Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Рынок мобильного интернет-доступа в Казахстане — 2013

Результаты исследования аналитическим агентством iKS-Consulting рынка мобильного интернет-доступа в Казахстане.

14 марта 2014 13:14, Profit.kz
Рубрики: Связь, Интернет

Аналитическим агентством iKS-Consulting проведено комплексное исследование рынка мобильного интернет-доступа в Республике Казахстан. Ниже приводим основные итоги развития рынка в 2013 году.

Объем рынка мобильного интернет-доступа в Казахстане

Доходы от услуг интернет-доступа и передачи данных в сетях сотовой связи в 2013 году составили, по оценке iKS-Consulting, 47,4 млрд тенге, увеличившись более, чем на 40% по отношению к предыдущему году. Для сравнения, объем рынка ШПД в фиксированных сетях (без учета доходов от услуг интернет-доступа для операторов связи) составил в 2013 году 72,7 млрд тенге, увеличившись на 18% по сравнению с 2012 годом.

Очевидно, что объем и темпы роста рынка мобильной передачи данных позволяют рассматривать его как полноценный сегмент рынка доступа к интернету в целом, а не как одну из дополнительных услуг в сетях сотовой связи, как это было еще 2-3 года назад. С учетом данного подхода, совокупный объем рынка интернет-доступа в Казахстане составил 120,1 млрд тенге, из которых 40% составили доходы от услуг передачи данных в сетях сотовой связи.

Объем рынка мобильного интернета и фиксированного ШПД в Казахстане 2013 г, млрд тенге

Количество интернет-пользователей и структура активной абонентской базы

По данным операторов сотовой связи, общее количество абонентских устройств, с которых осуществляется передача данных в мобильных сетях, превышает 50% от общего числа активных абонентов. Согласно данным отчета Beeline, по итогам деятельности компании в Казахстане в 2013 году, количество интернет-пользователей составило 5,2 млн абонентов, что соответствует 57% от общего числа активных абонентов оператора. При этом, согласно исследованию iKS-Сonsulting, количество активных «специальных» устройств для выхода в интернет и мобильной передачи данных в сотовых сетях составило в 2013 году порядка 2,8 млн устройств. Среди «специальных» устройств доминируют смартфоны с долей 72%. Доля USB-модемов составляет 13%, М2М-устройств — 10%, планшетных компьютеров — 5%.

Примечательно, что пользователи перечисленных выше устройств, составляющие не более 25% от общей базы зарегистрированных интернет-пользователей в сетях сотовой связи, генерируют порядка 90% всех доходов от услуг мобильной передачи данных.

Структура активной абонентской базы мобильных интернет-пользователей в Казахстане по типам используемых устройств

Тенденции развития рынка мобильного интернета в Казахстане

По мнению iKS-Consulting, основным драйвером развития рынка мобильного интернета будет рост проникновения смартфонов. Этому способствуют такие факторы, как:

— снижение стоимости смартфонов под влиянием конкуренции со стороны производителей;

— активное продвижение сотовыми операторами пакетных предложений, включающих возможность приобретения смартфона по льготной цене;

— рост интернет-грамотности населения и его вовлеченности в социально-экономические процессы, приветствующие постоянный пользовательский «онлайн» (общение в социальных сетях, мобильные платежи и т.д.).

Рост числа активно используемых для мобильной передачи данных смартфонов будет, в свою очередь, сдерживать рост числа используемых планшетных компьютеров, поскольку смартфоны, благодаря увеличивающимся экранам и растущим техническим возможностям, будут все чаще выступать в роли заменителя планшетов.

Сегмент пользователей USB-модемов в ближайшие годы будет демонстрировать в большей мере качественный, нежели количественный рост. iKS-Consulting ожидает активный переход пользователей 3G-модемов на более «скоростные» 4G-устройства. Более интенсивное использование мобильного интернета данной категорией пользователей будет положительно сказываться на их ARPU и, соответственно, на общей доходности сегмента.

Для активного развития рынка М2М в Казахстане, по мнению iKS-Consulting, необходимо внедрение операторами сотовой связи специальных М2М-платформ и создание партнерских программ, которые позволят эффективно взаимодействовать с поставщиками различных услуг телеметрии и передачи данных, имеющих специализированные решения для конкретных отраслей и/или потребительских сегментов. Напомним, что в этом направлении определенные шаги уже делаются — так, например, в Казахстане планируется использование кассовых аппаратов с SIM-картами.