Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Налоговый комитет вводит в эксплуатацию СОНО

Налоговый комитет Министерства финансов внедряет систему обработки налоговой отчетности, которая призвана заменить ранее существовавшие системы для повышения качества оказываемых услуг.

26 июня 2009 10:54, Кикбай Косаев, Панорама
Рубрики: Софт, Общество

Налоговый комитет Министерства финансов (НК МФ) внедряет систему обработки налоговой отчетности (СОНО), которая призвана заменить ранее существовавшие системы для повышения качества оказываемых услуг. Ввод СОНО в эксплуатацию происходит в два этапа: первый завершился 27 апреля (квартальные отчетные формы со сроком представления до 15 мая), второй должен быть закрыт к 1 июля. К этому сроку все старые системы прекратят функционировать, базы данных будут конвертированы, и все отчетности будут представляться только в СОНО. Итоги первого этапа работы системы обсуждались в Астане в ходе круглого стола, организованного Налоговым комитетом совместно с Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана.

Начальник управления информационными технологиями Налогового комитета Алена Герун отметила, что разработка и внедрение СОНО — это обдуманный и взвешенный шаг, проводимый в рамках общей модернизации информационных систем налоговых органов. Ядро систем и технология ввода и обработки форм налоговой отчетности (ФНО) проектировались в 2001 году. «В качестве базовых решений были выбраны актуальные для того времени технологии, сбалансированные по многим показателям — быстродействию программно-аппаратных платформ, адекватному использованию возможностей существовавших в то время каналов связи и средств телекоммуникаций, стоимости разработки информационной системы и ее владения. Однако в ходе эксплуатации данных систем были выявлены определенные проблемы. В частности, это наличие множества клиентских приложений для сдачи налоговой отчетности, значительные задержки с обновлением ее форм в системах и высокая совокупная стоимость владения, что вызвало поиск альтернативных и менее дорогостоящих решений», — пояснила эксперт.

Разработчик системы, казахстанская компания ТОО «Плюс Микро», приступила к реализации проекта в апреле 2008 года. Представитель Налогового комитета отметила, что перед внедрением системы было проведено ее нагрузочное тестирование, результаты которого не выявили проблем в работе аппаратного комплекса. Действительно, работа системы до 12 мая была стабильна, первые симптомы проблем производительности появились, когда налогоплательщики активно приступили к сдаче отчетности (с учетом выходных и праздничных дней — 12 мая). Из-за пиковой нагрузки замедлилась реакция системы на запросы пользователей. Для оперативного решения возникающих вопросов была открыта «горячая линия» службы поддержки IBM, привлечены специалисты IBM WebSphere. После проведения дополнительных настроек системы проблем производительности больше не выявлялось.

В свою очередь председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жанат Ертлесова уверена, что основная проблема работы с налогоплательщиками заключается в налоговом администрировании, а Налоговый комитет акцентирует внимание на технической составляющей. «Они все время говорят, какую технику надо покупать. А для налогоплательщика важно, как мы взаимодействуем с ней. Содержательная часть при автоматизации всех систем, к сожалению, всегда выпадает», — заметила она.

В отношении же работы новой системы г-жа Ертлесова высказалась достаточно категорично: «Надо было не сразу отказываться от старой системы, а какое-то время работать параллельно и обязательно проводить тестирование. Не было программы внедрения. Поэтому такое количество ошибок. При сдаче большого объема налоговой отчетности были очень большие срывы».

Неоднозначное отношение сложилось у нее и в отношении подрядчика: «Вся проблема в выбранном подрядчике или в том, кто осуществляет этот проект. Я считаю, что самое главное — правильно составить техническое задание и выбрать компанию, которая будет делать все, что написано в нем. А техническое задание, подготовленное Налоговым комитетом при выборе этого подрядчика, было неадекватным. Оно не состояло из таких пунктуальных вещей, по которым потом можно было бы требовать отчета о проделанной работе».

На предположение г-жи Ертлесовой о том, что сбои в системе бывают в 20%, заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов Ануар Джумадильдаев ответил, что «если это будет происходить именно по данной причине, то есть статья 580 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой штрафоваться налогоплательщики не будут». По его словам, соответствующая инструкция направлена в территориальные налоговые органы.

Г-н Джумадильдаев заверил, что уже есть команда разработчиков, контролирующих управление системы, которые изучили все нюансы. «У нас имеется почасовой режим работы этой системы: когда она работала, когда не работала. В этом плане проблем у налогоплательщиков быть не должно. Мы пойдем им навстречу», — пообещал он.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии