Следите за новостями

PROFIT Finance Day: удержать приход телекома в финансы невозможно

В финансовой отрасли начинается новая эра, эра без банков. Чем обернется дигитализация для финансовых институтов и что делать банкам?

7 июня 2016 12:17, Наргиз Асланова, Profit.kz
Рубрики: Бизнес

3 июня в Алматы состоялась ежегодная конференция PROFIT Finance Day, посвященная информационным технологиям в финансовом секторе. Уже второй год подряд на площадке PROFIT Finance Day собирается профессиональное сообщество для обсуждения насущных вопросов, проблем и путей их решения. В мероприятии приняли участие крупнейшие мировые вендоры, представители банков, ИТ-руководители и специалисты по информационной безопасности финансовых организаций — всего более 220 человек.

PROFIT Finance Day 2016

В финансовой отрасли начинается новая эра. Ее даже называют эрой без банков. Во всем мире наблюдается падение банковской маржи в корпоративном и частном секторе. Как финансовый сектор будет выглядеть отныне и в будущем? По мнению Антона Арнаутова, модератора конференции, будут образовываться очень сложные экосистемы, новые союзы, в которые будут входить и ритейлеры, и сотовые операторы, и совсем новые игроки из интернет-торговли. Однако это не приговор для банков — они могут трансформироваться и стать платформой для новых сервисов.

«Происходят очень большие перемены и трансформация не только финансового сектора, но вообще экономики и жизни в целом, — заявил Антон Арнаутов. — Происходит так называемая четвертая индустриальная революция, дигитализация, кода все переходит в цифру. Это не просто предмет для обсуждения на конференциях, а то, что затрагивает всех и каждого. Основной мой посыл как модератора — донести до коллег, которые работают в банках, в страховых компаниях, в финансах, телекоме, что жизнь меняется настолько быстро, что отсидеться в своем теплом месте не удастся. Надо меняться. Это очень неприятно, никто к этому не готов. Но это необходимо сегодня».

Антон Арнаутов на PROFIT Finance Day 2016

«Банки должны перестать сидеть в своих кабинетах и включиться в происходящие процессы», — эта фраза не раз прозвучала в ходе обсуждения текущих реалий финансовой отрасли. О необходимости изменения подхода банков к организации бизнеса и работе с клиентами, так или иначе, говорил каждый спикер конференции. А Булад Субанов, международный эксперт, основатель компании Bulad & Co, высказал мысль о том, что скорость является определяющим понятием сегодня: «Если в вашем лексиконе нет слова „Скорость“, вы уже проигрываете конкурентную борьбу. Инновации должны проводиться со скоростью переключающегося светофора. То есть быстро».

Причем, утверждение о скорости касается в первую очередь уже сформировавшихся компаний. Как отмечают эксперты, быстро можно расти только с нуля. А для больших компаний и корпораций активный рост уже невозможен, поэтому им остается только выпускать на рынок услуги и продукты, которые будут интересны клиентам. Банкам важно пересмотреть не только свой подход к работе с клиентами, но и свою внутреннюю инфраструктуру, бизнес-процессы, организацию работы и многое другое. Те закостенелые структуры, которые были привычны до настоящего времени, не смогут выжить в новой технологической реальности. Насколько ИТ-системы банков в Казахстане готовы к Digital-волне? Такой вопрос звучал лейтмотивом конференции. По мнению спикеров и приглашенных экспертов, информационные технологии будут преобладать и иметь все большее значение. А выживут лишь финансовые институты, которые очень быстро смогут адаптироваться к изменениям.

«На фоне технологических перемен растут ожидания потребителей и бизнеса, — говорит Дмитрий Шустер, технический директор Cisco Казахстан. — Финансовым институтам пора преобразовывать обслуживание клиентов с учетом требований будущего, иначе они рискуют потерять доходы. Мало только привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, следует создавать инновационные рабочие места, приспособленные для совместной работы. Это требует соответствующего сочетания технологий, специалистов, процессов и корпоративной культуры. В новой среде специалисты смогут легко сотрудничать, обмениваться ресурсами и знаниями, столь же легко находить, организовывать и передавать информацию, тем самым упрощая процесс трансформации классических банковских сервисов в сторону внедрения все более популярной модели универсального банкинга.

Мы видим со своей стороны, что сейчас наиболее актуальными являются решения по организации совместной работы, причем не только внутри компании, но и совместной работы с клиентами, а также решения по обеспечению информационной безопасности. Все больше и больше информации, данных создают стимул для злоумышленников получить доступ к этой информации. И в этом контексте ИБ ставится во главу угла многими компаниями. Косвенным подтверждением важности этих двух технологических трендов являются результаты, которые Cisco опубликовала по итогам работы за прошлый финансовый квартал: продажи решений для совместной работы и решений по обеспечению ИБ показали двузначный рост. Это говорит, с одной стороны, что у заказчиков есть интерес к этим технологиям, а с другой — что наши решения пользуются популярностью».

PROFIT Finance Day 2016

Антон Игнатов, руководитель направления по развитию решений для финансового сектора Microsoft, рассказал о том, что может предложить компания для цифровых банков. Экосистема в данном случае предполагает несколько составляющих, каждая из которых важна для построения Digital-компании: цифровой бизнес, цифровая рабочая среда, цифровое взаимодействие.

«В своем докладе я подробно рассказывал о цифровой трансформации банков и приводил примеры практической реализации Digital-проектов, — говорит Антон Игнатов. — Все это я бы свел к трем основным моментам. Первое — это цифровая трансформация в самом широком смысле, и многочисленные примеры, которые за этим следуют. Второе — облака. Третье — то, что называется Machine Learning или искусственный интеллект, анализ больших данных. По сути, это использование продвинутой облачной аналитики для того, чтобы увеличивать цепочку добавленной стоимости, маржинальность, пытаться отвоевать рынок у других игроков.

Многие вещи на текущий момент возможно решать с помощью облаков: можно уменьшить затраты на разработку и тестирование систем, производить анализ телеметрических данных. Зачем для этого использовать свои внутренние ресурсы и вкладываться в ЦОДы, в разработку и прочее? Следующая тема связана с открытыми интерфейсами Open API — их можно предоставлять из своих центров обработки данных. Это попадает в публичное пространство. Как следствие — риски, потеря данных, хакерские атаки. Для этого также можно использовать облака и интерфейсы предоставлять там. Тогда проблемы, связанные с обозначенными рисками, ложатся на сторону вендора, который эти сервисы предлагает. Поэтому, как сказал Булад Субанов, для того, чтобы быть успешным сейчас, ключевым словом является скорость, а не стоимость. Тот, кто будет бежать быстро, скорее всего, быстрее прибежит. Облачные технологии — это не дешевые технологии, как было отмечено в комментариях из зала. Неправильно проводить прямую аналогию, хотя иногда это действительно дешевле, чем делать у себя. Облачные технологии, прежде всего, влияют на time-to-market, и позволяют быстрее выводить инновационные вещи на рынок».

Эксперты, участвующие в обсуждении, отметили, что именно такая стратегия поможет банкам преодолеть кризисный момент и удержать бизнес «на плаву» в новую эпоху.

«ИТ будет преобладать и иметь все большее значение. Выживут те, кто очень быстро адаптируется к изменениям, — отметил Александр Наумов, управляющий директор по технологиям ДБ АО „Сбербанк“ — Радикальный рост эффективности за счет технологической трансформации — это целевое направление стратегии Группы Сбербанк».

Александр Наумов на PROFIT Finance Day 2016

По мнению Александра, вопрос выживания для банков состоит в технологическом лидерстве. Именно дигитализация позволит банкам в ближайшем будущем повышать свои доходы, увеличивать удовлетворенность клиентов и улучшать управляемость. BigData, Opensource, облака, интернет вещей, Machine Learning — это те факторы, которые к 2019 году будут иметь решающее значение для финансовых компаний.

Несмотря на пока еще слабые изменения, подход банков к своей работе постепенно меняется. Как отметил Булад Субанов, банки изначально делали бизнес для денег, а не сервис для клиентов. Теперь этот этап позади. В отрасли больше нет конкуренции товаров и услуг, а есть конкуренция моделей управления. Подробнее об этом рассказал Михаил Логинов, руководитель центра экспертизы по решениям для финансовой отрасли SAP СНГ: «Уровень общения банков с клиентами очень сильно изменился. Если раньше банки интересовали какие-то конкретные технологические вещи, заплатки, конкретные прикладные продукты, то сейчас больше говорят о концепции развития, о том, что нового банк может предложить клиентам, как ИТ может поддержать и что нового предложить для развития финансового бизнеса. Это очень заметно по уровню общения, его качеству. Цели, которые ставят перед собой руководители банков, руководители ИТ-подразделений, теперь являются не ИТ-шными, а бизнес-целями. Это соответствует общемировой тенденции».

PROFIT Finance Day 2016

В рамках секции «Инновации, приносящие прибыль» на PROFIT Finance Day была поднята любопытная тема — совместная работа финансовых институтов и мобильных операторов. По мнению экспертов, интеграция операторов с банками в бизнесе не только возможна, но и уже необходима — они могут быть друг другу полезны, создавая совместные услуги, продукты и решения.

Одним из примеров совместной работы является использование банком аналитики, которую предоставляет мобильный оператор. Об этом рассказал в своем докладе «BigData: маркетинг и скоринг по данным оператора» Михаил Евдокимов, менеджер сектора по развитию стратегических клиентов департамента по развитию бизнес-рынка АО «Kcell»: «В день мы собираем 100—120 Гб данных о звонках и интернет-сессиях наших абонентов. Это 11 Тб данных каждый квартал. На основе этих данных можно получать интересные срезы информации для обезличенной аналитики, маркетинга (таргетирование) и скоринга (профилирование). Рассылка с использованием нашего таргетирования в семь раз эффективнее обычной SMS-рассылки, но при этом всего в два раза дороже».

Однако аналитикой совместная работа не ограничивается. Представитель Кселл рассказал о конкретном кейсе, где и оператор и банк наладили взаимодействие для улучшения клиентского сервиса на стороне банка: «Приведу конкретный пример. Один из розничных банков так ценит коммуникацию со своими клиентами и ее оперативность, что для него очень важно то, как быстро клиент получает информацию от банка. Не секрет, что большинство клиентов получает информацию от банков, в том числе, и в виде SMS. Это один из довольно важных каналов. Так вот, банк поставил такую бизнес-задачу, что клиенты (хотя бы 90% из них) должны получать SMS в течение пяти секунд. Чтобы понимать масштаб проблемы, нужно упомянуть, что в стандарте GSM для SMS нет SLA. То есть, SMS изначально задумывался как дополнительный сервис, и для него нет никаких гарантий внутри сети. Для нас это был большой вызов. Никто из операторов, по крайней мере на местном рынке, этого не делал. На сегодняшний день мы эту задачу решили, и текущая статистика показывает, что поставленный KPI мы выполняем. Это стало возможным только благодаря теснейшей интеграции, ревизии всех процессов внутри нас, внутри банка. Это была общая задача, где наши абоненты по совместительству и клиенты банка. Банк, на самом деле, тоже не понимал, сколько времени на его стороне занимает обработка SMS. Ряд банков в Казахстане уже воспользовались этим опытом, что говорит о его успешности, применимости».

По мнению спикера, использование банками данных, которые могут предоставить мобильные операторы, и развитие подобных сервисов неизбежно в Казахстане. Банкам выгодно работать с операторами по получению данных и применять их в своих скоринговых моделях, аналитике и так далее. «На западных рынках данные от мобильных операторов уже вовсю используются, появилась такая практика и на российском рынке. В Казахстане уже есть все предпосылки к этому, рынку нужно просто чуть-чуть дозреть, и это будет такой же обычной практикой для банков, как взаимодействие с кредитным бюро, с агентством по статистике и т.д.», — считает Михаил Евдокимов.

Учитывая, что наиболее полно финансовый сектор в Казахстане представлен именно банками, то большая часть конференции касалась именно трансформации в банках. Однако, был затронут и сегмент страховых компаний, для которых проблемы информатизации оказались тоже важны. Как отметил Виталий Веревкин, управляющий директор страховой компании «Казкоммерц-Полис», тренд сезона — приход высоких технологий в страхование. До сих пор оставалось лишь несколько факторов, сдерживающих развитие электронного страхования в Казахстане. Однако оно уже стоит на пороге ИТ-революции, и страховщикам важно не отставать от рынка в вопросах ИТ-трансформации.

Виталий Веревкин на PROFIT Finance Day 2016

Не остался в стороне и вопрос безопасности. Он обсуждался в рамках отдельной секции ввиду серьезности и крайней актуальности. Как рассказал Антон Арнаутов, конец 2015 года и начало 2016 характеризовались валом атак на банки, которые оказались не готовы к такому развитию событий и потеряли весьма крупные суммы. Причем, безопасники отмечают изменения в стратегии злоумышленников: если раньше деньги крали у клиентов, то теперь внимание сфокусировано на самих банках. Взламывается периферийная инфраструктура и те устройства, о которых мало кто думает, включая и банкоматы.

«Атаки никуда не исчезают, существуют каждый день и становятся все дороже и дороже», — отметил в своем выступлении Назим Латыпаев, системный инженер Cisco Kazakhstan.

Эксперты, которые принимали участие в обсуждении в данной секции, заявили о необходимости создания в Казахстане единой площадки на стороне регулятора, где банкиры и безопасники могли бы собираться и обсуждать текущую ситуацию, делиться информацией и участвовать в изменении норм регулятора.

«Служба ИБ зачастую воспринимается как противник. Это проблема. Нужна смена психологии. Информбезопасность должна быть во взаимодействии с бизнесом. А самим банкам необходим обмен актуальной информацией об угрозах и уязвимостях», — подытожил Тимур Имамбаев, директор департамента информационной безопасности АО «ЦеснаБанк».

Назим Латыпаев на PROFIT Finance Day 2016

Подводя итоги конференции, многие участники PROFIT Finance Day отметили высокое качество ее информационной составляющей и своевременность мероприятия.

Дмитрий Шустер, технический директор Cisco Казахстан: «Хочется сказать, что реально приятно видеть, что компания PROFIT Events уже второй раз проводит такое мероприятие, и интерес к теме растет. По аудитории и количеству участников мы видим, что тематика очень актуальна».

Илларион Овчаров, директор ТОО «KMBSP»: «Конференция отличная, подняты очень хорошие вопросы. Все тренды, о которых говорят спикеры, очень правильные. Мы также их видим».

Михаил Логинов, руководитель центра экспертизы по решениям для финансовой отрасли SAP СНГ: «Конференция PROFIT Finance Day очень точно угадала направление, и сегодня мы слышим выступления, которые соответствуют ожиданиям банков. Банки спрашивают, что интересного может предложить дигитализация, что такое техническая революция, какие лучшие мировые практики можно привнести на локальный рынок».

Посмотреть тви-трансляцию с PROFIT Finance Day

Посмотреть фото-репортаж с PROFIT Finance Day

PROFIT Finance Day 2016