Следите за новостями

Цифра дня

На 43% вырос казахстанский рынок ecommerce в 2017 г

В Алматы попытались «перезагрузить» туристическую отрасль

В минувшие выходные на площадке бизнес-инкубатора MOST состоялся первый в Казахстане хакатон технологических решений для туристической отрасли.

22 февраля 2017 16:37, Computerworld.kz
Рубрики: Казахстан
В минувшие выходные на площадке бизнес-инкубатора MOST состоялся первый в Казахстане хакатон технологических решений для туристической отрасли.

Александр Галиев, Computerworld.kz

Отрасль путешествий дала миру множество стартапов, среди которых, пожалуй, наиболее известны сервисы Booking.com и Airbnb.com с капитализацией десятки миллиардов долларов США. Но это не все. Почти в каждой стране есть онлайн-сервисы по продаже авиабилетов, которые революционизировали процесс покупки авиаперелетов. Туристическая отрасль продолжает сохранять высокую привлекательность для инноваций, благодаря низкой стоимости входа и большому количеству разнообразных ниш.   

Говорили об этом и в Sabre Corporation, которая стала организатором первого в Казахстане двухдневного хакатона решений для туристической отрасли. Инициатор поставил перед участниками ряд задач, и ожидал увидеть прототипы мобильных приложений для путешественников, приложения для работы в терминале Sabre для обслуживания обращений клиентов, интерактивные SMS-решения, модули управления коммуникациями и отчетами, а также модули для онлайн-оплаты услуг агентства.

Большая часть проектов так или иначе была направлена на создание интерфейса взаимодействия между оператором и путешественником, но встречались и исключения. В частности, проект «Кракен», ставит своей задачей создать систему мониторинга как для путешественника, так и для оператора в части возникновения форс-мажорных ситуаций – от критической задержки рейсов, которые могут существенно повлиять на конкретного путешественника, до мониторинга событий в области безопасности, например, природных катаклизмов. «Функционал, - говорит со-автор концепта Константин Щербаков, - позволяет подключить к приложению множество других моделей – от поиска гидов и жилья, до разнообразных механизмов в области безопасности, основанных на геопозиционировании». Проект был по достоинству оценен жюри, что и выразилось в третье место в общем зачете.

Второе место досталось проекту – TravelUp, который решает задачу коммуникаций между путешественником и оператором. Ну а первое получил Малик Мукатай за проект Travel Assistant, который, по аналогии с TravelUp, решает в основном вопросы коммуникаций между участниками процесса, но при этом, и выглядит довольно зрело, и обладает широким функционалом. 

Один из проектов, который хотелось бы отметить, позволяет осуществлять анализ сообщений и комментариев пользователей разнообразных услуг. По сути, софт обрабатывает огромный стек данных, базируясь на алгоритме машинного обучения Naive Bayes, и получает квинтэссенцию – хороший ли отзыв получил конкретный туристический сервис или нет. По словам Игоря Литтинга, автора проекта, приложение способно справится с самыми сложными речевыми оборотами, и обрабатывает до 10 тыс. сообщений в минуту. А используя высокопроизводительные системы вычислений – миллионы. Игорь Литтинг со своим детищем хотя и не оказался в числе первой тройки, но был особо отмечен со стороны организаторов.

Эти примеры показывают, что потенциал для инновационных решений в туристической отрасли очень высок. Капитализация упомянутых компаний Booking.com и Airbnb.com составляет десятки миллиардов долларов США, а в отрасли то и дело загораются новые яркие стартапы. 

Статистка благоволит
По данным Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), доходы от международного туризма в городах и аэропортах по всему миру в 2015 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 3,6%, а количество международных туристических поездок увеличилось на 4,4%. По оценке UNWTO, уже четвертый год подряд международный туризм развивается быстрее, чем остальные экспортоориентированные отрасли. Доля туризма в мировом экспорте в 2015 году достигла 7%, а общая экспортная выручка от международного туризма составила 1,4 трлн долларов США.

Казахстан не остается на задворках этой тенденции, несмотря на скромную долю республики в общемировом пироге: за 10 лет количество иностранных туристов выросло в более чем 2 раза, а объем доходов отрасли – в 5. В 2015 году Казахстан принял 692 тыс. иностранцев, а в 2017 республику может посетить более 1 млн гостей из за рубежа. Только EXPO-2017 могут посетить 300 тыс. иностранных гостей, сообщает ranking.kz.

Возвращаясь к хакатону, следует сказать, что, несмотря на то, что он собрал не так много участников, в Sabre Corporation довольны его результатом. «Казахстан стал четвертой страной, где мы провели подобный хакатон после Великобритании, Бразилии и Сингапура. Мы намерены повторить этот эксперимент уже в ближайшее время», - резюмирует Анна Щепкина, продуктовый менеджер компании.