Следите за новостями

Стоимость интернета может вырасти

Стоимость интернета в Казахстане в ближайшее время может увеличиться — такие выводы сделали аналитики после проведения исследования «о влиянии законопроекта на рынок казахстанского сегмента интернета».

9 июля 2009 10:56, Владимир Муров, Капитал.kz
Рубрики: Рынок, Интернет

Стоимость интернета в Казахстане в ближайшее время может увеличиться. Этому способствуют внесение и дополнения в некоторые законодательные акты страны по вопросам информационно-коммуникационных сетей. Такие выводы сделали аналитики после проведения исследования «о влиянии законопроекта на рынок казахстанского сегмента интернета». В ходе изучения было опрошено 64 респондента: менеджеры 20 компаний, оказывающих услуги по предоставлению доступа в интернет, менеджеры 44 самых посещаемых сайтов на основе рейтинга CountZero.

Законопроект предполагает внесение изменений в Закон о связи, чтобы интернет-провайдеры хранили все данные об абонентах (адреса обращения к интернет-ресурсам, идентификаторы интернет-ресурса) в течение двух лет. По мнению участников рынка, такие изменения приведут к увеличению расходов интернет-провайдеров.

По словам провайдеров, необходимость хранения информации в течение двух лет приведет к удорожанию себестоимости их работ. 16 респондентов предполагают, что их расходы увеличатся более чем на 10%, 4 считают, что их расходы не превысят 10% от сегодняшних значений.

«Данные опроса показывают: с вводом новых механизмов регулирования взаимоотношений между субъектами интернета вероятность удорожания услуг по предоставлению доступа в интернет для конечных потребителей значительно возрастает. Если учитывать тот фактор, что стоимость услуг интернета в Казахстане одна из самых высоких в странах СНГ, то рост цен на услуги передачи данных сократит динамику роста проникновения интернета в Казахстане. Принятый законопроект ставит под удар такие стратегические направления экономики, как информатизация общества», — считает Павел Грудницкий, независимый аналитик.

«Полное соответствие вообще невозможно без изменения сути интернет-ресурсов в Казахстане. Почему бы следующим шагом не признать всех граждан республики СМИ. И не заставить их купить диктофоны, и хранить все, ими сказанное, в течение 2 лет?», — иронизирует владелец интернет-ресурса.

Сегодня в казахстанском сегменте интернета насчитывается более 6 тысяч активно работающих сайтов. Из них 90%, по оценкам различных экспертов, являются убыточными. Закрепление личной ответственности за любую размещенную информацию на интернет-ресурсе приведет к снижению рентабельности проектов в Казнете, полагают аналитики. Многим владельцам сайтов придется расширять штат модераторов, или сокращать возможности для интерактивного общения. Высока доля вероятности того, что часть сайтов просто не сможет соответствовать новым требованиям, к примеру, такие площадки как форумы и блоги с вводом законопроекта в силу начнут исчезать из казахстанского сегмента интернета. «Однозначно можно говорить о том, что предложенный механизм регулирования отношений между субъектами интернета спровоцирует процесс качественного обеднения Казнета. В первую очередь будут сокращаться интерактивные интернет-ресурсы. А их доля среди зарегистрированных сайтов в доменной зоне KZ превышает 50%. К примеру, из 10 самых посещаемых сайтов Казнета, по версии рейтинга CountZero, 6 сайтов имеют модули для интерактивного общения. В итоге законопроект может привести к спаду рынка предоставления доступа к интернету. В Казнете уже сейчас работает около 20000 человек. И законопроект по ним может очень сильно ударить», — считает г-н Грудницкий.

В результате исследования выяснилось, что профессиональные участники Казнета не участвовали ни на уровне разработки законопроекта, ни на уровне его обсуждения. Несмотря на то, что у разработчиков законопроекта — Агентства РК по информатизации и связи (АИС) и депутатов Парламента РК было достаточно времени для тестирования в профессиональной среде предложенных поправок.

Как показало исследования, представители госсектора при работе над законопроектом проигнорировали позицию профессионального сообщества о несогласии приравнивать интернет-ресурсы к средствам массовой информации. «Первый момент, который нам удалось выяснить, — у свыше 90% профучастников рынка при создании законопроекта мнение не было спрошено. На вопрос, был ли проявлен интерес со стороны госсектора к вашему мнению, чаще всего мы услышали однозначное «нет». И у провайдеров, и у интернет-ресурсов только одна компания ответила, что был какой-то интерес», — рассказывает г-н Грудницкий.

«Технологическая часть регулирования отношений между субъектами Казнета, которая во многом зависит от технологической оснащенности интернет-провайдеров, разработчиками законопроекта не рассматривалась. По крайней мере, официальные представители АИС не давали комментариев о том, как повлияет законопроект на рынок предоставления доступа в интернет. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 интернет-провайдеров, большая часть из них относится к субъектам малого предпринимательства. Резкие изменения технических правил игры со стороны госорганов могут нанести непоправимый удар по бизнесу небольших интернет-провайдеров», — считают эксперты.

«Я неоднократно участвовал в «круглых столах» и обсуждениях законопроекта с представителями АИС. Стоит отметить, что профессиональных юристов к обсуждению законопроекта представители общественности стали привлекать довольно поздно, уже после того, как он в декабре был внесен в Мажилис на обсуждение, когда делать какие-то концептуальные изменения было практически невозможно», — говорит Игорь Лоскутов, юрист, генеральный директор компании «ЮрИнфо».

Из 20 опрошенных интернет-провайдеров 16 выступили против того, чтобы интернет-ресурсы приравнивать к СМИ. Среди владельцев сайтов также подавляющее большинство против — 34 респондента. 8 опрошенных выразили согласие, двое затруднились ответить.

«Согласно законопроекту, все источники информации в сети должны нести ту же правовую ответственность, что и СМИ, будь то чат, блог, социальная сеть или веб-презентация компании. С профессиональной точки зрения, такое натянутое сравнение дает основание полагать, что авторы законопроекта имеют низкую компетенцию в сфере СМИ», — полагает Павел Грудницкий.

Авторы исследования считают, что законопроект противоречит концепции, принятой правительством, по развитию единого пространства Казнета. «Фактически АИС создало прецедент, который дает основание оценивать казахстанский сектор интернета как рынок с высокой степенью политических рисков. Регулятор рынка в течение года дважды меняет правила игры в одностороннем порядке. В апреле 2008 года была принята концепция развития Казнета, а уже в декабре разрабатывается законопроект, противоречащий этой концепции. Данный законопроект переводит интернет-технологии и рынок Казнета в целом в высокорисковый сектор. Фактически мы создаем прецедент для политических рисков. И я думаю, что инвесторы просто будут отворачиваться от нашего интернет-рынка», — резюмировал г-н Грудницкий.

Аналитики считают, что законопроект не соответствует реалиям рынка, не учитывает интересов его участников и общества, не отвечает международным правовым стандартам и противоречит национальной концепции развития Казнета. Они настаивают на соблюдении тех подходов, которые определены документом «О концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета) на 2008–2012 годы».

«Данный законопроект находится у президента, он уже прошел все правовые стадии. По сути, сейчас есть только три варианта развития событий — либо президент его подписывает, либо налагает вето, либо отправляет законопроект на экспертизу в Конституционный совет. Мы очень надеемся, что данные этого исследования тоже в какой-то мере заставят власть принять максимально адекватное решение», — говорит Адиль Джалилов, директор по развитию Международного центра журналистики MediaNet.

Комментарии