Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

«Евросеть» сворачивает масштабы

Сотовый ритейлер «Евросеть» планирует свернуть свой бизнес еще в нескольких странах СНГ, оставив в приоритете российский рынок.

9 июня 2009 10:24, Кристина Бершадская, Курсивъ

Сотовый ритейлер «Евросеть» планирует свернуть свой бизнес еще в нескольких странах СНГ, оставив в приоритете российский рынок.

О решении закрыть во втором квартале бизнес в Армении (12 салонов) и Молдавии (32 точки продаж) газете «КоммерсантЪ» рассказал президент «Евросети» Александр Малис. По его словам, до конца июня будет принято решение по Белоруссии (75 салонов) и Киргизии (21 салон). Объяснил он это тем, что выход на эти рынки был стратегической ошибкой, так как бывшие акционеры компании считали, что чем шире территориальный охват сети, тем больше ее стоимость. «Мы же полагаем, что стоимость компании напрямую зависит от ее выручки», — пояснил он.

Однако стоит напомнить, что «Евросеть» еще в 2008 году неоднократно сворачивала свой бизнес на рынках стран СНГ. Летом прошлого года она ушла с рынков Латвии, Литвы и Эстонии. Тогда покупателем выступила латвийская компания, название которой не раскрывается. До этого «Евросеть» проработала в Прибалтике два года, ее подразделения на момент продажи насчитывали 68 салонов.

Еще ранее компания закрыла свои магазины в Азербайджане из-за высоких пошлин на ввоз мобильных телефонов и широко распространенной в связи с этим торговлей контрафактными терминалами. Также компания прекратила работу в Узбекистане.

На рынок Казахстана «Евросеть» вышла в конце 2004 года, открыв за это время 151 салон. И еще один крупный российский сотовый ритейлер Dixis в 2005 году. Однако данная компания приостановила свой бизнес, т.к. была признана банкротом.

По мнению аналитика «iKS-Consulting Казахстан» Светланы Черненко, общее состояние рынка мобильного ритейла оказывает одинаковое влияние на крупных игроков. Наблюдаемый спад продаж мобильных телефонов связан, с одной стороны, со зрелостью рынка сотовой связи (сотовые телефоны приобретают преимущественно существующие пользователи с целью замены аппарата), с другой стороны — с общей экономической ситуацией, при которой планы многих пользователей о замене аппарата на более дорогой сдвинулись на достаточно поздний срок.

В условиях снижающихся объемов продаж крупные сети становятся менее эффективными из-за высоких эксплуатационных издержек (поддержание ассортимента во всех торговых точках, аренда площадей, оплата персонала), поясняет аналитик. Таким образом, добавляет она, с целью оптимизации затрат и сохранения конкурентоспособных цен крупные ритейлеры в текущих условиях вынуждены сокращать количество торговых точек, что видно на примере салонов «Евросеть». В условиях сильного снижения спроса на новые мобильные телефоны «Евросети» целесообразно сосредоточиться на рынках, где ее позиции достаточно сильны, и которые оказались менее подвержены снижению спроса, поясняет «Къ» директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J`son & Partners Consulting Сергей Савин.

По его мнению, на текущий момент в приоритете — российский рынок, где компания занимает примерно 1/3 всего рынка розничных продаж мобильных телефонов. Относительно Казахстана довольно сложно дать прогноз по возможным планам компании. Он полагает, что все будет зависеть от того, как будет развиваться рынок, а также какие показатели будет демонстрировать «Евросеть-Казахстан». В принципе Казахстан и Украина являются следующими по своим размерам рынками по продаже мобильных телефонов на постсоветском пространстве после России. В прошлом были примеры, когда компания принимала решения о выходе с региональных рынков, неудовлетворенная результатами своей деятельности, говорит он.

Группа компаний «Евросеть» объединяет 4340 салонов, из них 3790 салонов связи в России. Владельцы — Александр Мамут (50,1%) и «Вымпелком» (49,9%). Оборот (2008 г., РСБУ) — $5,7 млрд.

По оценке аналитиков, всего в 2008 году на постсоветском пространстве без учета стран Балтии компанией было продано около 51 млн. новых телефонов. Из них в России было продано 71%, на Украине — 15,7%, в Казахстане — 5,1%, в Белоруссии — 3,3%, во всех остальных — 4,9%.

Комментарии