Следите за новостями

Казахстанский рынок онлайн-продаж авиабилетов ждет бум

Отечественные онлайн-продавцы будут конкурировать с иностранными компаниями.

17 марта 2015 17:11, Наргиз Асланова, Profit.kz

Казахстанский рынок онлайн-продаж авиабилетов ждет бум17 марта в Алматы представители сервиса по продаже авиа- и железнодорожных билетов Aviata.kz провели встречу с журналистами, в ходе которой рассказали о тенденциях и прогнозах казахстанского рынка авиабилетов. Он был назван одним из самых быстроразвивающихся сегментов электронной коммерции. Согласно представленной информации, онлайн-продажи авиабилетов составляют порядка 16% от всего рынка электронной коммерции в Казахстане. «Рынок агентских продаж авиабилетов по итогам 2014 года составил более 700 миллионов долларов. Рост по отношению к 2013 году составил 10-12%, — рассказывает Алексей Ли, директор по развитию Aviata.kz. — Доля онлайн-продаж в этом объеме — 5%. Ожидается, что в течение следующих трех лет сегмент онлайн-продаж вырастет в 2-3 раза».

Специалисты уверены, что в нынешнем году на казахстанский рынок выйдут несколько крупных онлайн-продавцов авиабилетов, которые пытаются компенсировать последствия кризиса на локальных рынках. При этом ожидается не только количественный рост рынка, но и качественный — пользователям будут доступны новые услуги. «В последние два года новый импульс дали различные арегаторы онлайн-бронирования. В ближайшие два года к онлайн-покупке билетов добавится бронирование туров», — говорит Константин Горожанкин, глава АКИБ.

Представители Aviata.kz отметили, что готовы к такой серьезной конкуренции, и намерены не только сохранить лидирующие позиции в Казахстане, но и осуществить выход на рынки стран СНГ. «Мы сейчас лидируем. Aviata занимает около 30% агентского рынка онлайн-продаж авиабилетов, — говорит Алексей Ли, — за нами Chocotravel, еще есть Flight.kz. В плане постоянного роста инноваций и клиентского сервиса мы ориентируемся на успешные западные IT-компании, такие как Zappos, Apple, Amazon, Google и др.». Основатели Aviata.kz уверены в скором уходе с рынка небольших и неэффективных агентств по продажам авиабилетов. Впрочем, их объединение с крупными игроками также не отрицается. «В условиях постоянно растущей технологичности подобных сервисов все ценообразование становится динамическим, чтобы давать максимально конкурентоспособные цены. У онлайн-игроков идет постоянная автоматизация процессов, которые раньше требовали много трудозатрат», — говорят в Aviata.kz. В настоящее время Aviata.kz продает порядка 5000 авиабилетов в месяц. Продажи по итогам 2014 года составили 27000 авиабилетов.

Стоит отметить, что второй крупный игрок данного рынка, компания Chocotravel, с озвученной расстановкой сил не согласна. «Chocotravel занимает одну из лидирующих позиций на рынке продаж авиабилетов онлайн. В 2014 году было продано более 20 тысяч авиабилетов, — заявил Николай Мазенцев, руководитель Chocotravel.com. — Согласно данным из платежных систем, объемы продаж у Chocotravel и Aviata находятся примерно на одном уровне. И если смотреть посещаемость сайтов за последние полгода, то видно, что сайты периодически меняются местами по посещаемости». При этом Николай Мазенцев отмечает, что онлайн-рынок в Казахстане до сих пор остается небольшим, однако рост ожидается уже в ближайшее время: «Согласно нашим оценкам, доля онлайна в общем объеме продаж составляет не более 8%, но в ближайшие 2-3 года эта цифра вырастет в 2 раза».

В Chocotravel также ожидают приход на рынок нескольких конкурирующих иностранных сервисов. «Мы будем следить за их активностью, — говорит Николай. — До сих пор рынок продажи авиабилетов остается очень непрозрачным, и большинство туристов не понимает как работает ценообразование и в какой момент лучше покупать авиабилеты. Будем заниматься консультированием и развитием рынка, чтобы как можно больше казахстанцев поняли преимущества онлайн-бронирования. Также будущее рынка — в автоматизации и повышении технического уровня продукта. Чем лучше технически твой сайт, тем больше ты сможешь автоматизировать процессов, и значит — сможешь предлагать лучше цены. А так как продажа авиабилетов — очень конкурентный рынок, то в длинной перспективе выиграет тот, кто сможет держать низкие издержки и предлагать пользователям лучшую цену. Думаю, что у нас лучшее соотношение количества проданных билетов на количество персонала в агентстве, благодаря автоматизации процессов. Также на рынке онлайн-турагентств будет развиваться дополнительная продажа услуг (страховки, трансфер, отели, ж/д билеты)».

Кстати, онлайн-страхование туристов в Казахстане уже запущено — в 2014 году сервис Aviata.kz внедрил онлайн-страхование с авторасчетом и доставкой полиса. «Удивительно, что никто до нас до этого не додумался и не реализовал», — отметила Анна Ли, директор Aviata.kz.