Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Станислав Игнатов: завершился первый виток развития интернета в Казахстане

Интервью со Станиславом Игнатовым, техническим директором видео-портала Kiwi.kz, о работе портала.

16 июля 2009 12:22, LogycomJournal

Слишком молодой, чтобы быть супер-профи, слишком интересный, чтобы быть программистом (не в обиду последним будет сказано), тем не менее, сочетает в себе все эти качества. Станислав Игнатов — один из авторов популярнейшего в Казахстане видео-портала Kiwi.kz и по совместительству его технический директор — сегодня гость нашей рубрики.

Станислав Игнатов, основатель портала Kiwi.kz

— И первый вопрос, который, я думаю, интересует многих — почему все-таки «Киви»?

— Изначально у нас было рабочее название проекта — Смотрелка.kz, но впоследствии мы решили, что это слишком просто. В тот момент, когда мы создавались, была информация о продвижении еще нескольких подобных проектов. Поэтому нужно было чем-то выделиться, привлечь клиента. Было принято решение создать персонажа, который бы заинтересовал пользователей и привлек внимание к нашему порталу. Название «Киви» предложила девушка нашего начальника, нам оно понравилось. Первая ассоциация со словом «Киви» — это фрукт, но у этого слова есть еще несколько значений. Одно из них: киви — это птица, которая не имеет возможности летать, из-за отсутствия крыльев, но обладает большим мозгом))).

— Как пришла в голову идея создания подобного проекта?

— Идея появилась у моего друга в начале прошлого лета. Мы эту задумку подхватили и начали развивать. Это не было в новинку — наша команда тогда уже работала над проектами в вебе, видела тенденции того, что в ближайшем будущем будет наблюдаться рост скоростей, что подразумевает размещение в казахстанском интернете тяжелого контента. А это в первую очередь открытие сайтов-файлообменников, торрентов и видео-порталов. Решено было сразу замахнуться на видео, и если поначалу это казалось очень сложной задачей, то теперь у нас уже вся система автоматизирована, остается только добавлять оборудование и двигаться вперед. Непросто было найти инвесторов, но уже со второй кандидатурой нам повезло. Так и работаем.

— А сколько времени и финансов потребовалось на его реализацию?

— Работа над основной частью у нас заняла около полугода. Наша команда — это 4 программиста и, непосредственно, начальник. Он тоже участвовал в разработке сайта, предлагал много качественных идей, нам оставалось только допилить напильником и применить их на практике. Тот же glider — стрелки вправо-влево, для того, чтобы максимально упростить навигацию по сайту — это его мысли, воплощенные в работу сайта. Вот основная команда, которая проект придумала и сделала, всего — 5 человек. Что касается финансовой стороны, то, как говорит Серик Акишев, не одна соточка баксов ушла на реализацию этой идеи. Основная часть инвестиций идет на покупку и обслуживание серверов. В этом особенность видео-порталов, они оперируют большими файлами, поэтому нужны файловые хранилища. У нас, например, около 18 террабайт памяти занято только архивным видео, которые загрузили пользователи, и которые мы храним в базе. Также нужны серверы, которые будут постоянно раздавать файлы посетителям портала, чем больше человек он-лайн, тем больше раздающих серверов необходимо. Исходя из наших расчетов на 250 пользователей, находящихся в сети одновременно, нужен свой сервер, а это 3 тысячи долларов, вот и считайте. Этот ресурс тяжел в том плане, что чем больше у тебя народа, тем больше нужно закупаться. Это не средний сайт на одном серваке, здесь чуть сложнее будет.

— Сколько посетителей у вас ежедневно?

— По счетчикам zero.kz в сутки проходит около 30 тысяч пользователей, гугл аналитик показывает больше, в on-line постоянно находятся около 1000 человек. Kiwi.kz входит в тройку самых популярных ресурсов в Казахстане. Не в Рунете, естественно, а именно в Казахстане. На втором месте сайт «Колеса», у нас продолжительное время была с ними разница примерно в 2 тысячи пользователей, в ближайшие месяцы я думаю мы их обгоним. Все дело в разнице скоростей внутренней и внешней — на внешние ресурсы, тот же youtube, для наших пользователей скорость скачивания и просмотра на их портале намного ниже, нежели на нашем сайте. А у наших людей уже появляется потребность в высокой скорости, если внутренняя — один мегабит, то внешняя всего 256 кбит и естественно смотреть видео на наивысшей скорости удобнее. Люди ждали этого, мы этого добились, и поэтому наш сайт пользуется успехом. Сейчас, когда скорость подняли до одного мегабита, у нас за неделю поднялась посещаемость на 7 тысяч человек. То есть чем скорость выше, тем больше людей посещают ресурс. Ты не ждешь открытия и загрузки видео, просто включил и смотришь — это очень удобно.

— А постоянные пользователи присутствуют?

— Конечно, у каждого ресурса есть посетители, которые заглядывают туда постоянно, но у нас нет какого-то сообщества, чтобы отслеживать посетителей и знать их, так скажем « в лицо». Есть масса людей, с которыми мы вообще не контактируем, о пользователях судим по их видео. В основном делим на адекватный-неадекватный.

— А что в будущем? Какие планы?

— Сейчас подключили к нашему порталу каналы Euronews и хит ТВ, плюс радио Энерджи, то есть мы ставим перед собой задачу вывести казахстанский контент, видео и радиовещание отечественных каналов через интернет на kiwi.kz. Также в планах сделать оригинальную рекламную платформу, у нас в Казахстане нет соответствующей площадки, где бы крутились баннеры, подходящие пользователю по его географическому положению и возрасту. Вот, допустим, заходит к нам на портал какая-нибудь рекламная компания и говорит: наши ограничения — возраст 25 и ниже, подобного у нас в стране еще нет. Мы хотим связать эту рекламную платформу с киви. Планы грандиозные, здесь будет не только баннерная реклама, но еще и вирусные ролики. Тогда посетитель, просматривая видео-ролик, на переднем либо заднем плане параллельно будет видеть рекламу. Я думаю, это будет иметь определенный успех.

— Портал уже имеет коммерческий успех?

— Сейчас нет. Такие проекты минимум год ничего не приносят своим создателям. Плюс немаловажный фактор на данный момент — это непростая экономическая ситуация в стране. С приходом кризиса бюджеты, расходуемые на рекламу компаний, очень сильно сократились, в том числе и на продвижение товаров в интернете. Допустим этой зимой, после нового года, рекламные компании вообще молчали, никто никуда ничего не вкладывал, сейчас ситуация немного стабилизируется. Теперь я думаю, пойдет рост, и проект будет потихоньку выходить из минуса, окупать свои затраты. Еще такой момент — для нашей страны этот рынок достаточно новый, практически никто до нас видео-контентом не занимался. Иногда приходится клиентам очень настойчиво объяснять, что это такое. Есть youtube, все о нем знают, но никто никогда не размещал на нем рекламу. Также объясняем компаниям превосходство вирусных роликов, о которых я уже говорил, ведь это самая лучшая реклама. Просматривая подобное видео, ты не только запоминаешь продукт и брэнд, но и получаешь определенное удовольствие. Такого эффекта не приносит баннерная реклама. Я не помню, какие баннеры я смотрел когда-то, а вирусные ролики, увиденные полгода и год назад, я помню очень хорошо. На это мы делаем ставки, и это должно принести нам успех.

— Чем ваш портал отличается от подобных видео-сайтов?

— Отличаемся мы двумя фишками. Первая — это быстрый просмотр: справа у ролика есть синяя стрелка, с помощью которой вы можете сразу открыть ролик, не переходя на его страницу. Ведь главной целью при создании портала было то, чтобы людям на высоких скоростях интернета было удобно смотреть видео. На других сайтах ты нажимаешь на ролик, открывается страница с комментариями этого видео и сам сюжет. По большому счету мне не интересно, какие отзывы оставляют другие пользователи, моя цель — увидеть видео. Причем быстро. У меня, допустим, скорость 8 Мбит в секунду, я быстро отсмотрел видео, если мне интересно, зашел на его страничку и оставил свои комменты. Все. Второе существенное отличие — это видео-навигатор, нажимаешь вправо-влево, просматриваешь категории без перезагрузки страниц. Эта фишка нацелена на то, чтобы пользователь быстро перемещался по контенту сайта. Допустим, на youtube нужно щелкать страницы, переключаться. Наша система позволяет буквально летать, ведь скорость загрузки списка роликов намного выше, нежели скорость загрузки страницы, то есть пользователь не теряет время, просматривает то, что ему интересно, что не привлекает его внимания — пролистывает. Недавно мы получили самые лестные отзывы от посетителей из Германии, по их словам, kiwi.kz заслуживает всех казахстанских интернет-наград.))) Это люди, с которыми мы не знакомы, но которые оценили наши старания, и сочли все наши нововведения наилучшим способом развития сайта. Остальное на нашем портале — это общемировая практика, такие моменты как «быстрый просмотр», «добавить в избранное» и тому подобное, без чего нет полноценного видеосервиса.

— Каким видеороликам не место на вашем сайте?

— Это порно, эротику мы допускаем, где показывают какие-то части голого тела. Но на таких роликах стоит система 18+. При регистрации пользователь указывает свой возраст, и если он еще не достиг совершеннолетия, а выбирает видео для взрослых, возможности просмотреть его у посетителя нет. Раньше на нашем портале было очень много видео-драк, оказывается наших пользователей очень интересует ролики такого содержания. Причем это были побоища и массовые «сходки». Элементарно не было времени на просмотр и отсев ненужных видео. За 2–3 месяца нам удалось собрать такое количество драк, что стало страшно. Мы и политика сайта растем по мере продвижения его в массы. Уже сами пользователи начали писать нам, что мол, вы размещаете, вас же молодежь смотрит. С тех пор кровавые «стрелкам» на нашем портале не место. И сейчас если такой контент поступает, мы его убираем. Часто добавляют видео, содержащее чечено-русские конфликты, где видны убийства, кровь, раны, мясо. ТАКОЕ, естественно, мы удаляем. Конечно, всякие прослушки убираем, потому что такие аудио и видео очень часто являются причиной закрытия сайтов.

— У вас есть любимые персонажи на видео?

— Есть такой мультик Happy Tree Friends, его разрабатывала какая-то европейская студия. Главные герои несколько зверушек, там очень много серий, и в каждой из них они разными способами умирают. Чтобы такое придумать, нужно иметь хорошую фантазию.

— Но ведь это жестоко…

— Это жестоко, но допустимо.

— А сами снимаете что-нибудь на видео?

— К сожалению, я не счастливый обладатель видео-камеры, поэтому снимать особо не приходится, а вот друзья увлекаются.

— У каких стран или людей хотели бы поучиться опыту?

— В России проводятся конференции под названием РИФ, они посвящены веб-дизайну, программированию, созданию сайтов. На них собираются серьезные профессионалы, которые очень давно занимаются подобными проектами, создают качественно новые направления. Вот на такую конференцию попасть я бы не отказался. А, в общем, опыту можно набираться самому. Когда делаешь серьезный ресурс, много читаешь специальной литературы. Можно найти описание того же youtube, где описываются некоторые технические моменты, конечно не все тонкости мастерства программистов, так как на этом деньги они зарабатывают деньги, но довольно-таки важные вещи. Смотришь, учишься, внимаешь, добавляешь что-то свое и делаешь. Что касается youtube — это очень сильная система. Сам сайт по технической составляющей не очень сложен. Самое интересное в нем — это система доставки контента пользователю. По всему миру раскинута такая сеть, которая доставляет контент в определенный регион. То есть, если пользователь из нашей страны постоянно смотрит какой-то ролик на youtube, видео автоматически копируется на определенные сервера рядом с Казахстаном. Такую систему мы думаем внедрить ближе 2010 году, потому что планируем выходить на рынок Узбекистана и Кыргызстана. Насчет России пока ничего не могу сказать, но эти страны мы охватим обязательно.

— Что представляет собой Казнет на данный период развития?

— Можно сказать, завершился первый виток развития интернета в Казахстане. Окончанием этого этапа можно считать включение скорости один мегабит, это тот уровень, когда интернет начинает очень быстро развиваться. В прошлом году при увеличении скорости от 256 кбит/с до мегабита, он развивался значительно медленнее. При скорости 128 кбит/с не развивался практически никак. Начали формироваться новые команды, Казнет отходит от студий, которые «рулили» в прошлом, создавали корпоративные сайты, более менее какие-то масштабные проекты, сейчас казахстанский интернет-контент создают отдельные группы ребят. Тот же Нур.кз. Наши ребята работают с белорусами, программные разработки там, а здесь маркетинг, исследования, и у них хорошо получается делать свое дело. Появляются мелкие команды, такие как наша, которые не считаются веб-студиями, мы не разрабатываем корпоративные сайты, занимаемся собственными проектами. Такая скорость подключения интернета достаточна, чтобы начинать вливать в эту сферу инвестиции. Единственная проблема — не в кого вливать. Очень долгое время, как я уже говорил, Казнет вообще не развивался, ему не уделялось никакого внимания. В последнее время, как мы видим ситуация меняется, но за время затишья многие специалисты из этой сферы ушли в прилегающие, в те же системные администраторы. Потому что если нет денежной составляющей — нет соответствующего желания развивать отрасль. А сейчас, когда дали такую скорость, специалистов не оказалось. Создать корпоративную визитку и сайт, на котором постоянно «сидит» 30 тысяч пользователей — это разные вещи, поэтому веб-студии отходят на второй план. Они привыкли работать шаблонно, а для многих сайтов подобные методы не подходят. Нужно разрабатывать индивидуально, тогда будет толк. Я думаю, такие порталы как файлообменники, торенты, видео-сервисы уже заняли свою нишу, осталось только нагрузить Казнет еще парочкой серьезных проектов — это почта и социальная сеть. Тогда мы сможем сказать, что интернет в Казахстане более-менее развит.

— А как вы относитесь к недавнему событию, когда глава государства подписал закон о регулировании интернета?

— Отрицательно. Но я знаю, что сейчас некоторые моменты утрясаются. Должна быть какая-то структура, которая будет смягчать этот закон. Что касается закрытия сайтов из-за неугодной информации, я думаю, что справедливости ради должна существовать какая-то организация, которая была бы посредником между прокуратурой и непосредственно участником интернет-рынка. То есть, перед тем как решить вопрос быть или не быть определенному ресурсу, судебные органы ждали бы решения этой организации, а потом уже принимали окончательные решения. А эта ассоциация, соответственно, состояла бы из людей лояльных к авторам сайтов и блогов. И насколько я знаю, такая организация будет создана в ближайшее время.

— Сколько времени вы проводите в интернете?

— Очень много, но это не виртуальная жизнь, это работа, это возможность заработать деньги. Есть, конечно, знакомые какие-то в интернете, с которыми мы общаемся, обсуждаем интересные вещи. Но для меня важнее жизнь реальная.

— Что не хватает для полного счастья?

— Квартира в городе Алматы (улыбается). Это так… сиюминутное желание.

— Лето… Куда отдыхать?

— Этот год мы провели небезрезультативно, поэтому решили поехать куда-нибудь отдохнуть, с местом еще не определились. А вообще я не страдаю, если у меня продолжительное время нет отпуска. Наверное, возраст еще позволяет работать в таком режиме.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии