Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Е-билеты не модны в Казахстане

Менее 1% железнодорожных билетов были проданы в 2010 году с помощью интернета в Казахстане.

8 февраля 2011 09:10, Сергей Руденко, Бизнес & Власть
Рубрики: Общество

С середины 2008 года компания «Пассажирские перевозки» («дочка» КТЖ) начала продажи билетов на поезда электронным способом. Несмотря на то, что в 2010 году рост электронных продаж зафиксирован более чем в 7 раз, электронная грамотность персонала по продаже билетов, как и самих покупателей, остается на чрезвычайно низком уровне.

Купить билеты на портале www.pcentre.kz можно не раньше, чем за 45 дней, и не позднее, чем за два часа до отправления, на 48 поездов внутригосударственного сообщения, на 25 ж/д маршрутов по СНГ и на все пригородные поезда. Услуга очень удобная, и для многих казахстанцев она успела стать привычной: нет необходимости стоять в очередях, беспокоиться о том, что может не достаться билета, или переплачивать перекупщикам. При этом существует ряд условий.

Например, приобрести билет можно, лишь оплатив его банковской картой, а затем его необходимо оформить в кассах АО «Пассажирские перевозки» (кроме Петропавловска) или «в частных агентствах по продаже ж/д билетов только на территории РК». То есть купленные электронным способом билеты теоретически можно распечатать в ближайшем к дому частном агентстве, список которых представлен в разделе «Справочная служба» сайта. Накануне 2011 года корреспондент «&» обратился в три таких частных агентства, но их сотрудники помочь ничем не смогли. При этом внятного ответа на вопрос, почему нет, получить не удалось.

В базе АО «Пассажирские перевозки» числится около 20 частных агентств, имеющих более 250 касс в РК по продаже ж/д билетов. В службе по организации продажи проездных документов АО «Пассажирские перевозки» сообщили, что вознаграждение частным партнерам за помощь в оформлении билетов начисляется, независимо от того как оплачен билет — наличными или банковской картой через интернет. «На размер вознаграждения это не влияет, — уточнила начальник службы по организации продажи проездных документов АО «Пассажирские перевозки» Нинилям Исламова. — В договоре, заключенном с агентствами, оговорено, что при неисполнении своих обязательств, в том числе по распечатке е-билетов, они несут штрафные санкции, вплоть до расторжения договора». По словам г-жи Исламовой, на сегодня к ним в службу покупатели по этому поводу с жалобами не обращались и, скорее всего, дело в человеческом факторе.

Заведующая билетными кассами ТОО «Атамекен LTD» Бахыт Исанова подтвердила отсутствие каких-либо экономических сложностей в этом вопросе. По ее словам, в 2010 году инструктаж сотрудников проводился 5 раз и «им подробно и внятно разъяснили, как это делается». Заведующая также уточнила, что если ситуация была, то дело, скорее всего, в человеческом факторе, но они «обязательно разберутся и примут меры». «Возможно, менеджер чего-то недопоняла, но мы обязательно решим эту проблему, чтобы не возвращаться к ней в дальнейшем», — заявила г-жа Исанова.

То есть проблемы с оформлением — лишь частный случай, но, по данным АО «Пассажирские перевозки», количество оформленных билетов через интернет в 2009 году составило 3738, а в 2010-м  — уже 26258. Рост в 7 раз внушает сомнительный оптимизм на фоне данных, что в том же 2010 году в республике было перевезено более 15 млн. пассажиров.

По мнению председателя совета директоров IT-компании АО «НАТ Казахстан» Александра Евсюкова, в стране на сегодня не сформировалось необходимой культуры пользования электронными услугами. Собеседник считает, что это вопрос культуры и выбранных векторов развития. «Это не модно, невыгодно, и нет других мотиваторов, — говорит г-н Евсюков. — Если в стране планируется построить электронное общество, то должна осуществляться четкая политика, чтобы услуги, оказываемые электронным способом, были существенно выгоднее населению, чем традиционные. И тогда это подтянет и образование, и менеджмент частных компаний, которые начнут конкурировать между собой, потому что сложится ситуация, при которой те, кто не попадет на рынок электронных услуг, потеряют его вообще».

Комментарии