Следите за новостями

Цифра дня

На 43% вырос казахстанский рынок ecommerce в 2017 г

Арман Сулейменов: За первый nFactorial мне было очень стыдно, за второй – просто стыдно

Арман Сулейменов – личность легендарная. Несмотря на свою молодость, ему удалось реализовать масштабнейший проект – nFactorial Incubator, который объединил под своей «крышей» 129 участников из 10 стран мира. И научил их создавать мобильные приложения. Мы побеседовали с Арманом, задали ему несколько вопросов об итогах nFactorial ver 2.0.

16 января 2017 19:50, Computerworld.kz
Рубрики: Интервью
Арман Сулейменов – личность легендарная. Несмотря на свою молодость, ему удалось реализовать масштабнейший проект – nFactorial Incubator, который объединил под своей «крышей» 129 участников из 10 стран мира. И научил их создавать мобильные приложения. Мы побеседовали с Арманом, задали ему несколько вопросов об итогах nFactorial ver 2.0.

Арман, недавно вы выпустили слушателей nFactorial ver 2.0. Что изменилось с первой версии инкубатора?
Конечно, масштаб ver 2.0 – совершенно другой. В прошлом году у нас было 352 заявки – в этом 710. То есть, рост в 2 раза. В этом году завершили программу 129 человек. В прошлом – 39. То есть, тут трехкратный рост. Но это входные данные. В прошлом было представлено 37 приложений, но при этом запущено всего 15. В этом – презентовали 55 приложений и столько же запущено – это почти четырехкратный рост. Для меня это самый важный показатель. Но, на самом деле, в ver 2.0 было много больше приложений, так как некоторые из них были созданы для двух платформ – программисты меня поймут, что один и тот же продукт для двух приложений – это два разных приложения. Так что, если считать через эту призму, то рост много больше, чем в 4 раза.

Кроме того, в прошлом году мы принимали разработчиков только в индивидуальном порядке. В этом было несколько направлений – индивидуальное, командное, маркетологи и дизайнеры. К сожалению, участников в двух последних группах было не много. 129 человек, которые дошли до финала, представляли 35 университетов из 10 стран. А рекордсменом оказался Назарбаев Университет (32 участника). Из МУИТ (Международный IT Университет – прим. редакции) – 28 участников, из KBTU – 10.

Если у вас увеличилась количественная база, значить, вы должны увидеть и качественный рост...
Вы абсолютно правы! Мы смотрим на продукты, которые были представлены на nFactorial ver 1.0 – нам очень стыдно. Смотрим на версии nFactorial ver 2.0 – нам просто стыдно. Так что положительная динамика есть (смеется). Надеюсь, через пять лет мы будем довольны (смеется).

Суммарно курс был рассчитан на 500 часов. Первый четыре недели – это теоретический компонент, в котором акцент делался на теорию разработки мобильных приложений для различных платформ, маркетинг и дизайн. Тут следует сказать, что я поклонник венгерского математика Сатора Полия. И видимо это повлияло на концепцию моего подхода к nFactorial. В двух словах, идея в следующем: чтобы научится играть на пианино, нужно играть на нем.

Это отличный подход.
Да, мы взяли на вооружение этот подход и первые мини-приложения участники инкубатора создали уже в первый день. За четыре недели каждый из ребят сделал 8 мини-приложений. А учитывая, что у каждого приложения есть 3 уровня, то за это время было сделано 24 приложения на каждого участника! Вы понимаете, какой это опыт! И это опыт встраивается в реальный продукт. И, несмотря на это, даже полного курса мало – в какой-то момент мы поняли, что можно создать приложение, а вот грамотно его запустить – нет.

Были ли яркие идеи у участников инкубатора?
К сожалению, нет. Я так это вижу: для того, чтобы возникла оригинальная идея нужно абстрагироваться. Этот фактор у наших ребят определенно можно взрастить на новый уровень. Здесь следует говорить о впечатлениях, скорее. И это согласуется с моей личной парадигмой.

То есть?
У меня почти нет имущества, я коллекционер впечатлений. Возвращаясь к идеям. Каждый день после основного курса мы устраивали «мозговые» штурмы и говорили о них. И очень часто звучала фраза: «это уже есть». Здесь следует говорить о концепции «Product founder feed». Иными словами, это точка синергии – пазл, где сходится видение человека и какие-то технические моменты. Идеальный вариант – это когда продукт является как бы продолжение психотипа его автора.

Можете привести пример?
Да, конечно. Среди участников инкубатора была девушка Айгерим. У нее была идея, связанная с продуктивность. Скажу сразу – идея не очень интересная, есть куча альтернатив, конкурировать здесь просто невозможно. Когда мы поговорили с ней, выяснилось, что она медалист республиканского конкурса по русскому языку. И тут я вспомнил, что в детстве я играл на «Досе» в игру «Эверест». Кто знает, эта программа – своего рода орфографический тетрис. В итоге мы посоветовали ей создать игру-тренажер по русскому языку.

И это сработало?
У нее загорелись глаза, она уже сделала 3 версии.

Интересная история. Из тех проектов, которое прошли через nFactorial ver 2.0, сколько имеют реальный коммерческий интерес?
Очень мало. Мы тут понимаем, что недорабатываем с точки зрения освещения, в том числе, медийного. В этом году были два приоритетных критерия. Первый – это синглплеер. То есть, продукт, должен был полезен всем. А не только вашим друзьям. Поэтому, у нас было мало проектов, связанных с логистикой. И в итоге мы получили много образовательных приложений, игр, социальных приложений. Совсем немного среди них тех, которые имеют бизнес-потенциал. Ну, например, площадка для продажи хэндмейд. И есть еще продукт для игроков в «Доту», который является одним из немногих, получивших аудиторию за рубежом (DotaMate – прим. редакции).

А можно немного подробнее?
Да, это своего рода ассистент для игроков в «Доту 2», вы знаете, это игра очень сложная, и, что немаловажно, имеет огромную популярность по всем мире. Это был непростой проект, но он удался. Даже в США у проекта появилось очень много клиентов. Есть проект, который «выстрелил» и в России – это мобильное приложение для изучения арабского алфавита. А больше всего скачиваний в Казахстане у проекта Zheti Ata. И понятно почему.

А что в следующем году? И будет ли вообще nFactorial ver 3.0?
Конечно, будет! Мы хотим привлечь бизнес к проектам, чтобы они имели коммерческий акцент…

Что для вас nFactorial? Вы на нем зарабатываете? Что вы хотите доказать этому миру через его призму?
Хороший вопрос. Это убыточный проект, мы зарабатываем на другом – пишем коммерческие мобильные приложения, а деньги, которые остаются, тратим на nFactorial. И nFactorial 3.0 будет определенно лучше. Кстати, я вообще не делаю каких-то одинаковых проектов – мне это не интересно. А здесь я «горю», с нетерпение жду следующего nFactorial, уже сейчас думаю, что можно сделать лучше, эффективнее.

Арман, да вы перфекционист. А не получится ли так, что там, на горизонте 2-3 лет просто нечего будет улучшать. И ваш интерес к проекту пропадет…
Вы ошибаетесь, я не перфекционист, мы даже выпускаем не самые идеальные коммерческие приложения, но, к счастью, у меня есть команда, которая создает противовес, баланс моему психотипу. Именно благодаря им мы можем оплачивать счета (смеется).

Так революции и делаются! Спасибо и удачи!
Благодарю!