Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Цифровая крепость

Интервью с председателем Агентства по информатизации и связи РК Куанышбеком Есекеевым о подписании президентом Казахстана закона «Об информационно-коммуникационных сетях».

15 июля 2009 10:13, Павел Воронин, Экспресс-К
Рубрики: Общество

Нурсултан Назарбаев подписал закон «Об информационно-коммуникационных сетях». Как утверждает председатель АИС Куанышбек Есекеев, этот документ позволит обезопасить Казнет от информации, противоречащей Конституции РК.

— Куанышбек Бахытбекович, закон принят, что теперь будет с интернетом в Казахстане?

— Данный закон не предусматривает регулирование интернета. Внесенные поправки направлены лишь на недопущение распространения незаконной информации в интернет-пространстве. При этом подобный факт устанавливается только судом.

Закон предусматривает внесение поправок в пятнадцать законодательных актов, куда входят законы и кодексы. Основная масса данных поправок предусматривает изменение в действующем законодательстве понятия «веб-сайт» на понятие «интернет-ресурс». Внесение этих поправок обусловлено наличием в законодательных актах идентичных понятий «WЕВ-сайт» (в законе «О средствах массовой информации») и «веб-сайт» (в законе «Об информатизации»), но имеющих различное толкование. Закон же предлагает устранить данную коллизию и вводит единое понятие «интернет-ресурс» взамен двух действующих.

В связи с этим действие законов будет распространяться не только на веб-сайты, но и на все другие виды интернет-ресурсов — веб-порталы, блоги и прочее.

— Этот документ вызвал огромный резонанс в стране.

— Учитывая общественный интерес к законопроекту, к обсуждению на заседания рабочей группы Мажилиса были привлечены представители неправительственных организаций и средств массовой информации.

Кроме того, для организации конструктивного диалога государственных структур и общественности разработчиками (а это Агентство РК по информатизации и связи, Министерство культуры и информации, Генеральная прокуратура и другие заинтересованные государственные органы) организовано проведение «круглых столов» и рабочих встреч по обсуждению законопроекта на стадии его рассмотрения и в Мажилисе, и в сенате. Эти обсуждения проведены с участием заинтересованных государственных органов, депутатов парламента, неправительственных организаций, дипломатических представительств и международных организаций, включая представителей ОБСЕ и Freedom House inc, а также СМИ.

На всем протяжении рассмотрения законопроекта в палатах парламента бурно обсуждались такие нормы, как наделение генерального прокурора полномочиями по приостановлению распространения информации, приравнивание интернет-ресурса к СМИ, а также расширение оснований для приостановления и прекращения распространения информации.

Основной целью поправки по наделению генерального прокурора указанными полномочиями являлось введение механизма досудебного регулирования распространения информации. Однако депутаты Мажилиса, изучив этот вопрос, во избежание возможного пренебрежения свободой слова, а также свободой распространения информации и учитывая точку зрения журналистского сообщества, представителей общественных и международных организаций, пришли к мнению о нецелесообразности введения этой нормы, сохранив данные полномочия только за собственником СМИ либо судом.

— А все-таки насколько оправдано было приравнивать к СМИ все интернет-ресурсы разом?

— Уже с 2001 года веб-сайты, согласно закону РК «О средствах массовой информации», были приравнены к СМИ. Настоящий закон лишь изменяет формулировку «веб-сайт» на «интернет-ресурс», а критерии отнесения того или иного средства к СМИ остаются неизменными, то есть они являются формой периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации. При этом интернет-ресурсы не становятся в полной мере СМИ — они не регистрируются уполномоченным органом и не получают соответствующей лицензии. Приравнивание интернет-ресурсов к СМИ в подобном виде является распространенной практикой во многих странах мира, в том числе в ряде стран — членов ОБСЕ, например, в Польше, Австрии и России.

Расширение оснований для приостановления и прекращения распространения продукции СМИ также вызвало бурную реакцию со стороны общественности. Однако, если уточнять, какие именно основания добавляются, то целесообразность их введения не вызывает сомнений. Так, например, к основаниям для прекращения распространения продукции СМИ отнесены публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды. Пункт 1 статьи 39 Основного Закона нашей республики гласит: «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие». Использование СМИ в целях совершения указанных действий также недопустимо, так как влечет отрицательные последствия для общества и государства. В этой связи, а также, поскольку Республика Казахстан является многонациональным государством, данные нормы закона необходимы.

— Что вы можете сказать по поводу позиции ОБСЕ относительно нового закона?

— Опасения у ОБСЕ вызывали нормы законопроекта, близкие с мнением неправительственных организаций и СМИ. По всем этим вопросам разработчиками, в рамках упомянутых «круглых столов» и рабочих встреч, разъяснялись нормы, как законопроекта, так и действующего законодательства республики. Было отмечено, что законопроект разработан, основываясь на положениях международных актов с учетом особенностей казахстанского законодательства.

Нормы закона устанавливают, что если на интернет-ресурсе размещается незаконная информация, то ее распространение должно быть прекращено.

Закон не закрепляет запретов на распространение сведений и не предусматривает ограничений. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Конституции нашей республики каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Однако Основной Закон страны воспрещает пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Запрещено также распространять сведения, порочащие достоинство и деловую репутацию человека.

Такие установки соответствуют мировым стандартам. Среди них — Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, амстердамские рекомендации «Свобода СМИ и интернет», «Декларация о свободе общения в интернете» и другие международные акты.

Исходя из лучшей международной практики закон вводит лишь механизмы применения мер воздействия по отношению к нарушителям, распространяющим в интернете незаконную информацию. С оговоркой: «… признанную таковой по решению суда».

Комментарии