Следите за новостями

Бизнес под «цифровым» соусом

Мастера «цифровой» кухни на конференции Profit Finance Day 2017 предложили авторский рецепт для успешной трансформации в финансовом секторе.

14 июня 2017 10:00, Profit.kz
Рубрики: Бизнес

По мнению модератора конференции Алексея Евтушенко, исполнительного вице-президента АКБ «РосЕвроБанк», который и задал тональность конференции Profit Finance Day, любые новые сервисы должны непременно интегрироваться в новые цифровые каналы: «Что сейчас происходит в мире — все больше и больше потенциальных клиентов уходят из офисов в цифровые каналы. Сейчас тренд такой — офисы не нужны. Поколение Z просто не думает о том, чтобы идти в офис — только в мессенджере, социальных сетях. Поколение Y — активно идет в эти каналы».

В будущем, по мнению модератора конференции, останется два типа компаний — быстрые и мертвые. «Компании, которые не готовы меняться, станут аморфными, клиенты оттуда разбегутся, а кто использует технологии — имеют шансы. Для того чтобы компания начала думать по-другому, нужно активно использовать Agile-методику, нужно уходить от классического ватерфорльного процесса», — советует Алексей Евтушенко, добавляя, что позиции CIO станут ключевыми.

Profit Finance Day 2017

С банками может произойти то же, что и с телекомом сейчас — они продают только трафик. Но наиболее продвинутые будут создавать маркетплейсы, будут экспериментировать как агрегаторы. «В ЕС и США все идет к тому, что банки превращаются еще и в платформы — через полгода они должны будут открывать свои API в пользу третьей стороны», — предупреждает он.

«В ближайшие 2-3 года на телефонах появятся самообучающиеся помощники, которые будут давать советы, запоминать наши предпочтения, покупать выгодные билеты, товары. Еще через 7-10 лет появятся нейрочипы. Мне не нравится эта идея, но если они помогут на ранних стадиях увидеть болезнь, продлить мою жизнь, я буду их использовать», — прогнозирует вице-президент АКБ «РосЕвроБанк».

Дмитрий Шустер, директор Cisco Kazakhstan, в целом согласен с модератором, добавляя, что банки перестают быть местом, куда мы приходим, а становятся тем, что мы делаем (получаем банковский сервис в то время и в том месте, где он нам нужен, а не там, где физически находится офис банка). Эта глубокая мысль фактически и определяет парадигму для банка будущего.

Наталья Павлова, директор по решениям финансового сектора Microsoft Центральная и Восточная Европа, отмечает несколько тенденций, которые сложились в тренд на финансовом рынке. Первая — это транзит в сторону коопетишн. Банки, по ее словам, все чаще обращаются к стартапам. И это не отход назад, это скорее шаг вперед — невозможно обладать глубокими компетенциями во всех отраслях. Говорит Наталья и о том, что регуляторные требования тоже меняются, более того, они пытаются поспеть за тем, что происходит на рынке. Еще одна тенденция — сокращение операционных расходов. Как итог таких сокращений — 70% бюджета CIO сегодня уходит на поддержку систем. «Понятно, что на инновационный опыт почти ничего не остается», — резюмирует Наталья Павлова.

Profit Finance Day 2017

Цифровое разрушение

Нариман Мукушев, управляющий директор по инновациям и ИТ АО «Казпочта», отмечает, что трансформация — это постоянный процесс. «Недостаточно просто взять и вывесить красивый сайт. Трансформация должна привести к тому, чтобы вся услуга была оцифрована. И мы с этого начали — автоматизировали все процессы в компании по-максимуму», — говорит он. По словам управляющего директора, с тех пор в компании продвинулись еще дальше — «Казпочта» превращается в платформу: «Мы перезапустили наш портал, и теперь это супермаркет сервисов, маркетплейс».

Интересно, что на Западе термин «цифровая трансформация», прижившийся на постсоветском пространстве, употребляется реже, чем выражение «Digital destruction» — цифровое разрушение. И в этом есть глубокий смысл, так как в некоторых случаях, прошедшая цифровую трансформацию компания, имеет весьма мало общего с материнской.

Кто драйвит трансформацию? Как сделать первый шаг?

По мнению Наримана Мукушева, главный драйвер трансформации — это первый руководитель. Наталья Павлова настаивает на том, что у CIO есть реальные инструменты, чтобы драйвить процесс. Дмитрий Шустер согласен — в Cisco трансформация была инициирована со стороны CIO.

Profit Finance Day 2017

«Мой месседж, который я поставил перед своими сотрудниками, был в том, что если мы не сможем сами использовать технологии, то как мы сможем двигать процесс? В итоге мы оцифровали самые сложные бизнес-процессы и стали их активными пользователями», — говорит Алексей Евтушенко. Нариман Мукушев дополняет: «Идеальный продукт — это очень долгая история, можно опоздать». Модератор согласен с Нариманом, по его словам, если бы Стив Джобс стремился к абсолютно идеальному смартфону, то мы бы его вовсе не увидели: «Скорость вывода продукта на рынок важнее качества».

О роли финтех-компаний

В последнее время о феномене финтех-компаний говорят много. Не удержались от этого соблазна и участники панельной дискуссии конференции. По словам управляющего директора по инновациям и ИТ АО «Казпочта», в компании не рассматривают парадигму конкуренции, а скорее смотрят в сторону сотрудничества с финтех-компаниями: «У нас есть все компоненты для успешного сотрудничества: платформа, филиальная сеть», — говорит он. Наталья Павлова высказалась с неожиданной стороны: «Еще год назад я думала иначе, но теперь я считаю, что место банков займут другие банки, а не финтех-компании».

Дмитрий Шустер считает, что будущее за гибридной моделью.

Алексей Сидоров, основатель и руководитель «Кредит24», уверен, что финтех не заменит традиционный банкинг, но займет свою нишу, игроки рынка научатся создавать коллаборации. «Многие банки будут инициировать внутренние финтех-стартапы», — говорит он.

Profit Finance Day 2017

Заметки на полях

Хестон Блюменталь — всемирно признанный гуру молекулярной кухни — прославился тем, что предложил удивительную квинтэссенцию науки и кулинарии. В его меню можно увидеть, казалось бы, совершенно несовместимые вещи, например, мороженное с беконом, кашу из улиток. Трансформация — это тоже своего рода молекулярная кухня — набор разрозненных параметров на входе — от уникальных бизнес-процессов до стартового уровня для цифровизации, с целью получить что-то необыкновенное на выходе — цифровую компанию. И да, вот еще что роднит кулинарию и трансформацию — стремление к совершенству. И тут и там пределов не существует.

Видеозапись основной сессии конференции:

Видеозапись воркшопа «Кибербезопасность в эпоху цифровизации»: