Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Электронная коммерция Казнета

Развитие электронной коммерции в Казахстане.

22 июня 2009 10:20, Валентина Фомичева, Digital Kazakhstan

Впервые термин «электронная коммерция» появился в начале 70-х годов. Тогда он подразумевал использование специальных технологий для отправки счет-фактур, заказов на покупки в электронном виде. Спустя чуть более 30 лет, к этим видам услуг добавились кредитные карты, электронный банкинг, интернет-магазины и многое другое. Однако развитие электронной коммерции, несмотря на достаточно мощный технический рывок, в различных странах развивается не одинаково, хотя при этом набор предоставляемых услуг везде одинаковый. Если говорить о Казахстане, то ситуация выглядит следующим образом.

По словам Натальи Оспановой, директора ICT -Marketing: «…к сожалению, доля тех, кто совершает покупки в интернет-магазинах очень мала — не более 3% от максимальной интернет-аудитории. Для справки: максимальная интернет-аудитория в РК на конец 2008 г. составила 2,3 миллиона человек. В связи с этим очень сложно построить профиль такой узкой целевой аудитории».

Е-коммерция в цифрах

В данный момент Казнет насчитывает 130 коммерческих интернет-площадок, ими пользуются порядка 4,7%  казахстанских пользователей. Самые активные покупатели проживают в Акмолинской области и городе Алматы.

Что же покупают в сети? Если говорить о 10 самых популярных ресурсах по данным zero.kz, картина складывается следующим образом:

1. Строительный портал Казахстана.

2. Доска объявлений. Сайт разделен на 13 тематических разделов с информацией рекламного характера покупок и продаж.

3. Интернет-гипермаркет. На этом ресурсе можно купить любой товар из 17 разделов, начиная от бытовой техники до цветов и подарочных сувениров.

4. «Из рук в руки» — сайт частных бесплатных объявлений.

5. Доска объявлений — частные объявления, связанные с недвижимостью.

6. Интернет-магазин «Планета электроники».

7. Казахстанский каталог товаров и услуг

8. «Купи-продай».

9. Казахстанская доска бесплатных объявлений.

10 Казахстанский строительный портал.

Если детально рассмотреть каждый из перечисленных ресурсов можно прийти к далеко не утешительному выводу, ведь большинство людей заходят в сеть для того чтобы воспользоваться бесплатными площадками для размещения собственной информации «купи/продай», нежели заказать товар с доставкой на дом, как это принято в большинстве развитых стран.

В тоже время если сравнивать тенденцию формирования отечественной электронной коммерции скажем с 2005 годом, то ситуация тогда выглядела несколько иным образом. Тогда пользователи чаще всего покупали в сети книги, музыку, компьютеры и оргтехнику. По данным ICT-Marketing основными интернет-магазинами Казнета считались следующие: 123.kzpc-shop.kz, intershop.kzhit.kzrm.axon.kzbestmemory.kzinstore.kzregina.kzmag.kzdvdvideo.kz.

Конечно, многие их них существуют и по сей день, однако в условиях развития рынка и финансового кризиса покупательские интересы несколько изменились. В то же время нельзя сказать, что рынок электронных услуг основывается только на пользовательских интересах, так как менее популярные виды виртуальных услуг все же существуют в Казнете.

Виды электронной коммерции

Финансовые институты — это крупные коммерческие организации, как правило, банков. С помощью электронных видов услуг клиенту упрощают: управление счетами через интернет; перевод средств с одного своего счета на другой; осуществление безналичные внутри- и межбанковские платежи; покупку и продажу безналичной валюты; открытие и закрытие депозитов; установление графиков расчета и оплаты за различные товары и услуги; отслеживание всех банковских операций по своим счетам и многое другое.

Business-to-Business (В2В) это электронное оформление сделок между компаниями или организациями. В таких системах электронной коммерции в качестве субъектов процесса продажи/покупки выступают юридические лица. Основная задача систем В2В — повышение эффективности взаимодействия компаний на рынке. Несмотря на, казалось бы, узконаправленность данного сектора виртуальной коммерции, в Казнете есть такие ресурсы, например mp.kz и bimost.com.

Службой коммерческой информации ярким таким примером Казнета является сайт zakon.kz, на котором представлены платные сетевые информационные сервисы. Ресурсы платной информации на самом деле могут быть как коммерческой направленности так аналитической, справочной, информационной и исследовательской.

Интернет-аукционы, или Customer-to-Customer (C2C). Одним из самых популярных в отечественном сегменте интернет-присутствия можно считать сайт agora.kz, если говорить о мировых аналогах, то это, конечно, Ebay. Виртуальные аукционы используют несколько вариантов услуг, начиная с классики жанра, когда покупатели делают ставки и выигрывает тот, кто сделал наивысшую ставку. Конечно, бывают и варианты бартера и привычных фиксированных цен за товары.

И последний вариант электронных услуг, к которому, пожалуй, вынуждены прибегать все, кто заинтересован в продвижении торгового брэнда в сети — это интернет-реклама. В Казнете еще относительно немного рекламных агентств, однако их услуги практически одинаковы. Это разработка сайта, баннерская сеть и контекстная реклама. Последняя пользуется повышенным спросом за счет целевой направленности, т.е.  ссылку на ваш сайт увидит только тот, кто действительно в этом заинтересован. К тому же клиент платит только за результат, то есть за переход на страницу определенного сайта. Как правило, такой вариант рекламы размещается на платформах известных поисковых площадок как «Яндекс» и Google.

Электронная экономия

Учитывая, как быстро прогрессируют новые тенденции в продвижении товара и услуг, то не удивительно, что они постепенно становятся нашими обыденными вещами. В то же время возникает вопрос — это просто дань моде или все же нет?

Чтобы ответить на вопрос желательно рассмотреть ситуации на примере отдельной компании. По словам Джерри Митчелла, директора IT и электронной коммерции компании «Эйр-Астана», внедрение е-билетов является существенной экономией, поскольку, по данным IATA в среднем производство, обработка бумажного билета стоит промышленности до 10.00 USD, а е-билет обходится только в 1.00 USD. Конечно, экономия огромна. Для пассажира или туроператора использование таких билетов упрощает работу, е-билет имеет большую гибкость и удобство в отношениях изменения информации о маршруте путешествия и дает возможность покупать билет on-line.

Чтобы достигнуть 100% внедрения электронных билетов должны быть установлены компьютерные программы, а аэропорты оснащены соответствующим оборудованием и глобальными системами распределения (GDS) во всем мире, к которым получают доступ турагенты. Для осуществления такого большого проекта необходимы миллионы долларов и квалифицированные кадры, считает Джерри Митчелл.

Комментарии