуги связи, но по нашему мнению это должно делаться, например, за счет снижения стоимости разговоров, а не за счет ограничения «внешних комиссий», которые абонент платит за предоставление услуги по пополнению счета в любом удобном абоненту месте. Ограничение «внешней комиссии» — это ни что иное, как создание всевозможных препятствий развитию платежного бизнеса. Данные действия GSM Казахстан, в случае их окончательного принятия, приведут к монополизации рынка платежных услуг, банкротству предпринимателей малого и среднего бизнеса занятых предоставлением платежных услуг, а непосредственно сам бизнес по приему моментальных платежей будет принадлежать 1 крупной корпорации — «ОСМП» (Объединенная система моментальных платежей) и ее аффилированной компании «Мультикасса» — развивающей собственную терминальную сеть, которые не пустят на рынок мелких и средних предпринимателей и начнут диктовать свои правила клиентам.

Хотелось бы так же заметить, что решение GSM Kazakhstan об ограничении «внешней комиссии» было инициировано и впоследствии поддержано только Российской платежной системой «ОСМП» (Объединенная система моментальных платежей), которая давно пытается монополизировать Казахстанский рынок услуг по приему платежей, вытеснив с него всех конкурентов, в том числе Казахстанские компании.

Обще известным фактом является, что залогом развития любого бизнеса, а равно залогом качества предоставления тех или иных услуг и стимулом к снижению стоимости услуг является именно конкуренция — которая исчезнет благодаря совместным анти конкурентным действиям GSM Kazakhstan и ОСМП.

Для того чтобы принять объективное решение, необходимо выслушать мнения нескольких участников рынка, а не следовать велению одного крупного игрока.

Основа экономики Республики Казахстан это малый и средний бизнес, именно на него сегодня возложены большие надежды, и именно создает основную массу рабочих мест в Республике Казахстан и дает возможным воплощать в жизнь программу Лидера Нации, нашего Президента Н. А. Назарбаева «Казахстан 2030». Успешная реализация программы станет возможной лишь в том случае, если малый бизнес будет конкурентоспособен.

В действительности ограничение комиссии и анти конкурентные действия ОСМП приведут к следующим отрицательным результатам, как непосредственно для предпринимателей занятых в платежном сегменте рынка, так и отрицательным результатам для всей экономики Республики Казахстан:

— сокращение количества рабочих мест — вследствие банкротства предпринимателей и / или уходы их с рынка;
2–3 кратное снижение арендных платежей владельцам торговых точек и снижение их доходов;
— снижение налоговых поступлений в бюджет;
— исчезновение платежных терминалов из малонаселенных пунктов в связи с нерентабельностью ведения бизнеса;
— снижение деловой активности населения;
— банкротство, невыполнение своих обязательств перед банками мелкими и средними компаниями из-за нерентабельности бизнеса и банкротства;
— закрытие компаний занимающихся производством платежных терминалов.

Это только часть последствий ограничения размеров внешней комиссии.

Господин Премьер-Министр, мы просим Вас, помочь нам сохранить наш бизнес услуг по приему платежей, не дать возможность ОСМП монополизировать рынок. А размеры внешней комиссии должны диктоваться и снижаться исключительно рыночными методами за счет честной конкуренции, а не волевым решением операторов услуг.

С уважением, предприниматели платежного бизнеса!

Комментарии