Следите за новостями

Цифра дня

Более 300 дронов официально зарегистрировано в РК

Вся правда о 3D: стерео не всегда значит «лучше»

В продаже появились дорогостоящие стереодисплеи, но технологии стереоскопии еще недостаточно развиты, чтобы стать массовыми

1 февраля 2011 14:59, Computerworld.kz
Рубрики: Мир

Несколько десятилетий стереофильмы оставались необычным развлечением, на которое ходят в специальные кинотеатры, но вот наступило время, когда голливудские киностудии начали выпускать одну 3D-киноленту за другой. И сегодня, чтобы посмотреть стереофильм, не обязательно отправляться в IMAX — нужный эффект теперь способны обеспечить и телевизоры, и компьютерные дисплеи.

Если, конечно, вы можете позволить себе такую покупку. Самую современную аппаратуру для отображения трехмерного видео — специальные телевизоры и очки — придется покупать за немалые деньги. Стереоскопия, возможно, не так уж много добавит к стоимости новейшего телевизора класса high-end (46-дюймовая модель обойдется в 2,5 тыс. долл.), но очки стоят порядка 150-200 долл., так что семье из четырех человек придется заплатить за весь комплект более 3 тыс. долл.

(Здесь и далее приведены примерные цены в США; нашим соотечественникам 3D обойдется еще дороже. — Прим. ред .)

Чтобы получить стереоэффект на компьютере, тоже нужно потратиться. Например, стереоочки nVidia 3-D Vision стоят 200 долл., но это еще не все. Понадобится специальный дисплей. Цена 22- или 23-дюймовой модели составит от 300 до 500 долл., а еще вам нужен будет специальный видеоадаптер и операционная система Windows 7 или Vista.

В LG и других компаниях готовят к выпуску телевизоры, в которых стереоскопия основана на принципе поляризации, как в кинотеатрах, так что понадобятся очки стоимостью всего в несколько долларов, однако сами аппараты обойдутся в 500-1000 долл. или больше.

Таким образом, хотя стереоскопия в домашних условиях стала реальностью, ее высокая стоимость пока не оправдывает предоставляемые ею преимущества.

Последнее слово техники

Благодаря распространению жидкокристаллических дисплеев появилась технология активного затвора, которая на сегодня является самой современной и лежит в основе большинства стереоскопических дисплеев, имеющихся на рынке.

Зритель надевает очки со стеклами, выполняющими роль затворов, поочередно закрывающих обзор левому и правому глазу 120 раз в секунду, то есть с частотой 120 Гц. В паре с очками работает экран, который синхронно со срабатыванием затвора показывает нужное изображение для каждого глаза. При этом у объектов нет ни размытых границ, ни ореолов, и само изображение может быть как черно-белым, так и полноцветным.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Во-первых, из-за затемнения очков, обусловленного сменой изображений с высокой частотой, яркость картинки фактически уменьшается вдвое. Правда, это не так плохо, если вы находитесь в темном помещении. Но, во-вторых, потребность в очках сама по себе может быть неудобством, особенно для тех, у кого есть проблемы со зрением.

Наконец, следует отметить, что на стереоочки пока не существует стандартов. Так что если, например, вы устраиваете праздник для своих детей и хотите показать им стереомультфильм на телевизоре Sony, друзья вашего ребенка не смогут присоединиться к просмотру, если принесут с собой очки от телевизора Samsung. А учитывая, что очки стоят примерно 200 долл., вряд ли вы захотите покупать их в таком количестве, чтобы хватило на всю компанию.

Загвоздка с контентом

Еще большее значение, чем техническая реализация стереоэффекта, имеет контент. Стереоскопических материалов сегодня (как прямых трансляций, так и заранее записанных) не так уж много. Созданию стереоконтента мешают и технические, и экономические препятствия. Как с появлением цветной кинопленки у телевизионных и кинематографических съемочных групп возникли новые технические сложности, так и стереосъемка требует особых камер и навыков их использования. Операторов можно обучить работе с новым оборудованием за относительно короткое время, но смысл в этом будет только в том случае, если спрос на стереоконтент станет достаточно высоким.

Конечно, есть возможность преобразовать существующие плоские материалы в стереоскопические. Например, недавний римейк «Битвы титанов» снимался обычным способом, но в кинотеатрах шел в том числе и в 3D.

Современное оборудование способно синтезировать стереоизображение из плоского в режиме реального времени. Например, последняя версия видеопроигрывателя Cyberlink PowerDVD имеет функцию TrueTheater 3D, которая позволяет получать эффект объема при просмотре обычных фильмов. Для телевизоров Toshiba Cell, которые поступят в продажу в нынешнем году, тоже обещана возможность мгновенного преобразования плоской картинки в стерео­скопическую.

Сложность, связанная с конвертацией, состоит в том, что такое преобразование требует синтеза информации, изначально отсутствующей и такой, которую не всегда можно получить путем анализа двухмерного изображения или потока кадров. Над решением этой проблемы пришлось поработать студиям, занимавшимся конвертацией «Алисы в стране чудес», «Битвы титанов» и других кинолент в стереоскопические. По признанию специалистов, чтобы добиться качественного преобразования, требуется определенный объем ручной работы, а это значит, что результат автоматической программной или аппаратной конвертации вряд ли будет идеальным.

Кому 3D нужнее?

От технических перейдем к эстетическим и художественным аспектам стереоскопии.

Масштабы и высокая детализация большинства сцен кинофильма, особенно на большом экране, сами по себе создают иллюзию стереоэффекта. При реальной же стереосъемке появляется необходимость в принятии множества дополнительных решений. Как часто можно менять сцены, не дезориентируя зрителя? Что держать в фокусе — что-то одно или все сразу? Что предпочесть — «выскакивание» объектов на зрителя из экрана или, наоборот, их «углубление» в экран, как кинорежиссер Вернер Херцог собирается сделать в своем документальном стереофильме о рисунках в пещере Шове.

Вопросам наподобие перечисленных, а также техническим трудностям, возникающим при использовании стереоскопии, посвящено недавнее эссе кинокритика Роджера Эберта в Newsweek, где он доказывает, что стереофильмы в кинотеатрах по-прежнему остаются не более чем аттракционом. По убеждению Эберта, стерео — это только способ «отнять» у зрителя лишние 5 долл. и склонить владельцев кинотеатров к покупке проекционного оборудования нового поколения. Критик Энтони Скотт из The New York Times полагает, что стереоскопия больше подходит для анимации, чем для художественных фильмов, а голографические эффекты «выскакивания» из экрана годятся лишь для «потакающих массовому вкусу» лент наподобие «Алисы в стране чудес» и «Битвы титанов».

Другими словами, стереоскопия не сделает хороший фильм еще лучше, так же как хорошие черно-белые фильмы не портит отсутствие цвета.

Еще один возможный недостаток 3-D относится к области медицины, а не эстетики. На CNN.com со ссылкой на известного офтальмолога сообщают, что около 20% зрителей после длительного просмотра стереофильма испытывают головокружение и тошноту.

Возможно, это отчасти обусловлено происходящим при попытке воспроизвести в стереоскопии сцены, более годные для двухмерных фильмов: зритель не успевает уследить за тем, что происходит перед глазами, и поэтому ухудшается его самочувствие. Стереоскопию также плохо переносят люди, имеющие дефекты зрения, например косоглазие, и светочувствительные эпилептики. Стробоскопический эффект, создаваемый стереоочками, для большинства людей, возможно, незаметен, но у людей, чувствительных к нему, может возникнуть головная боль и даже начаться эпилептический припадок. Samsung, один из производителей стереотелевизоров, предупреждает об этом потенциальных покупателей.

Выводы

Всегда будут люди, стремящиеся приобрести последнюю техническую новинку, и многие из них, скорее всего, уже купили себе стереотелевизоры. Остальным, по-видимому, стоит подождать, пока домашние стереодисплеи будут избавлены от некоторых недостатков.

Стереоскопия, конечно, не вытеснит двухмерные фильмы — по целому ряду причин, но прежде всего потому, что практически все варианты стереоскопических технологий, существующие на сегодня, дают большую надбавку к цене. И даже когда цены снизятся, создавать стереоконтент будет по-прежнему трудно, особенно оригинальный, а не синтезированный из плоского.

Благодаря стереоскопии появился и продолжит существовать относительно малый, но имеющий важное значение рынок специализированного контента. Он не затмит 2D, а скорее будет дополнять его — так же, как нетбуки и планшеты служат дополнением для традиционных настольных компьютеров и ноутбуков. А поскольку методы стереоскопии, не требующие очков, пока слаборазвиты, можно считать, что наше путешествие в третье измерение сейчас только в самом начале.

Стереоистория

Стереоскопия существует в различных формах уже очень долгое время. Принцип всех имеющихся методов один и тот же: создание иллюзии объема за счет съемки сцены одновременно двумя камерами под несколько разными углами для восприятия каждым глазом по отдельности. Знакомый многим пример простейшего 3D-устройства — детский стереокалейдоскоп.

Одной из самых первых систем стереоскопии является анаглиф — для нее нужны знакомые очень многим очки с красным и синим стеклом. Система была запатентована еще в 1891 году французским ученым Луи Дюком Дю Ороном и сама по себе представляла усовершенствованный вариант метода, использовавшегося еще с 40-х годов XIX века. Первоначально с ее помощью можно было просматривать лишь черно-белые изображения, однако современные анаглифические системы, такие как ColorCode 3-D, способны воспроизводить довольно большой спектр цветов.

Поскольку анаглиф можно использовать практически повсеместно (телевидение, кино, печатные издания) и эта система относительно проста в реализации, она и сегодня применяется, когда от стереоэффекта не требуется высокого качества. Даже стереооборудование nVidia поддерживает режим анаглифа, что позволяет наблюдать эффект объема на любом дисплее.

У анаглифа, однако, есть два существенных недостатка. Первый — это общая нечеткость изображения, обусловленная использованием красного светофильтра. Второй — плохая цветопередача, даже при использовании систем восстановления цвета.

Дебют стереоскопии в кино состоялся в 1952 году с выходом фильма Арха Оболера Bwana Devil. Стереоэффект в нем достигался за счет поляризации, которая до сих пор остается одним из самых широко используемых механизмов стереоскопии. Картинка для левого и правого глаза проецируется через поляризационный фильтр, а зритель, чтобы наблюдать эффект объема, должен надеть поляризационные очки. При использовании этого метода, в отличие от анаглифа, сохраняются цвета и не теряются детали изображения.

Однако он требует экрана со специальным покрытием, сохраняющим поляризацию света. Из-за этого ограничения система больше подходит для использования в кинотеатрах, чем в телевизорах. Кроме того, многие объекты на экране все же отбрасывают ореолы и имеют размытые границы, что создает дискомфорт при просмотре в течение долгого времени.