Следите за новостями

Цифра дня

99% - интернет-проникновение в Астане

Курица или яйцо?

Российский оператор ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) рассматривает возможность приобретения активов в Казахстане.

18 июня 2009 11:07, Адиль Урманов, Капитал.kz
Рубрики: Бизнес, Связь

Российский оператор ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), входящий в «большую тройку», рассматривает возможность приобретения активов в Казахстане и Азербайджане, сообщил в интервью Reuters во время экономического форума в Санкт-Петербурге главный исполнительный директор компании Михаил Шамолин.

«Есть две страны, где мы пока еще не присутствуем, но, я полагаю, должны там быть — это Казахстан и Азербайджан», — сказал Шамолин. По его словам, МТС считает нецелесообразным запускать на казахстанском и азербайджанском рынках нового оператора с нуля, поскольку проникновение мобильной связи и уровень конкуренции на этих рынках уже достаточно высоки.

«Мы рассматриваем возможности поглощения на этих рынках. Ждем, когда наступит правильный момент, а пока внимательно изучаем различные возможности», — сказал глава МТС. Он добавил, что компания пока не ведет конкретных переговоров с кем-то из операторов Казахстана и Азербайджана.

Действительно, «пока компания не ведет конкретных переговоров с кем-то из операторов Казахстана и Азербайджана», подчеркнул в своем ответе на запрос «Капитал.kz» Михаил Зайцев, представитель департамента по связям с общественностью корпоративного центра группы МТС.

Как стало известно «Капитал.kz», АО «Казахтелеком» подало заявку в АРЕМ и АИС для получения разрешения на продажу своей доли участия в ТОО «Мобайл телеком сервис» — одного из трех операторов мобильной связи Казахстана, работающего в стандарте GSM под брэндом NEO. Заявка подана в рамках работы по реструктуризации бизнеса компании. Видимо, несмотря на все желания «Казахтелекома», GSM-оператор не стал курицей, несущей золотые яйца.

«Заявления таких лиц не делаются просто так. Тем более на международных экономических форумах, — полагает Алексей Данилин, старший консультант ComNews Research. — Поэтому слова г-на Шамолина можно считать если не утверждением, то, по меньшей мере, попыткой прощупать почву».

Пока неизвестно, на каких условиях компания намерена продать оператора мобильной связи. «Каким образом будет происходить отчленение оператора, тоже неясно: МТС настолько сильно врос в структуру материнской компании, что фактически он является ее полусамостоятельным департаментом как технически, так и финансово, — отметила Светлана Черненко, представитель iKS-Consulting в Казахстане. — Это также затрудняет оценку МТС как отдельного предприятия».

Ранее «Капитал.kz» сделал прогноз, что наиболее вероятным покупателем ТОО «МТС» является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Эта компания активно скупала операторов в странах Содружества, действуя параллельно с ОАО «Вымпелком» (брэнд «Билайн»). МТС ведет бизнес на Украине, втором по величине сотовом рынке среди стран СНГ после России, а также работает в Армении, Беларуси, Туркменистане и Узбекистане. Но в Казахстан МТС не смог проникнуть. Таким образом, казахстанский рынок остался вне сферы влияния МТС.

То, что именно ОАО «МТС» приобретет ТОО «Мобайл телеком сервис», считает и Дмитрий Кромский, генеральный директор ТОО «КаР-Тел» (Билайн). «Такой сценарий является вероятным, однако, учитывая, что проникновение на рынке уже более 100%, а доля рынка ТОО «Мобайл телеком сервис» невелика, цена входа на рынок может быть достаточно высокой для покупателя. Безусловно, в случае осуществления такой сделки ТОО «МТС» гораздо больший ресурс со стороны крупного международного оператора, включая возможности финансирования, использование опыта работы на разных рынках СНГ, технологические ноу-хау, экспертную поддержку и многое другое».

Выход третьего сильного оператора всегда делает рынок более агрессивным, считает г-н Данилин. «В Казахстане сложился дуопольный рынок, два крупных оператора фактически разделили рынок. Дуополию нужно выправлять. Поздно, будет тяжело, но сделать это можно», — считает он.

Алексей Данилин рассказывает, что «в Таджикистане, Узбекистане и на Украине операторы выступают как дискаунтеры, снижая тарифы, и заставляя это делать своих конкурентов». Так, на Украине «Астелитом» («дочкой» FinTur) практиковались массовые раздачи сим-карт, которые пакетировались с потребительскими товарами массового спроса. Например, с пакетами стирального порошка. Активно снижались тарифы. Разрабатывали более сегментированные предложения. То есть проводился более агрессивный маркетинг.

Согласно исследованию iKS-Consulting, номинальное проникновение сотовой связи в Казахстане по состоянию на 1 января 2009 года превысило 100%. Реальное проникновение сотовой связи достигло 86%. Суммарная база активных абонентов составила 13,3 млн. человек. При этом доля рынка по числу активных абонентов у ТОО «GSM Казахстан» составила 44%, у ТОО «КаР-Тел»  — 47%, АО «АЛТЕЛ» — 5%, ТОО «Мобайл Телеком Сервис» — 5%.

Комментарии