Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Колонка редактора: управление со знаком минус

Тема, затронутая мной в прошлой статье, не просто голословное изъявление обид на неэффективную государственную политику в области информационных технологий и всем, что связано с высокими технологиями

19 июня 2015 09:07, Computerworld.kz
Рубрики: Новости

Это своего рода крик в пользу, как сейчас говорят, прозрачных условий для всех граждан. Гражданин должен понимать, что есть такие и такие программы, и самое важное, он должен понимать, если это возможно, то языком цифр, что вот эта программа принесет столько-то, а вот эта даст такую-то экономию. К сожалению, все, или почти все программы в высокотехнологичном секторе, ну, разве, кроме KazSat, эффект от которой пояснили и привели на цифрах (в итоге все равно не вышло – форс-мажор), грешат двусмысленностью и каким-то подходом из серии: мол, сделаем, вот заживем-то! Они-то может и заживут, но на практике ситуация оказывается еще даже хуже. Вот относительно недавно Счетный комитет РК провел большую проверку госхолдингов. Комитет рекомендует, например, АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» повысить эффективность использования бюджетных средств, направленных на реализацию прорывных проектов. «Госхолдингом неэффективно и нерационально используются средства республиканского бюджета. Финансовые ресурсы, выделенные на реализацию прорывных проектов, зачастую размещаются на депозитных счетах в банках 2-го уровня», - говорится в сообщении. Т.е. мы ждем прорывных проектов, а денежки лежать себе на депозите в банках… Каково?

Но это еще не все. «Так, АО «Kazsatnet» и АО «Национальный процессинговый центр» по итогам финансово-хозяйственной деятельности признаны убыточными. АО «Казконтент» и АО «Международный университет информационных технологий» также планируют завершить 2009 год с отрицательными финансовыми результатами. Прибыль ТОО «Центр электронной коммерции» уменьшается», - отмечает Счетный комитет.

Как указывается в информации, в 2008-2009 годах госхолдинг не содействовал реализации прорывных инфокоммуникационных проектов, не обеспечил внедрение новейших технологий. «Основная деятельность госхолдинга связана с предоставлением консалтинговых услуг дочерним и зависимым организациям, которые не способствуют повышению конкурентоспособности и экономической эффективности инфокоммуникационной отрасли», - подчеркивается в информации. И вот самая свежая информация, как говорится, из первых рук. В статье Татьяны Тен (газета «Караван»), весьма интересно представлены реалии одного из видных проектов, входящих в программу “30 корпоративных лидеров Казахстана”. Речь идет о компании Silicium Kazakhstan, которая, судя по названию, не что иное, как завод по производству металлургического кремния. Фабула такова: предприятие в торжественной обстановке открыли и… через 2–3 месяца завод… остановился. Официальная причина, представленная в статье - холодно… Собственно, я и раньше понимал, что пощупать процессор или воспользоваться солнечной батареей из казахстанского кремния мне придется не скоро. А сейчас и вообще пришлось отодвинуть свои ожидания еще дальше.

Что же нам делать, как «обустроить Казахстан», а точнее и применимо к нашей теме сделать так, чтобы все проекты уже на самом начальном этапе были жизнеспособны? Есть только один путь, на мой взгляд, – общественная экспертиза проектов. Уверен, что она поможет отделить зерна от плевел, а механизмы могут быть самые разные – от открытых дискуссий, до НПО, которые, собственно, в т.ч. и призваны решать подобные задачи. Об эффекте, который получит в данном случае государство можно говорить долго: от сугубо прагматичных (т.е. экономия бюджетных средств), до факта разделения ответственности с обществом за те или иные ошибки…