Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Рынок электроники в Казахстане: итоги III квартала

Секторы казахстанского рынка бытовой техники и электроники по разному отреагировали на девальвацию.

8 декабря 2015 11:58, Profit.kz
Рубрики: Бизнес

Аналитики GfK TEMAX представили отчет по рынку бытовой техники и электроники (БТиЭ) в Казахстане по итогам третьего квартала 2015 года. Согласно представленным данным, оборот рынка в III квартале 2015 года снизился на 15,7% относительно того же периода 2014 года.

«В Республике Казахстан 20 августа началась девальвация национальной валюты, которая за непродолжительный период обесценилась в 1,5 раза. Одним из способов сохранить свои сбережения после девальвации является покупка товаров по старым ценам. То есть девальвация в некоторых случаях может положительно влиять на объемы потребления, как произошло, например, в секторе крупной бытовой техники», — говорится в отчете.

Динамика розничного товарооборота по электробытовой технике и электронике

Аудио/Видео техника — объединение новых технологий

За период июль-сентябрь 2015 года рынок аудио-видео техники потерял 21% в местной валюте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение рынка замедлилось из-за дополнительного спроса, вызванного девальвацией в конце августа, после которой цены на большинство моделей сектора остались на прежнем уровне.

Рынок телевизоров сократился на 16%. Новые технологии продолжают захватывать рынок. По результатам III квартала значительно увеличились объемы продаж UHD-телевизоров и OLED-дисплеев. В новых линейках телевизоров, которые вышли на рынок в III квартале, производители обеспечили спрос, расширив модельный ряд изогнутых телевизоров. Впервые на рынок вышли изогнутые OLED 4K телевизоры.

Спрос на видеокамеры сократился на 14%. Рост показала только подкатегория экшн-камер, особенно с разрешением 4К.

Фото — трансформация спроса

Рынок фотокамер продолжает стабильно сокращаться. Его объем снизился на 49% в местной валюте в первую очередь из-за потери спроса к зеркальным камерам. Смартфоны продолжают убивать сегмент мыльниц. Рост можно заметить лишь в отдельных ценовых сегментах компактных и зеркальных камер — в эконом сегменте (до 100 000 тенге) и в премиум сегменте (свыше 250 000 тенге) за счет полнокадровых фотоаппаратов.

Крупная бытовая техника — оживление после девальвации

Рынок крупной бытовой техники отреагировал на августовскую девальвацию оживлением спроса. В случае с посудомоечными машинами прирост рынка в основном пришелся на сегмент встраиваемых, популярность которых выросла, особенно после девальвации. В итоге рынок встраиваемых посудомоечных машин вырос почти в полтора раза в штуках и обеспечил продуктовой категории первое место по динамике в КБТ.

В то же время, рынок плит, где также наблюдалась положительная динамика в сегменте встраиваемой техники, практически остался на прежнем уровне ввиду относительно невысокой доли встройки. Холодильники и стиральные машины также пользовались повышенным спросом.

Малая бытовая техника — растет удобство приготовления пищи

Рынок малой бытовой техники в III квартале 2015 демонстрирует отрицательную динамику уже второй квартал подряд. В то же время, несмотря на падение сектора, категория техники для приготовления пищи сохраняет положительную динамику. Сейчас это произошло за счет усиления спроса на кухонные комбайны, продажи которых выросли вдвое, а также на миксеры.

Остальные продуктовые категории сектора, даже в тех случаях, когда имело место повышение средней цены, обусловленное девальвацией, потеряли в объеме рынка в деньгах из-за снижения покупательской активности.

Компьютерная техника — растущих сегментов все меньше и меньше

В третьем квартале 2015 года сектор ИТ показал снижение объема в национальной валюте на 39,7%. Отрицательная динамика наблюдается уже восьмой квартал подряд, и результат рассматриваемого квартала оказался самым негативным. Производители мобильных компьютеров, самой большой ИТ-группы, в отличие от, например, производителей смартфонов, подняли цены пропорционально падению национальной валюты. Это незамедлительно сказалось на объеме продаж.

В мобильных компьютерах единственным растущим сегментом остаются компьютерные планшеты https://profit.kz/tags/smartphonyplanshety/, занимающие менее 1% рынка. Гибридные компьютерные планшеты «2 в 1», еще два квартала назад показывавшие более чем двукратный рост, также оказались в минусе.

Телекоммуникации — назад к мобильным телефонам

Снижение оборотов телеком-рынка, начавшееся в прошлом квартале, в рассматриваемом стало еще сильнее, достигнув 12%.

Однако если рассматривать раздельно мобильные телефоны и смартфоны, то тренд динамики различается. В отличие от смартфонов, где отрицательная динамика в третьем квартале увеличилась по сравнению со вторым, падение сегмента мобильных телефонов несколько замедлилось.

После девальвации часть потенциальных покупателей смартфонов решила сэкономить и купить обычный мобильный телефон. На основные модели мобильных телефонов производители подняли цены. Это не особо сказалось на спросе, зато повлияло на средневзвешенную цену и, как следствие, на снижение отрицательной динамики.

Офисное оборудование: струйные принтеры — небольшой, но стабильный сегмент

Сегмент офисного оборудования в Казахстане в третьем квартале 2015 года снизился на 36,1%. Основную часть сегмента офисного оборудования занимают лазерные печатные устройства. Именно их существенная отрицательная динамика повлияла на сектор в целом. При этом струйная печатная техника показала умеренное падение, а струйные принтеры вообще оказались в небольшом плюсе в денежном выражении.

Результаты 3 квартала 2015 года

Объем рынка электроники, 3 квартал 2015 года

 

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.