Следите за новостями

Эксперты подвергли критике законопроект о ТВ

Фонд защиты свободы слова «Адил соз» опубликовал комментарии экспертов к бурно обсуждаемому в этом году законопроекту «О телерадиовещании».

10 августа 2011 09:14, Амина Джалилова, Панорама
Рубрики: Связь, Общество

Фонд защиты свободы слова «Адил соз» опубликовал комментарии экспертов к бурно обсуждаемому в этом году законопроекту «О телерадиовещании». Большинство аналитиков полагают, что принятие данного документа приведет к монополизации рынка ТВ в Казахстане.

Так, в комментарии ОБСЕ отмечается, что в случае принятия законопроекта в нынешнем виде он «значительно ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ». Так как в документе не предусмотрено обеспечение права граждан на свободу выражения мнения, обеспечение политического плюрализма в сфере телерадиовещания. Кроме того, не планируется преобразование государственного телерадиовещания в общественное. Не налагаются какие-либо обязательства (например, по объективности) на государственное телерадиовещание. Не предполагается независимости лицензирующего органа, критерии присуждения лицензии размыты, срок действия выдаваемой лицензии и условия ее пролонгации не указаны, отчетность лицензирующего органа перед парламентом или населением не предусмотрена.

Кроме того, говорится в комментарии, авторы законопроекта вводят расширительное толкование понятия «телерадиовещание», чем ставят под единый режим государственного контроля каждую из известных им форм распространения аудиовизуальных программ, включая IP-телевидение и интернет-вещание, а также любую форму распространения иностранных телерадиопрограмм.

Законопроект предусматривает ряд мер по переходу на цифровое телерадиовещание в Казахстане. Но при этом, пишут эксперты ОБСЕ, упущены важнейшие элементы правового регулирования этого процесса, такие как: условия введения моратория на выдачу лицензий, стимулы операторам и вещателям для перехода «на цифру», недопущение монополизации услуг операторов связи и так далее.

Также отмечается, что неясны критерии, согласно которым телеканалы попадают в список обязательных для вещания. «Законопроект запрещает операторам телерадиовещания на любой платформе (включая IP-телевидение и интернет) бесплатно распространять иностранные теле-, радиоканалы (если только они не будут включены в число обязательных). Квотой в 50% каналов ограничивается также право операторов включать иностранные каналы в платные пакеты», — говорится в комментарии.

Законопроект требует от иностранных теле-, радиокомпаний, программы которых будут распространяться на территории Республики Казахстан, кроме постановки их на учет еще и регистрировать специально создаваемые для этих целей филиалы или представительства. Это неоправданное обременение иностранных телерадиокомпаний, которые пусть и не возражают против их ретрансляции в Казахстане, но не готовы нести для этого финансовые и иные расходы. В результате этих и других мер ограничивается свобода граждан на получения информации из источников, готовых им ее предоставить, резюмируют аналитики от ОБСЕ.

Казахстанский юрист Игорь Лоскутов в своем комментарии напоминает, что в 1988 году было подписано межправительственное соглашение между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией «О принятии заявления «О десяти простых шагах навстречу простым людям», в котором был пункт 7 следующего содержания: «Создание благоприятных условий для распространения программ телевидения и передач радио всех четырех государств на территории друг друга». В развитие этого заявления было подписано соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В нем говорилось, что «стороны будут разрабатывать и осуществлять необходимые организационно-технические мероприятия, обеспечивающие бесперебойный и качественный прием-передачу программ телевидения и радио других сторон на своих территориях».

Приводятся и другие документы, свидетельствующие о том, что Казахстан взял на себя обязательства по созданию благоприятных условий для свободного взаимного распространения информации со странами-партнерами. Г-н Лоскутов считает, что «вышеприведенные международные обязательства, которые принял на себя Казахстан, являются достаточным основанием для того, чтобы вывести по крайней мере телерадиокомпании — резиденты Таможенного союза из-под действия запретительных мер обсуждаемого законопроекта».

В комментарии организации «Интерньюс» перечисляются возможные риски от принятия законопроекта для участников рынка и потребителей услуг телерадиовещания. По мнению экспертов «Интерньюс», законопроект предоставляет большие полномочия госорганам для регулирования отрасли всеми возможными средствами: с помощью контроля, лицензирования и правового обеспечения. «Это значит, что рыночное регулирование отрасли будет сокращаться, а главным критерием сохранения позиций на рынке для участников станет не удовлетворение потребительского спроса, а выполнение всех требований госорганов, установленных как в законе, так и в многочисленных подзаконных актах», — поясняется в комментарии.

Кроме того, «Интерньюс» выражает обеспокоенность по поводу возможной монополизация рынка телерадиовещания и, соответственно, по поводу снижения конкурентоспособности участников рынка. Для рынка телерадиовещания, по мнению экспертов, конкуренция важна еще и потому, что населению должны быть доступны многочисленные источники информации. Также отмечается непрозрачность процедур лицензирования, получения разрешения на использование частот, формирования перечня теле-, радиоканалов свободного доступа и так далее.

Увеличение расходов на создание собственных телепрограмм, соответствующих требованиям нового закона, тоже названо одним из рисков.

Региональные телерадиокомпании и вовсе могут потерять свой бизнес из-за заведомо невыполнимых требований, предъявляемых к участникам рынка.

Ухудшатся условия работы и кабельных операторов, полагают эксперты «Интерньюс». Многим из них, возможно, тоже придется свернуть свой бизнес. Так как, согласно законопроекту, они обязаны будут получать лицензии как оператора телерадиовещания и выполнять требования, установленные законом, по соотношению отечественных и иностранных каналов, по языковому соотношению телепрограмм, по технической блокировке запрещенных программ и сцен, по звуковому дублированию телевизионных программ на государственный язык.

Кроме того, в последующем возможно ужесточение законодательства в отношении других видов СМИ вследствие унификации законодательства, пишет «Интерньюс».

Однако стоит отметить, что работа над законопроектом пока не завершена, действует рабочая группа, в которую входят эксперты в том числе из упомянутых общественных организаций, идет диалог. Так что многие из перечисленных пунктов могут и не войти в окончательный вариант документа.

Комментарии