Следите за новостями

Цифра дня

41% казахстанцев столкнулись с инцидентами кибербезопасности

Фиаско ультрабуков

Разрекламированные на CES 2012 устройства пока не оправдали надежд, возлагавшихся на них производителями

21 января 2013 06:44, Computerworld.kz
Рубрики: Мир

Еще год назад ультрабуки считались очевидными спасителями рынка ПК. И вот теперь наступает кульминационный для них момент.

Сверхтонкие ультрабуки с сенсорными экранами и большой продолжительно­стью автономной работы от батарей произвели настоящий фурор на выставке потребительской элекроники CES 2012 в Лас-Вегасе. Корпорация Intel с аплом­бом заявляла, что ультрабуки вдохнут в ПК новую жизнь и смогут успешно проти­востоять натиску планшетных компьютеров. Однако серия ошибок, допущенных производителями, и глобальный спад продаж на рынке ПК не позволили ультра­букам в полной мере реализовать свой потенциал.

Вопрос сегодня заключается в том, сумеют ли ультрабуки отыграть упущенное или же сверхтонкие портативные компьютеры в конечном итоге будут вытесне­ны с рынка?

В начале 2012 года аналитики компании IHS iSuppli прогнозировали, что к концу года в мире будет продано 22 млн ультрабуков. В то время этот прогноз казался относительно скромным. В Intel заявляли, что к концу 2012 года доля ультрабу­ков на рынке мобильных ПК достигнет 40%. Корпорация учредила даже специ­альный маркетинговый фонд, выделив на продвижение ультрабуков 300 млн долл.

А в октябре IHS iSuppli опубликовала данные о том, что поставки (речь шла даже не о продажах, а об отгрузках) ультрабуков за прошедший с начала года период не превысила 10,3 млн единиц. Кроме того, компания скорректировала свои про­гнозы на 2013 год, сократив ожидаемый уровень продаж ультрабуков с 61 млн до 44 млн.

Однако какой бы сложной ни казалась нынешняя ситуация, главный аналитик IHS iSuppli Крейг Стайс считает, что ультрабуки вовсе не стоит списывать со сче­тов. В Intel просто изначально подняли планку слишком высоко. Не сумев до нее дотянуться, ультрабуки, тем не менее, упорно ведут на слабеющем рынке ПК на­пряженную борьбу за место под солнцем.

«Я бы сказал, что ситуация с ультрабуками выглядит сегодня куда лучше, чем по­ложение дел на рынке ПК в целом, – подчеркнул Стайс. – А рынок сейчас вял и инертен. Для компьютеров 2012 год оказался не самым лучшим. Речь здесь идет не столько об ультрабуках, которые в 2012 году только появились на рынке, сколько о том, что в целом ПК продавались не слишком хорошо».

По оценкам специалистов IHS iSuppli, отгрузки ПК в 2012 году уменьшились с 352,8 млн до 348,7 млн единиц. Впервые с 2001 года их поставки по сравнению с тем, что было годом ранее, сократились.

Основным фактором, отпугивающим покупателей ультрабуков, стали цены. Пер­вые модели стоили порядка тысячи долларов. Вместе с тем, потребители, мно­гие из которых использовали свои устройства в основном для работы в Интерне­те, могли приобрести планшетные компьютеры всего за 200-500 долл. Перепла­чивать как минимум вдвое даже за сверхтонкие мобильные ПК им не было ника­кого смысла.

На пороге 2013 года цены на сверхтонкие ноутбуки начали снижаться и выхо­дить на конкурентоспособный уровень. В прошлом году производители много внимания уделили критическому пересмотру ранее принятых решений. Выясни­лось, что в продуктах за тысячу долларов присутствует много лишнего.

Изучив отзывы клиентов и проведя собственные исследования их предпочтений, разработчики внесли изменения в конструкцию своих устройств, убрав оттуда наиболее дорогостоящие части и компоненты. Это позволило им снизить цены.

Помимо неверного ценообразования производителями ультрабуков плохо была организована маркетинговая кампания по продвижению продукции на рынке. Ультрабуки действительно считались самым последним словом техники и заслу­жили самые высокие оценки на прошедших выставках Computex и CES, однако поставщики не смогли достучаться до клиентов, которые слабо ориентирова­лись в технических вопросах.

Сейчас ситуация начала меняться. Телевизионная реклама представляет устройства и их возможности самому широкому кругу потенциальных потребите­лей. В условиях происходящих перемен корпорация Intel и производители ПК должны предпринимать все возможные усилия, для того чтобы убедить клиен­тов в целесообразности их покупки.

Нужно активнее рекламировать гибридные, трансформируемые ультрабуки, ко­торые имеют наиболее высокие шансы на покорение рынка. Эти устройства предлагаются покупателям, которые ищут ноутбуки с сенсорными экранами или, по крайней мере, осведомлены о достоинствах планшетов. Вместе с тем, за дол­гие годы пользователи привыкли к клавиатуре QWERTY, и набирать длинные письма и документы им, безусловно, удобнее с помощью полноразмерной клавиатуры.

Выпуская трансформируемые ультрабуки с сенсорными экранами, производите­ли пытаются убедить клиентов в том, что им больше не придется выбирать между планшетом и ноутбуком. В лице гибридных компьютеров они получат сразу оба эти устройства.

Похоже, преимущества такого подхода признали и в Intel. На выставке CES 2013 корпорация специально продемонстрировала трансформируемые ультрабуки с сенсорным управлением.

Успех Intel в деле привлечения потребителей к трансформируемым ультрабукам с сенсорными экранами во многом будет зависеть от активности корпорации Microsoft, продвигающей новую операционную систему Windows 8, которая в пол­ной мере позволяет оценить достоинства портативных компьютеров с сенсор­ным управлением. Пользователям, которые хотят работать с такими устройства­ми, нужно осваивать интерфейс Windows 8.

«Со стартом продаж Windows 8 в Microsoft начали агрессивно рекламировать свою новую ОС и предпринимать другие усилия по продвижению ее на рынок, – отметил Стайс. – Производителям необходимо продолжать разъяснять преиму­щества ультрабуков и их отличия от привычных компьютеров, не ограничиваясь одними лишь упоминаниями о тонкости, легкости и компактности этих устройств».

Внимание конечных потребителей надо акцентировать на большой продолжи­тельности непрерывной работы ультрабуков от батареи. Это, пожалуй, самый простой способ выделить их из бесконечной череды планшетов и других ноутбуков.

«При таком объяснении людям сразу все понятно, – указал Стайс. – Никаких за­умных технических терминов. Семь часов лучше, чем шесть. Это сразу бросает­ся в глаза. Когда приходится выбирать между планшетом и новым ультрабуком со сравнимым или даже более длительным сроком непрерывной работы от бата­рей, второй вариант, безусловно, заслуживает внимания».

Что касается корпоративного рынка, перед производителями ультрабуков откры­вается отличная возможность воспользоваться тенденцией увеличения числа мобильных работников. Применение сотрудниками на работе своих собственных устройств получает все большее распространение. Пользователи сами выбира­ют размеры моделей, которые лучше им подходят. Тот, кто купил iPad уже давно, возможно, в следующий раз предпочтет планшету ноутбук.

«Трансформируемые компьютеры на платформе x86 обладают рядом суще­ственных преимуществ, – пояснил Стайс. – Они полностью совместимы с прило­жениями, установленными на старых компьютерах. Владельцы iPad всего этого лишены. Кроме того, ультрабуки оснащены полноценной клавиатурой и облада­ют развитыми функциональными возможностями. Для многих пользователей это имеет очень большое значение».

Первый год присутствия на рынке ультрабуков положил начало дальнейшим ин­новациям в сфере ПК. Неудачи этого периода в перспективе забудутся, а новые устройства будут проектироваться с учетом функциональных особенностей пер­вопроходцев рынка. Даже если название «ультрабук» не приживется, его влия­ние все равно сохранится.

«В конечном итоге, мы пришли к тому, чего и пытались добиться в Intel – к внед­рению инноваций в отрасли и переходу к устройствам тех размеров и форм, ко­торые позволяют им успешнее конкурировать на рынке, – заметил Стайс. – Будем ли мы по-прежнему иметь дело с ноутбуками в форм-факторе прямо­угольных коробок, которые все знают и любят? Весьма вероятно, потому что цены на них остаются достаточно низкими. Но мне хотелось бы двигаться даль­ше, в направлении более тонких устройств. А будут они называться ультрабука­ми или как-то иначе, покажет время».