Следите за новостями

Стеклянные провода Азии

Обзор рынка покупателей оптоволоконного сырья для ВОЛС в Казахстане.

31 мая 2009 10:59, Digital Kazakhstan
Рубрики: Рынок, Связь

В рамках серии статей мы поднимаем пласт рынка оптоволоконного кабеля, освещая все стороны его граней. Наша панорама очерчивает рынок покупателей и производителей оптоволоконного сырья для ВОЛС. Сегодня мы говорим о покупателях этих стеклянных проводов, из которых и состоят волоконно-оптические линии связи или ВОЛС.

11500 км супермагистрали

Портрет потребителей стеклянного оптоволокна начнем с главного покупателя, исторически которым был и остается оператор «Казахтелеком». По казахстанской земле проходит одна из самых протяженных в мире магистральных ВОЛС. Это Трансазиатско-европейская волоконно-оптическая линия связи (ТАЕ ВОЛС) по маршруту Шанхай-Франкфурт-на-Майне. На казахстанском участке этой магистрали к 1998 году были сданы в эксплуатацию порядка 1 700 км ВОЛС. Это стало отправной точкой построения НИСМ — Национальной информационной супермагистрали. Общая же протяженность ТАЕ составляет около 27 000 километров и соединяет 20 стран. В конце 2008 года введена в эксплуатацию ВОЛС Уральск-Атырау протяженностью 525 километров. Эта линия и завершила строительство основных участков НИСМ. За 11 лет строительства НИСМ включила в себя волоконно-оптические линии связи общей протяженностью более 11500 километров. Главный подрядчик — компания Siemens связала магистральной связью областные центры республики, города Алматы и Астана.

Альтернативные волокна

Альтернативные компании также составляют армию покупателей оптоволокна. Сколько уже километров собственных ВОЛС и где проложено ими? Итак, в 1998 году компания «Арна» (брэнд Ducat) запустила первую в стране оптико-волоконную сеть SDH, в 2005 году компания продолжает строить сети. Сегодня ее сеть проложена в Алматы, Астане, Атырау, Таразе, Уральске, общая протяженность которой в трех городах составляет 450 км.

Становлением сразу двух операторов формата магистральной связи ознаменовался 2006 год. В 2005 году Транстелеком вводит в эксплуатацию волоконно-оптическую магистраль Алматы-Астана протяженностью трассы 1 348 км, а в 2006 году завершает строительство и вводит в эксплуатацию оптоволоконные магистрали Дружба-Алматы и Астана-Петропавловск. В результате чего создается единая магистральная ВОЛС Дружба-Алматы-Астана-Петропавловск общей протяженностью около 3000 км.

В силу исторических предпосылок бурное строительство ВОЛС компании KazTransCom развернулось на западе республики. В 2002 году была построена и введена в эксплуатацию линия связи ВОЛС (SDH кольцо) в Атырау. В 2004 году компания приняла решение о построении сети телекоммуникаций в Западном Казахстане. И в 2005 году в рамках проекта «Развитие сети связи в Западном Казахстане» вводится в эксплуатацию SDH магистраль Атырау-Актау.

Осенью 2006 года завершилась стыковка сети KazTransCom на участке Атырау-Астрахань по наземным волоконно-оптическим линиям с международными операторами связи (Лондон и Европа). Это событие стало важным как для компании, так и для локальной инфраструктуры телекоминдустрии в целом в развитии оптоволоконных линий связи. Получение такого транзита дало получение более качественной связи и более скоростных каналов связи в направлении Европы, России и всего мира. Соединение волоконно-оптических сетей KazTransCom с сетями зарубежных операторов связи открыло новые возможности для более глубокой интеграции в международные телекоммуникационные сети и имело большое стратегическое значение для дальнейшего развития сотрудничества с крупными перспективными партнерами как внутри страны, так и за ее пределами. Это означало, что у местных операторов связи, в том числе и операторов сотовой связи, появилась альтернатива «Казахтелекому» в формате выхода на зарубежных операторов связи. А компанию KazTransCom с той поры можно рассматривать как магистрального оператора связи. В проект входило строительство инфраструктурной магистрали в западном районе Казахстана и процесс международной стыковки. В то время KazTransCom находился на втором месте после «Казахтелекома» по объему рынка фиксированных операторов связи. Сегодня протяженность волоконно-оптических сетей связи KazTransCom составляет 2900 км.

В 2007 году начинает вносить свою лепту в строительство стеклянных сетей молодая телекомкомпания KZ-ТРАНС  — дочернее предприятие казахстанской компании «КаР-Тел» (брэнд Beeline). В 2007–2008 годах KZ-ТРАНС проложила 840 км ВОЛС Алматы-Тараз-Шымкент, 1337 км Алматы-Караганда-Астана и 1736 км Шымкент-Кызылорда-Жезказган-Караганда. Итого к началу 2009 года у компании KZ-ТРАНС проложено 3913 километров сетей. В собственности же компании «GSM Казахстан» (брэнд K’Cell) нет магистральных оптоволоконных линий связи, проложенных по Казахстану. Они используют ВОЛС своего учредителя — компании «Казахтелеком» и других провайдеров.

Сколько километров впереди?

Итак, паутина стеклянного волокна опутала всю страну, а километраж казахстанских ВОЛС исчисляется десятками тысяч магистральных километров. Это и 11500 км сетей «Казахтелекома», и 3913 км компании KZ-ТРАНС, и магистральная ВОЛС «Транстелекома» около 3000 км, и магистральный коридор KazTransCom 2900 км, и сети DUCAT 450 км. «Рыночный пирог» казахстанских компаний по протяженности ВОЛС приблизительно делится следующим образом: «Казахтелеком» — 60%, КZ-ТРАНС  — 16%, «Транстелеком» и KazTransCom — по 12%.

Что дает это отрасли? Национальная информационная супермагистраль позволит обеспечить интеграцию Казахстана в мировое информационное пространство, ускорив становление республики как крупнейшего транзитного центра в Центрально-Азиатском регионе. Таким образом, процесс создания основ цифровой телекоммуникационной инфраструктуры страны завершен к началу 2009 года. Это в свою очередь даёт возможность для дальнейшей реализации одного из важных государственных проектов — формирования локального «электронного правительства». Полномасштабное функционирование НИСМ будет способствовать вхождению Казахстана в число пятидесяти самых развитых стран мира по количеству телефонных и интернет-пользователей.

Строительство же собственных оптоволоконных сетей открыли альтернативным компаниям новые перспективные возможности для расширения географии предоставляемых услуг. А также позволили им отказаться от аренды каналов связи, предоставляемых сторонними поставщиками-провайдерами, тем самым существенно снизить собственные расходы. Все эти мероприятия в комплексе помогают повысить качество связи по стране, увеличить надежность и снижение затрат, что в конечном итоге должно вылиться в цене для потребителей.

Еще немало понадобится оптоволокна стране на следующем витке лет, так как компании активно продолжают развивать оптоволоконные линии связи. Так, в 2009 году «КаР-Тел» планирует строительство ВОЛС Астана-Кокчетав-Петропавловск, Шымкент-граница Узбекистана протяженностью порядка 730 км. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписал 2 марта 2009 года договор займа с «Транстелекомом» на предоставление финансирования в сумме US $105 млн. для дополнительного строительства 4000 км магистральной ВОЛС. А инфраструктура связи KazTransCom включает кабельную магистральную сеть, протяженность которой в результате реализации запланированных инвестиционных проектов составит 11000 км. В их планах — строительство ВОЛС на участках Бейнеу-Кунград, Уральск-Самара, Аксай-Актобе, Шымкент-Ташкент, Алматы-Хоргос. Таким образом, KazTransCom планирует в ближайшем будущем охватить ВОЛС-магистралями большую часть Казахстана и получить собственный выход на соседние страны: Россию, Узбекистан, Китай.

Как видим, оптоволокна в ближайшей перспективе понадобится не меньше, чем уже использовано покупателями на сегодняшний день. Производители это знают и запасают сырье впрок. И здесь напрашивается вопрос: а не лучше ли наладить отечественное производство оптоволоконного кабеля в технопарке Alatau IT City, дабы ни от кого не зависеть?

Комментарии