Следите за новостями

Made in... кайда?

О ходе реализации национальной программы по снижению информационного неравенства в Казахстане — «Ашiк Алем».

11 июня 2009 10:44, Адиль Урманов, Капитал.kz

На будущей неделе Агентство по информатизации и связи намерено объявить о начале очередной национальной программы по снижению информационного неравенства «Ашiк Алем» («Открытый мир»). Эта программа должна стать логическим завершением программы «Народный компьютер», запущенной в 2007 году, но так и не реализованной.

Согласно полученной информации, в программе «Ашiк Алем», кроме АИС, участвуют компании Logycom и Microsoft. Первая владеет сборочным производством и выпускает компьютеры под собственными марками. Вторая — предоставляет операционную систему в рамках своей программы «корпоративное гражданство».

Программа направлена на жителей села и малых городов страны: именно эта категория населения страны более всего страдает от нехватки доступной информации. По официальным данным АИС, уровень доступа к сети интернет в Казахстане составляет 10%. Правда, многие эксперты подвергают сомнению эти данные из-за методики подсчета: АИС считает регулярным доступ, если он происходит 1 раз в месяц, а это явно недостаточно для полноценного обмена информацией. Это создаст определенные трудности для операторов проекта.

Исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы. Цена компьютера для участников программы должна составить не более $300. Эта цена была заявлена еще в 2007 году, и она должна остаться на таком же уровне. Единственная проблема в том, что два года назад $300 было равно 36 тыс. тенге, а сегодня — 45 тыс. тенге. Значит, данная сумма станет менее «подъемной» для небогатых сельчан, при этом покупать компьютер за меньшие деньги нерентабельно. На сайте Logycom сохраняется примерно этот же порядок цен: компьютер Atom-330 (Dual core 1,6GHz, 2×512Kb, FSB533) без оптического дисковода и картридера, без операционной системы стоит 32160 тенге. С DVD-приводом — 50 тыс. тенге.

Программа должна быть рассчитана на реализацию не менее 100 тыс. компьютеров в год: производство меньшего объема экономически нерентабельно. Таким образом, бюджет программы должен составить не менее $30 млн. Как и всякое производственное предприятие, Logycom сегодня испытывает трудности с оборотным капиталом. Пока непонятно, кто финансирует проект и на каких условиях. Также неясно, кто возьмет на себя ответственность обеспечить владельцев новых компьютеров доступом к интернету. Пресс-служба АО «Казахтелеком» сообщила, что этот крупнейший оператор не участвует в данной программе. У других провайдеров, за исключением операторов сотовой связи, нет технической возможности «дотянуться» до каждого села. Услуги же GSM-операторов несравнимо дороги, а их каналы связи недостаточно широки для постоянной работы в Сети такого количества пользователей.

Первый казахстанский «народный» компьютер должен был появиться осенью 2007 года под торговой маркой TECATA. Правда, тогда оператором программы являлась компания Glotur при поддержке фонда «Казына». Производственные мощности компании должны были расположиться на территории парка информационных технологий в Алматы. Ориентировочная цена такого компьютера составляла $350–400. За эти деньги покупателям обещали полноценный компьютер, способный работать со стандартными приложениями, видео- и аудиофайлами плюс возможность выхода в интернет. Кроме того, анонсировалось, что объем жесткого диска составит от 40 Гб, оперативная память — от 128 Мб.

Правда, затем государственные органы фактически отказали Glotur в поддержке, что поставило крест на всем проекте. Как будет реализована программа в этом году, пока неясно. Судя по тому, что АИС регулярно откладывает обнародование программы, основные стороны испытывают определенные трудности. А это может означать одно: программа пока еще сырая, и она не подкреплена реальными механизмами. Но компания-оператор программы все же надеется, что содействие АИС позволит поддержать «просевший» рынок компьютеров в Казахстане.

Комментарии