Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

В Алматы подорожали мобильные телефоны

В Алматы в апреле резко подорожали мобильные телефоны — как выяснилось, всему виной — ценовой сговор продавцов.

28 апреля 2010 15:15, Виктор Бурдин, Время
Рубрики: Бизнес, Связь

В Алматы в апреле резко подорожали мобильные телефоны. Как выяснилось, всему виной — ценовой сговор продавцов. Оказывается, конкуренты договорились прийти к единому ценовому знаменателю ради общей выгоды.

В Алматы действуют две самые крупные точки розничных продаж телефонов — в торговых домах «Зангар» (бывший ЦУМ) и «Студент». Мелкие ретейлеры уже много лет назад облюбовали первые этажи обоих торговых комплексов. Тут покупает мобильники практически вся южная столица — алматинцев привлекали хороший выбор и приемлемые цены. Вот кому-то и пришла в голову идея спасительной «уравниловки».

В марте 2010 года большинство продавцов соток в «Зангаре» и «Студенте» заключили между собой джентльменское соглашение. Копия такой бумаги продавцов из «Студента», громко названной Соглашением о единой политике торговой наценки на сотовые телефоны на 2010–2011 годы, попала в редакцию газеты «Время». По сути, это секретный договор о коллективной борьбе торговцев за кошельки покупателей. «Учитывая арендную плату, заработную плату сотрудников, налоговые платежи и сборы, необходимо установить и удерживать достойный уровень цен на сотовые телефоны, — сказано в нем. — Инициативной группой арендаторов разработан единый прейскурант цен на основные брэнды сотовых телефонов. Соглашение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в ТД «Студент». Стороны обязуются не разглашать конфиденциальные сведения производственного и коммерческого порядка».

Похожий «союзный договор» был заключен и в «Зангаре», что неудивительно: ведь многие арендаторы имеют несколько торговых точек в обоих магазинах. Документ составлен «по-взрослому»: он предусматривает штрафные санкции для «нарушителей конвенции» — за скидки клиентам (в «Студенте» — от 5 тыс. тенге, в «Зангаре» — от 25 тыс. тенге).

В минувшие выходные корреспондент газеты отправился в эти торговые дома. Действительно, цены на трубки там — как под копирку. Более того, по витринам даже кочует единый прайс-лист, в который продавцы тыкают со словами: «Покупайте у нас — все равно такие же цены везде». При этом делать скидки отказываются. Хотя, казалось бы, конкурентов хватает: в «Студенте» около сотни витрин с сотками, в «Зангаре» — до двухсот. Но, как выяснилось, далеко не всегда конкуренция — двигатель торговли.

— В начале этого года конкуренция дошла до того, что продавцы делали накрутку на телефон всего 500 тенге, — рассказала нам продавщица «Зангара» Алтынай. — Нередки случаи, когда в день мы продавали всего три телефона — никакой выгоды от такой торговли не было. Ведь только за аренду мы платим 10 тыс. тенге в день. Вот кто-то и предложил всем торгующим поднять цены на сотки и сравнять их. Сейчас хотят назначить человека, который будет следить за тем, чтобы никто не делал скидок: все арендаторы будут скидываться на зарплату «смотрящему». А пока тех, кто нарушает договор, вычисляем сами. Первый раз нарушители платят штраф — 25 тыс. тенге, во второй раз у них забирают витрину. Одна такая продавщица уже ушла из «Зангара». После ценового договора мы стали зарабатывать гораздо больше. Теперь на самый дешевый телефон накрутка 3 тыс. тенге, на дорогой — до 15 тысяч.

Кстати, потребители сразу почуяли ценовой сговор. Алматинка Лаура Оразымбетова пожаловалась на продавцов начальнику межрегиональной инспекции Агентства по защите конкуренции К. Нурпеисову. Девушка сообщила: 14 апреля 2010 года она собралась купить сотовый телефон, предварительно проследив за тем, как модель дешевеет. Однако, придя в «Студент», девушка с ужасом обнаружила: ее любимый телефон подорожал на 5 тыс. тенге! «Продавцы в один голос говорят, что не имеют права делать скидку даже 300 тенге, так как их штрафуют, — пишет в своем обращении покупатель. — Я удивилась: на каком основании и кто штрафует? В ответ услышала: охрана подходит и без всяких оснований опечатывает витрину, пока продавец не выплатит штраф. За продавцами следит человек, в чью компетенцию входит надзор за порядком продажи товара. Увидев, что кто-то продал телефон, он тут же подходит к покупателям и, не представившись, спрашивает: «За какую цену вы купили телефон? Дали ли вам что-то в подарок?».

Мы обратились за комментариями к руководству торговых домов. Вице-президент «Зангара» Тамара Пышко была кратка: «Я ничего сказать не могу. Это было решение наших арендаторов».

В администрации торгового комплекса «Каркара», которому принадлежит «Студент», представляться отказались, но признались, что «на отдельные позиции по телефонам установлены единые цены». В обоих магазинах нам пообещали, что если администрация сочтет нужным, то свяжется с нашим корреспондентом и даст свои комментарии. Однако вчера до подписания этого номера в печать в редакцию никто из них не звонил.

Тем временем начальник отдела организационно-правового обеспечения межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции по Алматы Еркин Магзымбеков подтвердил нам: его ведомство уже работает по заявлениям потребителей.

— Сейчас идет предварительное рассмотрение жалоб, оно только началось, — пояснил он. — По итогам данного рассмотрения мы назначим расследование, и только после этого центральный аппарат нашего агентства в Астане будет принимать решение.

— А вообще по закону независимые друг от друга продавцы могут назначать единые цены на товар?

— Нет. Но в каждом конкретном случае надо разбираться.

Комментарии