Следите за новостями

Цифра дня

На 54-м месте Казахстан в рейтинге скорости 4G

КПД спама

Спам — вред или польза? О спаме в Казнете и эффективности его использования.

26 января 2007 17:35, Александр Васильев, Computer Club Magazine
Рубрики: Интернет

Ежедневно в папке «Удаленные» моего «аутлука» к вечеру скапливается около сотни писем. Спам, бич нашего времени. Бывают дни, когда уровень этих назойливых предложений купить виагры, циалиса или дешевый софт стремится в общем потоке электронной почты к 100%. В среднем же находится на уровне 80%. Однако, несмотря на то, что все эти заманчивые предложения идентифицируются наметанным глазом за доли секунды (спам-фильтры, как показала практика, не лучший вариант — слишком часто не то фильтруют) и оказываются в «корзине», спам-индустрия процветает. Это видно хотя бы по растущему количеству того же спама. Но это — в мировом масштабе. А что у нас?

А у нас спам, как это ни странно прозвучит, зачастую бывает полезен. Многие письма, рассылаемые казахстанскими спамерами, несут вполне интересную информационную составляющую, и их путь до «корзины» заметно дольше. А некоторые туда так и не попадают. В них рекламируется то, что рядом и действительно доступно получателю письма. У информации есть географическая привязка — казахстанец получает информацию о казахстанских услугах и товарах, доступных в Казахстане. Другая причина интересности местного спама — в его разнообразии, он не такой однотипный как заграничный. Ведь если спамеры из дальнего зарубежья шлют в основном предложения о покупке средств для улучшения потенции и дешевого софта, а основная тематика российских рассылок — различные тренинги и семинары, а также реклама самого спама, то у нас спектр гораздо обширнее. А количество самих писем несоизмеримо меньше — не более 5% в общем объеме спама. Наверное, поэтому пока не так раздражает.

Однако это все так, присказка. Основной вопрос — насколько эффективным инструментом рекламы являются спам-рассылки.

Недавно я воспользовался этой услугой и готов поделиться впечатлениями. Я был заинтересован в привлечении новых посетителей на сайт одного своего проекта, для чего и решил попробовать спам-рассылку. Искать спамеров долго не пришлось — письмо с соответствующим предложением лежало в ящике электронной почты. В нем подробно были расписаны условия сотрудничества и предложено несколько пакетов рассылок. На стоимость влияло количество рассылок (чем больше — тем дешевле каждая) и вес письма (чем тяжелее — тем дороже). Заявленная база рассылки — 5500 адресов.

По телефону я выяснил, что рассылка осуществляется по адресам алматинских компаний, а основная масса базы — общие корпоративные ящики вида «info@». Т.е.  получатели привыкли, что им на эти ящики шлют в основном всякую ерунду. К тому же мне честно признались, что около тысячи адресов в базе — неработающие ящики. В общем, картина вырисовывалась не очень радужная, и чудес от рассылки ожидать не приходилось. Однако все же решил приобрести бесценный опыт и побывать по ту сторону электронных баррикад. Не все же только получать спам — надо и самому что-нибудь отправить. Посчитал, что наиболее оптимальным вариантом будет заказ четырех рассылок. С одной стороны это не много для того, чтобы стать назойливым, с другой — вполне достаточно, чтобы оценить эффект и донести сообщение до всей аудитории (т.е.  даже если пару сообщений сгоряча удалят не глядя, то есть шанс, что два других все-таки прочитают). Да и с финансовой точки зрения этот вариант выглядел удобным: я вполне вписывался в самую дешевую категорию (вес письма до 60 Кб), в которой стоимость выбранного пакета Medium (4 рассылки) была равна 16400 тенге, а поторговавшись удалось еще немного сбить цену.

Итак, я заказал четыре рассылки с периодичностью раз в неделю. Рассудив, что в понедельник ящики переполнены почтой после выходных, а про письма, полученные в конце недели, за выходные легко забыть, я решил, что оптимальными днями рассылки являются вторник и среда. Чтобы, если повезет, и письмо не удалят сразу, был шанс, что оно до конца недели еще попадется пользователю на глаза — а там и до заветного клика не далеко. Да, еще мне показалось, что все четыре письма должны быть разными — опять же, чтобы не надоедать и привнести в каждую рассылку как можно большую информационную составляющую.

Итак, прошла первая рассылка. В этот день посещаемость сайта выросла примерно на 35%: при среднесуточной посещаемости 400 человек этот показатель достиг 537 посещений. Но уже на следующий день посещаемость вернулась в среднестатистические рамки. Вторая рассылка никаких видимых результатов не дала. В связи с приближающимся Новым годом, когда у всех нормальных людей голова забита немного другими проблемами, а не вопросами посещения сайтов, было решено перенести оставшиеся две рассылки на январь. Поэтому на момент написания статьи ничего об эффекте сказать не могу. От предположений тоже воздержусь — думаю, что результат может быть каким угодно.

В качестве другого примера могу привести опыт одного моего друга, который тоже хотел поднять посещаемость своего сайта с помощью спам-рассылки. Только он воспользовался услугами российских спамеров. Как мы знаем из их саморекламы, предлагается рассылка по базе, состоящей примерно из трехсот тысяч адресов, а стоит это удовольствие около ста долларов. Вот одну такую рассылку мой друг и заказал. Эффекта не прочувствовал, пожаловался, и ему в качестве компенсации сделали еще одну рассылку, которая по своей эффективности повторила результат первой. Вывод — надо «поддерживать отечественного производителя». Вкладывать деньги, так сказать, в развитие казахстанского интернета.

Вообще, что касается спам-индустрии в Казахстане, то она сегодня больше похожа на баловство. Этот вид деятельности для наших «предпринимателей» скорее просто возможность дополнительного дохода. Это видно хотя бы по количеству рекламных писем — объемы крайне малы. Да и компаний, предлагающих электронные рекламные рассылки, единицы.

Ну, и главный итог — ответ на вопрос эффективности совершения сего электронного греха. Наверное, все зависит от грамотности использования этого инструмента рекламы. А также от задач, которые предстоит решить. Реклама каких-то услуг или товаров может оказаться вполне эффективной (особенно если они оригинальны и смогут сами по себе привлечь внимание) — насколько я заметил, основной спрос на электронные рассылки у нас идет со стороны турфирм. Причем многие компании являются постоянными клиентами, из чего можно сделать вывод об эффективности инструмента. Ведь продажи — это не посетители сайта. Здесь нет никакой абстрактности, все конкретно. Это для сайта единовременное увеличение аудитории на 137 человек ничего не значит, а для компании, оказывающей услуги или продающей товар, даже 10 новых клиентов будет хорошим результатом. Ну а чтобы письма привлекали больше внимания, не лишним будет вспомнить про методы социальной инженерии.

Пример стоимости адресной интернет-рассылки:

Сообщение до 60 Кб
Light (1 отправка) — 4500 тг.
Easy (2 отправки) — 8800 тг.
Medium (4 отправки) — 16400 тг.
Personal (8 отправок) — 30500 тг.
Profy (21 отправка) — 77900 тг.

Сообщение до 120 Кб
Light (1 отправка) — 9000 тг.
Easy (2 отправки) — 17600 тг.
Medium (4 отправки) — 32800 тг.
Personal (8 отправок) — 61000 тг.
Profy (21 отправка) — 155800 тг.

Сообщение до 160 Кб
Light (1 отправка) — 13500 тг.
Easy (2 отправки) — 26400 тг.
Medium (4 отправки) — 49200 тг.
Personal (8 отправок) — 91500 тг.
Profy (21 отправка) — 190900 тг.

Комментарии