Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Учебный процесс будет реформирован с использованием интернета

Министерство образования и науки Казахстана предлагает кардинально реформировать учебный процесс в малокомплектных школах республики.

1 декабря 2009 11:50, Казахстан Сегодня
Рубрики: Образование

Министерство образования и науки Казахстана предлагает кардинально реформировать учебный процесс в малокомплектных (малых) школах республики.

Ведомство предлагает активно использовать в этом процессе интернет-технологии, что для республики с ее большой территорией при относительно низкой плотности населения может быть весьма актуально.

Проект концепции развития малокомплектных школ в Казахстане на республиканском совещании в Астане 30 ноября представил глава Минобрнауки Жансеит Туймебаев, отметив, что ее реализация позволит сократить разрыв между качеством образования в городе и на селе, уравняет в правах на качественное образование всех школьников страны.

Среди основных проблем малых школ министр назвал «отсутствие современных материально-технической и учебно-педагогической базы, недостаток высококвалифицированных педагогов и, как следствие, низкий уровень применения современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе».

Сославшись на международный опыт и отметив, что в мире закрывают «карликовые школы» как неперспективные, Ж. Туймебаев рассказал, что в странах по-разному выходят из таких ситуаций. Так, в Западной Европе организован подвоз детей к школам, а в Австралии, где, как и в Казахстане, большие территории, дети, находясь с родителями на отдаленных пастбищах, получают образование при помощи интернет-технологий. Этот опыт и предлагается использовать в Казахстане, отметил глава Минобрнауки.

По его информации, интерактивная подача материала повышает его усвояемость на 80%. Между тем в республике есть 34 сервера, электронные учебники по всем предметам (более 1000 он-лайн уроков). Республиканский бюджет не сможет обеспечить все малокомплектные школы республики оборудованием для интерактивных занятий, поэтому Ж. Туймебаев предлагает подключить к решению данной проблемы региональные власти, министерство сельского хозяйства, а также местное бизнес-сообщество.

По убеждению министра, малокомплектные школы — это не просто учреждения образования, они также «важны как объект социальный, формирующий духовные ценности сельской молодежи; более того, от развития таких школ зависят и перспективы развития аграрного сектора» страны.

Выступивший на совещании вице-президент английской компании Promethean Питер Ормерод предложил создать в каждой области центр интерактивного обучения, который будет передавать он-лайн уроки лучших учителей-предметников для малокомплектных школ региона.

В Казахстане с населением порядка 16 млн. человек, причем, почти половина которого — сельчане, по данным Минобрнауки, 7576 школ, в том числе 4288, или 56,5%, — с малым контингентом учащихся (от 40 до 280 человек). В таких школах учатся 405 тыс. детей. Большая часть малокомплектных школ размещена в сельской местности.

Ж. Туймебаев сообщил, что в республике около 1500 школ построены в неперспективных селах, где учеников становится все меньше, и школы вынуждены закрываться. В целом за последние три года из-за оттока учащихся количество малокомплектных школ в республике сократилось на 143. С другой стороны, сегодня более 37 тыс. детей проживают в селах республики, где вообще нет школ. Большая часть этих детей (порядка 90%) доставляются на учебу специальным транспортом, однако около 8% школьников не обеспечены подвозом к месту учебы.

Сегодня только 48% малых школ размещаются в приспособленных зданиях, в то время как 2% размещены в аварийных зданиях, 18% — в зданиях, требующих капитального ремонта. В 948 школах нет столовых. Многие школы не оснащены современными специализированными кабинетами. Только 16% из них имеют мультимедийные кабинеты, 12% — химии, 10% — биологии. Широкополосной интернет доступен только 7% таких школ. Кроме того, учебные заведения испытывают нехватку учителей математики, химии, биологии, иностранных языков.

Всего в малокомплектных школах трудятся более 72 тыс. учителей, 70% которых имеют высшее образование, 10% — общее среднее.

По данным Минобрнауки, «на одного ученика в малокомплектной школе приходится вдвое больше учителей, чем в среднем по стране», но качественный уровень выпускников таких школ оставляет желать лучшего.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии