Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

В Алматы впервые обсудили инновации для компаний, занятых в розничной торговле

20 февраля в Алматы состоялся PROFIT Retail Day — первая казахстанская конференция, посвященная инновациям в ритейле.

23 февраля 2015 18:19, Наргиз Асланова, Profit.kz

20 февраля в Алматы состоялся PROFIT Retail Day — первая казахстанская конференция, посвященная инновациям в ритейле. Ее цель — раскрыть те возможности, которые предоставляют новые технологии для сферы продаж и услуг.

Конференция ориентирована на руководителей и собственников бизнеса в таких сферах, как торговля (от ювелирных магазинов до торгово-развлекательных сетей) и услуги (от салонов красоты до бизнес-центров). В ходе мероприятия представители вендоров рассказали о новых решениях, которые могут быть использованы бизнесом для улучшения продаж, сбора аналитики и минимизации издержек, а игроки ритейл-сегмента, в свою очередь, рассказали о насущных проблемах и выяснили, какие именно продукты и технологии способны помочь в той или иной ситуации. Гости и спикеры PROFIT Retail Day обсудили умное видеонаблюдение, системы учета клиентов и истории взаимоотношений с ними, бесконтактные и мобильные способы приема платежей, продажи через интернет и мобильные приложения и т.д.

С вводным докладом, раскрывшим один из самых актуальных вопросов сферы продаж, выступил модератор конференции Андрей Калмыков, генеральный директор Trade Help и признанный эксперт в сфере торговли. «На сегодняшней конференции происходит очень важное для ритейла в Казахстане, — говорит Андрей Калмыков. — Это важное связано с развитием ИТ-технологий. Если где-то до 2010 года рынок Казахстана либо был бесформенным, либо переживал кризисы, связанные с уходом с рынка большого количества сетей, то сейчас рынок ритейла в Казахстане становится более структурированным, так как страна находится уже более 20 лет в стабильном развитии, где нет резких форс-мажорных ситуаций. Конечно, критические ситуации есть, но они не резкие. Это способствует росту розничной торговли и ритейл-рынка. Этот рост связан с тем, что обязательно необходимо количественное изменение в росте сопроводить качественными изменениями. На сегодняшний день, в XXI веке, все качественные изменения — это изменения, связанные с ИТ-технологиями».

Андрей Калмыков, генеральный директор Trade Help, PROFIT Retail Day 2015

Андрей Калмыков рассказал о важности сбора аналитики в торговых компаниях и ее последующем использовании. Ритейл-аналитика подразумевает создание отчетов программной информационной системы, отражающих результаты торговой деятельности по самым важным и приоритетным показателям. Отчеты используются в коммерческом, закупочном и операционном департаментах, а также в маркетинге и рекламе, бухгалтерии и других подразделениях торговых компаний. По мнению Андрея Калмыкова, именно ритейл-аналитика способна предоставить топ-менеджменту всю необходимую информацию для быстрого и точного принятия решений по функционированию компании, товарным остаткам, работе с клиентами и т.д. «Менеджер не должен тратить 10 дней на принятие решения. Он должен получать всю информацию из аналитики и принимать решение за 15 минут», — говорит эксперт.

Тем не менее, многие торговые сети зачастую не задумываются об автоматизации, считая внедрение подобных решений весьма дорогим. Однако эксперты обращают внимание на то, что возврат инвестиций от подобных внедрений, довольно ощутим. Кроме того, вендоры и партнеры готовы оказать помощь при выборе решений, что поможет избежать неоправданных расходов. Понимая, насколько затратным может быть внедрение информационных систем первой необходимости (CRM, 1C и т.д.), Владислав Голубев, директор Soft IT, рассказал о возможностях «арендных» внедрений. Аутсорсинг торговой автоматизации может стать отличным способом для начинающих бизнесменов минимизировать затраты.

Помимо сбора торговой аналитики посредством информационных систем в сфере продаж имеется еще один инструмент, способный предоставить множество полезной информации. Речь идет об «умном» видеонаблюдении, способном обеспечить ритейлу решение целого спектра вопросов. «Современные решения по видеонаблюдению применяются не только для безопасности, но и для умной аналитики», — рассказывает Руслан Пушилин, директор Intelligent Platforms. Привязка к IP-камерам различного ПО может обеспечить подсчет посетителей с разбивкой по полу и возрасту, отследить движение клиентов по магазину и выявить «горячие» и «холодные» точки (что, в свою очередь, поможет оптимизировать размещение витрин в торговых площадях), узнать часы наибольшей и наименьшей посещаемости (это будет полезным для оптимизации работы касс и избавления от очередей), а также выявить интерес покупателей к тем или иным товарам. Помимо этого данные с камер можно отдавать в любую систему, например — в вентиляционные системы, что позволит обеспечить экономию энергии в часы наименьшего числа посетителей или их отсутствия. Современные решения умеют выдавать развернутые данные о клиентах, показывать различные «срезы» аудитории или демонстрировать рекламу на основе интересов тех или иных покупателей. Таким образом, «умное» видеонаблюдение может стать серьезным подспорьем не только для служб безопасности, но и для других департаментов торговых сетей — администрации, маркетингового и рекламного отделов, HR, закупки и т.д. Пример использования видеонаблюдения в торговых сетях привел Алексей Майоров, менеджер по развитию бизнеса ритейл-сегмента Axis Communications: «Видео-аналитика в Swatch помогла оптимизировать торговый зал и облегчить посетителям доступ к витринам. Это позволило увеличить продажи на 19%». (Подробнее о решениях Axis Communications читатйте в нашем материале «Умное видеонаблюдение для розницы — снижение рисков и повышение продаж»).

PROFIT Retail Day 2015 PROFIT Retail Day 2015

Об обработке и хранении информации, а также об инструментах совместной работы рассказал Игорь Лактионов, системный инженер Cisco. По данным одного из крупнейших производителей сетевого оборудования, объем информации в современном мире растет огромными темпами. «Если ее грамотно хранить и обрабатывать, это поможет бизнесу», — говорят представители Cisco. В настоящее время на рынке замечено несколько трендов по совместной работе — мобильность, видео, облачные технологии. В Казахстане, по мнению экспертов, заметны все три тренда. «В Казахстане мы продаем много видео, — говорит И. Лактионов. — А банки уже внедряют решения для мобильности и задумываются о безопасной работе с BYOD». Тем не менее, не все представители розницы согласились с необходимостью использования облачных систем. Так, например, Азамат Жиентай, ИТ-менеджер отеля «InterContinental Almaty», считает облачные решения небезопасными. «Intercontinental Almaty не использует облачные решения. Есть риски», — говорит он.

В рамках отдельной секции по электронной коммерции спикеры и гости обсудили различные платежные решения и переход к интернет-торговле. Онлайн-магазины значительно превосходят по своим возможностям офлайн — они могут похвастаться большим охватом аудитории, возможностью непрерывной работы 24/7 и меньшими затратами. Тем не менее, эти возможности большинством бизнесменов не используются — Казнет не может похвастаться большой представленностью интернет-магазинов. Владимир Денисов, генеральный директор iLab, предупреждает торговцев: «Интернет-магазины — это большой тренд. Если вы сегодня не начнете продавать, завтра вы не догоните конкурентов или будете вынуждены вкладывать огромные средства для того, чтобы остаться конкурентоспособными». Он рассказал о том, как создать интернет-магазин, и шагах, которые для этого потребуются.

PROFIT Retail Day 2015 PROFIT Retail Day 2015

Алексей Назаров, генеральный директор PayBox.kz, выступил с обзором каналов онлайн-продаж в Казахстане и рассказал о возможностях и преимуществах использования платежных агрегаторов. В казахстанском сегменте интернет-торговли эксперты отмечают серьезный недостаток — неразвитость платежных инструментов. При том, что выбор их весьма широк, отечественные продавцы и покупатели пока остаются консервативными и в основном используют наличные. По данным Алексея Назарова, оплата при доставке остается является наиболее распространенной и используется в 60% случаев. Остальные 40% приходятся на платежные терминалы (35%), банковские карты (32%), и другие платежные сервисы (интернет-банкинг — 10%, электронные деньги — 9%, mPOS/POS-терминалы — 5%). Объем рынка интернет-торговли на 1 января 2015 года оценивался в 750 миллионов долларов. «Почувствуйте масштаб, — говорит А. Назаров. — Отсутствие у вашего магазина какого-либо из платежных способов ограничивает рынок сбыта, а значит — подключать нужно все. Каждый новый способ оплаты может повысить доход от 5 до 30%».

Помимо конференции в рамках PROFIT Retail Day работала выставочная зона, где гости могли «вживую» увидеть различные продукты и решения. Наибольший интерес вызвали видеостены компании «Samsung». Они могут быть сконфигурированы по желанию заказчика, легки в настройке и демонстрируют любой контент. Также гостей выставки заинтересовала наглядная демонстрация возможностей «умного» видеонаблюдения — посетители смогли увидеть, как камеры, установленные в выставочном зале, определили «горячие» и «холодные» зоны, и подсчитали посетителей. Также в демо-зоне были представлены решения на основе процессоров Intel — управление климатом, системы видеонаблюдения, информационные киоски для различных сегментов бизнеса.

PROFIT Retail Day посетило более 100 человек. Спикеры и участники высоко оценили качественную составляющую докладов и полезность конференции.

Алексей Майоров, менеджер по развитию бизнеса ритейл-сегмента Axis Communications:

— Интересное мероприятие. Спасибо, что пригласили. Для нас казахстанский рынок в плане ритейла является новым, поэтому какие-то оценки делать пока рано. Но я вижу, что есть большой интерес, есть предметная заинтересованность как у заказчиков, так и у компаний, которые поставляют решения. Мы считаем, что перспективы достаточно хорошие. Я считаю, то такие мероприятия очень важны. Они позволяют не только рассказать о себе, но и понять, чем живет рынок, какие у него перспективы, какие у него потребности на данный момент. Я думаю, для ритейлеров это интересно — пообщаться даже порой со своими конкурентами, понять, какие есть проблемы и пути их решения. Мне кажется, что проведение именно конференций, направленных на ритейл, — это правильно. IT — очень широкое понятие, но когда приходят ритейлеры, и мы с ними разговариваем на одном языке, понятном обеим сторонам, то они чувствуют себя хорошо, и мы в лучшем свете можем показать наши решения.

Игорь Лактионов, системный инженер Cisco:

— С моей точки зрения, это мероприятие было организовано очень хорошо, очень интересно. Было много вопросов, из зала в том числе. То, что на мероприятии собрались не только IT-специалисты, а именно руководители организаций, дало нам возможность рассказать им о наших решениях, донести идеи, что IT надо развивать, что можно зарабатывать деньги именно с помощью IT. В общем, сегодня все было на высоте.

Раис Ни, менеджер по работе с ключевыми клиентами в сфере торговли и развлечений компании «Samsung»:

— Сегодня собралась очень интересная аудитория, очень живая. Обычно такие конференции проходят в формате, когда все несколько скучнее. Сейчас были интересные вопросы, были даже каверзные вопросы, в том числе и от прессы. Но мы прошли это испытание стоически. Так что я считаю, что конференция удалась — много людей, именно заинтересованных в наших продуктах. Как я уже говорил, мы стараемся увеличить количество людей, которые знают о том, что Samsung работает в B2B и пришел в этот сегмент всерьез и надолго.

Владислав Голубев, директор Soft IT:

— На PROFIT Retail Day мы представили программный продукт Paloma365. Это облачный сервис по автоматизации торговли и сферы услуг. В Казахстане в сфере ритейла и общепита это единственный в своем роде продукт. Мы предоставляем возможность автоматизировать рабочие места кассиров, продавцов и официантов с наименьшими затратами. Поскольку вся техника, использующаяся в делопроизводстве, работает, по сути, на базе Intel (будь то планшеты, ноутбуки или персональные компьютеры), мы можем создавать решения, которые будут отлично работать на различных платформах. Что касается данного мероприятия — оно очень интересно, потому что на его площадке собрались компании, которые предоставляют новые продукты и решения, рассказывают о них потенциальным клиентам, а клиенты узнают о новинках. Нам удалось донести до заказчиков информацию о том, что решения полезны, ими можно пользоваться, они помогают в бизнесе. Благодаря таким конференциям барьер непонимания между вендорами и заказчиками стирается быстрее.

Андрей Калмыков, генеральный директор Trade Help:

— Сегодня мы с удовольствием слышали о том, что существуют, предложены и уже реализованы многими казахстанскими ИТ-компаниями решения, которые связаны с тем, что происходит усиление роли ИТ-департамента в сфере безопасности. Компании начинают именно через ИТ обеспечивать безопасность ритейл-бизнеса. Второе — нам показали недорогие решения, которые позволяют создавать облачное управление бизнесом, не покупая большое количество принтеров, терминалов и так далее, а имея возможность через виртуальные хранилища данных и облачные пространства осуществлять ритейл-операции. Эти решения вызвали очень живой интерес со стороны участников и экспертной. Здесь произошло слияние ИТ-решений с целевой группой. Информационная площадка конференции была построена в очень хорошем ключе, когда мы не только выслушивали доклады о технологиях, но и определяли их потребность и то, что они могут принести конкретному потребителю — и розничной сети, и гостинице, и туроператорам. Именно построение ИТ-конференции как платформы для обсуждения технологий и того, что они дадут заказчику, — это заслуга PROFIT Retail Day.

Посмотреть тви-трансляцию с конференции
Посмотреть фото-репортаж с конференции

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.