Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

15 и 16 мая в Алматы прошло очередное мероприятие, посвященное развитию Казнета.

19 мая 2014 13:02, Наргиз Асланова, Profit.kz

15 и 16 мая в Алматы прошло очередное мероприятие, посвященное развитию Казнета. Речь идет о четвертой интернет-конференции i-Mix 2014. Кстати, в ее рамках прошла и инвестиционная конференция InvestorDay, где выбираются лучшие стартапы сезона и ведется поиск новых проектов.

Традиционно i-Mix проходил в два этапа: первый день — сама конференция, второй день — серия мастер-классов от казахстанских и зарубежных экспертов. Что касается конференции, она в этом году была полна любопытных тем и обсуждений сразу в нескольких секциях: «Государство и интернет», «Электронная коммерция и интернет-бизнес», «Логистика и сервисы», «IT и мобильные технологии», «Маркетинг и реклама».

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

Посетители конференции и приглашенные спикеры активно высказывались, вели обсуждение, и в некоторые моменты очень эмоционально дискутировали. В ходе секции о государственной поддержке развития интернета выступил представитель НАТР (Национальное агентство по технологическому развитию) с рассказом о грантах. На 2014 год выделено 2 млрд тенге, которые будут распределяться сразу на несколько сфер, куда входят и информационные технологии. Состоялась и презентация от представителя Парка инновационных технологий Алатау, у которого также есть своя программа грантов. В настоящее время тут размещено 155 компаний и свободных мест нет. Таким образом, казахстанскому бизнесу стоит иметь в виду, что попасть в зону, свободную от налогообложения, в самое ближайшее время не получится. Вероятно, размещение новых компаний планируется уже после сдачи второй очереди строительства парка.

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В секции по электронной коммерции был презентован любопытный проект — постаматы от AstanaPlat. Напомним, ранее о планах по внедрению этих устройств заявляла Казпочта, где сейчас идет пилотный проект. Частный бизнес, как всегда, оказался более проворным — компания уже готова запускать постаматы. Работать они будут для клиентов интернет-магазинов (пока в Алматы и Астане), что должно упростить доставку товаров. Тем не менее, данная услуга может вызвать множество вопросов. Поскольку товар в постаматы будут помещать курьеры, остается открытым вопрос о сохранности посылок на отрезке пути от магазина до постамата. Клиенты рискуют достать оттуда коробку с недостающим содержимым или вовсе без него. То же самое и с обратной стороны — магазин не застрахован от претензий клиентов и будет не в состоянии проверить, действительны ли их заявления о недостаче в посылке. Представители AstanaPlat в данном случае отстраняются от проблемы и говорят, что это станет вопросом доверия магазина и клиента. Устанавливаться первые постаматы будут на станциях метро, в супермаркетах и других публичных местах. Любопытная деталь: в ходе круглого стола по электронной коммерции выступил представитель сети «Меломан». Игорь Василюк, директор по развитию группы компаний, сообщил, что до 75% заказов интернет-магазина клиенты выбирают на самовывоз. Интересно, будут ли постаматы пользоваться популярностью в свете такой статистики. В Украине, например, этот проект работает достаточно успешно.

Еще один «скользкий» момент в работе с курьерскими компаниями озвучил Рамиль Мухоряпов, руководитель Choco Family. В работе с ними он рекомендует уделять пристальное внимание контролю веса. «Иначе, в конце месяца может возникнуть расхождение во взаиморасчетах», — говорит он. Совершенно очевидно, что работа курьерских компаний в Казахстане далека от идеала (стоимость, сроки доставки, сохранность груза), и с этим нужно что-то делать. Тем любопытнее отзывы интернет-магазинов о сотрудничестве с Казпочтой. Так, например, Lamoda, начавшая в этом году работать с KazPost, весьма положительно отзывается о национальном почтовом операторе.

В целом, участники обсуждения по электронной коммерции сошлись на том, что по-настоящему казахстанские интернет-магазины начнут зарабатывать тогда, когда наладят все процессы (в первую очередь логистику). Рынок сейчас достаточно свободный, и, как отметил Константин Горожанкин, «порог входа низкий». Некоторые гости в зале высказали опасения, что нас ждет засилье игроков из других стран, и местным магазинам будет сложно с ними «тягаться». Отчасти так и есть. Например, Lamoda, отпраздновавшая недавно свое двухлетие в Казахстане, входит в международный холдинг и может позволить себе достаточно серьезные траты на продвижение. Как результат — более 1000 доставок в день, причем эту цифру планируется увеличить в два раза. Думаю, что местным онлайн-магазинам одежды и обуви уже не удастся даже приблизиться к лидеру. А ведь на нашем рынке представлена и группа магазинов OTTO, также развивающихся весьма продуктивно. Противопоставить этому можно лишь пример отечественного холдинга Choco Family, выросшего буквально за пару лет из купонного сервиса

В общем, ниша интернет-магазинов в Казахстане представлена довольно своеобразно — свободные места вроде есть, но они очень специфичны, а все популярные направления заняты. При этом эксперты говорят, что ничто не мешает отечественному бизнесу обратить пристальное внимание на соседние страны. Однако пока такие случаи единичны (Namba, BeSmart). «Все проблемы у нас в голове, бизнес может развиваться и в соседних странах», — уверен К. Горожанкин

Еще один примечательный факт, всплывший на данной секции, — у агрегатора платежных систем ДеньгиOnline,  заявившего о своем приходе в Казахстан в середине 2012 года, в настоящее время наиболее крупными клиентами являются букмекерские конторы. Не совсем понятно, почему другие онлайн-сервисы и магазины оказались такими неактивными в вопросе подключения к агрегатору.

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

Другой весьма занятной секцией, с активными спорами и высказываниями, стало обсуждение инициативы АКИБ по созданию рейтингов веб-студий, хостеров, регистраторов и провайдеров Казнета. Все помнят случай, когда опубликованный в рунете рейтинг казахстанских веб-студий показал достаточно странные и спорные результаты. Участники круглого стола обратили внимание на проблему, во-первых, отсутствия какой бы то ни было статистики по казахстанским интернет-компаниям, и во-вторых — на трудности, с которыми сталкиваются заказчики из-за отсутствия таких рейтингов. Сбором информации и составлением рейтингов намерена заняться АКИБ. По мнению спикеров, это должно отсеять недобросовестные компании и облегчить заказчикам поиск подрядчиков. С другой стороны, остается вопрос методологии оценок в рейтинге. Сейчас уже составлены и рассылаются опросные листы. Именно они вызвали несколько возражений у участников обсуждения. Так, представители некоторых компаний отметили, что они попросту не имеют права предоставить ту или иную информацию о своих работах и клиентах, поскольку связаны договорами о неразглашении. А из-за отсутствия или недостаточности такой информации точность оценки в рейтинге будет под вопросом. В общем, АКИБ возложила на себя непростую задачу. Опубликовать первые результаты Ассоциация намерена уже в текущем году, так что совсем скоро участники рынка смогут оценить, справилась ли она с задачей.

Отдельной секцией в рамках первого дня i-Mix прошло обсуждение стартапов, их инвестирования и, собственно, сам отбор лучших проектов. Государственная инициатива по поиску и поддержке стартапов становится более активной. Так, в текущем году НАТР запускает программу по поддержке отечественных инноваций «KazINNO». В Алматы и Астане до ноября пройдет конкурс, где будут отбираться стартапы и перспективные проекты. Кроме того, помимо парка Алатау, о котором мы упоминали выше, собственная программа поддержки предпринимателей имеется и у Фонда развития ИКТ.

В общем, в настоящее время в Казахстане стартапам уделяется пристальное внимание как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса. Конечно, последний делает это более продуктивно ввиду своей большей «подвижности» и умения доносить информацию до заинтересованных сторон. Результаты этой «подвижности» и были представлены в ходе InvestorDay 2014 — акселератор iStartUp.kz провел отбор 15 проектов в новый сезон 2014 года и представил результаты третьего сезона. В финал вошли 8 проектов, среди которых жюри и предстояло выбрать лучшую идею: iDoctor (сервис по поиску врачей), Flavium (портал для геймеров), Hansel (поиск подарков), AparuTaxi (онлайн автопарк, диспетчерская и заказ такси), Parcel (автоматизация сотрудничества интернет-магазинов и логистических компаний), Complement (технологии дополненной реальности для рекламы), SMIPE (платформа для СМИ и PR-служб), Kazup (сервис по изучению казахского языка). Финалисты выступили перед судьями и публикой, рассказали о своих проектах и ответили на вопросы. Победителем третьего сезона школы стартапов стал проект Parcel (в новой версии — Shipper — его переименовали незадолго до презентации). Команда получила возможность пройти консультацию у специалистов Deloitte для написания бизнес-плана. Второе место занял стартап iDoctor, третье — AparuTaxi. Кстати, на вопросы судей о том, зачем проектам инвестиции, многие из них ответили, что могут работать и без дополнительных средств, однако с финансовым «вливанием» развитие будет более быстрым.

Хочется отметить, что интернет-конференция в этом году прошла интересно и насыщенно. Жаль, что посетителей было очевидно меньше, чем на i-Mix 2013. Многие отечественные компании наверняка нашли бы для себя массу полезной информации.

Посмотреть тви-трансляцию

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли

В Алматы снова обсудили развитие интернет-отрасли