Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Высокая цена престижа

Эксперты считают, что KazSat может не окупить вложенных $65 млн.

29 июня 2006 17:57, Динара Мукашева, Курсивъ
Рубрики: Связь

Первый казахстанский телекоммуникационный спутник KazSat запущен. Представители официальной власти уверяют, что деньги, вложенные в космос, обернутся для Казахстана космическими прибылями. Однако некоторые эксперты все же полагают, что KazSat, скорее, имиджевый проект.

Историческому событию запуска предшествовала тесная межгосударственная работа как по разработке KazSat, так и по урегулированию соответствующих юридических отношений. Реализация проекта KazSat проходила совместно российской и казахстанской сторонами для решения приоритетных задач спутниковой связи и телевещания Казахстана и обеспечения потребности операторов спутниковой связи на период до 2010–2012  гг.

Работа по проекту накладывала на Казахстан финансирование работ и услуг в необходимых объемах, создание на территории Казахстана объектов наземной инфраструктуры, необходимых для размещения и эксплуатации наземного комплекса управления спутником, а также системы мониторинга связи казахстанской космической системы связи и вещания.

Российская же сторона, по условиям соглашения, предоставляет Казахстану на срок не более 15 лет активного существования спутника на орбите скоординированный орбитальный частотный ресурс с учетом действующих международных координационных соглашений. Кроме того, сам спутник был изготовлен Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени Хруничева (Москва). В общей же сложности Казахстану пришлось затратить на производство спутника $65 млн.

По сообщениям правительства, уже сейчас на услуги KazSat поступили заявки, как от казахстанских операторов, так и от Узбекистана, Киргизии и Азербайджана. При этом аренда емкости национального геостационарного спутника связи и вещания для казахстанских операторов обойдется значительно дешевле, чем аренда емкости альтернативных спутников. Агентство информатизации и связи уже устанавливает ориентировочную тарифную схему — тариф KazSat будет установлен в пределах $1,9–2,8 тыс. за 1 МГц в месяц. Предполагается, что данные тарифы будут конкурентными примерно до 2010 года.

В данном случае интересует экономическая составляющая проекта. С этим, по уверениям разработчиков, все должно быть в порядке — обещано, что использование KazSat на полную мощность позволит оставлять в экономике Казахстана до 25–27 миллионов долларов в год, которые сегодня операторы спутниковой связи выплачивают за предоставленные услуги иностранным спутниковым организациям. Прогнозируется, что развитие телекоммуникационного рынка Казахстана будет проходить таким образом, что к 2009 году возможности спутника KazSat могут быть задействованы на полную мощность.

Правительство Казахстана исполнено энтузиазма — Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев предполагают заключить соглашение между Казахстаном и Россией о сотрудничестве по созданию и запуску геостационарного спутника связи и вещания KazSat-2, а в 2007 году организовать совместную деятельность по использованию и развитию глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

В настоящее время соответствующие министерства РК ведут работу по разработке закона «О космической деятельности». Алмас Косунов, председатель аэрокосмического комитета Министерства образования и науки РК, сказал: «В плане законопроектных работ правительства на 2006 год значится разработка закона «О космической деятельности». В декабре текущего года мы внесем этот документ на рассмотрение в парламент». В документе будут отражены такие вопросы, как сертификация космической техники, лицензирование космической техники и космической деятельности в целом, а также страхование космической деятельности.

Что касается запуска KazSat-2, то, по сообщению А. Косунова, АИС собирается в ближайшие дни объявить тендер на создание второго казахстанского спутника связи и вещания. По его словам, в тендере могут принять участие все желающие, и в настоящее время сложно назвать имена участников тендера. Однако было оговорено, что уже заслушаны предложения от российских РКК «Энергия», ГКНПЦ имени Хруничева, НПО прикладной механики имени Решетнева. При этом вполне вероятно, что в тендере будут принимать участие только российские предприятия.

Запуск KazSat-2 планируется на 2008 год, к 2012 году планируется иметь 4 собственных телекоммуникационных и 4 совместных российско-казастанских спутников дистанционного зондирования Земли.

Однако радужную картину возможности получения космических прибылей поставило под сомнение заявление Серика Буркитбаев, бывшего министра транспорта и коммуникаций Казахстана. Его оценка эффективности разительно отличается от отзывов АИС: «Если откровенно говорить, KazSat — это вообще позапрошлый век. Те спутники, которыми пользуется сейчас Казахстан, — это в основном группа Intelsat, которая «висит» над Индийским океаном. Они хорошо охватывают нашу территорию. Так вот, если сравнить наш спутник с теми, которыми мы уже пользуемся, это шаг назад и по технологии, и по надежности, и по любым техническим параметрам».

По его словам, телекоммуникационные сети Казахстана абсолютно отличаются от других систем. Для того чтобы переориентировать их на новый спутник, в лучшем случае придется переделать, а в худшем — строить вторые сети, дублировать их и работать как на старых, так и на новых спутниках.

Более того, Буркитбаев высказал весьма пессимистичный прогноз по поводу окупаемости проекта: «Правительство декларирует, что спутник окупится за два-три года. Я, честно говоря, не знаю в мире ни одного инфраструктурного проекта, который окупается за такой срок. Непонятно, сколько стоит эта программа, потому что нельзя рассматривать стоимость изготовления спутника как стоимость всей программы. И даже если правительство будет «выкручивать руки и заставлять всех национальных операторов уходить на этот спутник», физически на него можно перевести максимум треть всех ресурсов».

Особенность KazSat, по мнению Серика Буркитбаева, заключается в том, что международная связь на данный спутник не может быть однозначно переведена. Он сомневается, что крупные международные операторы ради данного трафика повернут свои антенны на KazSat, который, к тому же, вообще не имеет глобального луча.

Трудности в организации вещания будут испытывать как ответственные, так и иностранные компании — например, по его данным, физически невозможно будет перевести телевидение прямого вещания «Кателко» на данный спутник, потому что тем тысячам частных абонентов, которые сегодня имеют антенны диаметром 60 см, при имеющейся мощности придется ставить двухметровые антенны.

Г-н Буркитбаев также отметил, что на KazSat не могут быть переведены системы, используемые для обеспечения национальной безопасности Казахстана.

По мнению Буркитбаева, данная экономическая неприглядность KazSat ускорила работу по KazSat-2: «Первый спутник запустят, попробуют, и о нем постараются как можно скорее забыть. Будет шум, гам, второй спутник. Это отвлечет внимание, потому что понятно, что этот спутник никому не нужен».

«Къ» обратился за экспертными оценками экономической эффективности и коммуникационных возможностей спутника KazSat к другим специалистам в данной области. По пояснениям Нурлана Алибаева, директора телекоммуникационной компании «Инкател-Жарык», в данном проекте есть определенные трудности, которые могут возникнуть при дальнейшей эксплуатации KazSat: «То, что «Казсат» выведен на позицию 103 градуса восточной долготы (эта точка стояния закреплена за Россией) это, конечно, не лучший вариант. Кроме возможных проблем, связанных с настройкой антенны на спутник при малом угле, может сказаться влияние деревьев или расположенных рядом с антенной строений. Необходимо обратить внимание и на влияние осадков и шумов Земли. Поэтому может потребоваться повышение мощности передатчика на Центральных станциях, что приведет к увеличению занимаемой спутниковой емкости или замене антенн в некоторых точках на антенны большего диаметра».

По мнению эксперта, в случае с KazSat соблюдаются международные нормы, согласно которым не рекомендуется использовать для связи спутники, которые видны под углом менее 10 градусов к горизонту.

Что же касается оценки экономической целесообразности вложенных в KazSat инвестиций, то здесь Алибаев считает, что в данном вопросе государство должно определить для себя ориентиры — что важнее: возврат инвестиций, вложенных в спутник, или развитие недорогих телекоммуникационных услуг. В случае, если развернется борьба между международными операторами и KazSat по демпингованию цен на телекоммуникационные услуги, то вопрос о возврате вложенных $65 млн. стоять не может.

В данном случае самым идеальным вариантом для Казахстана при проектировании спутника связи являлась бы международная кооперация с крупными компаниями (например, турецкая группировка спутников «Турксат» в настоящее время используется только для организации собственных сетей). Нурлан Алибаев полагает, что данный принцип должен учитываться государством в последующем: «Казахстан, который находится на пути вхождения в 50 самых конкурентоспособных стран мира, должен при создании второго спутника связи пригласить к участию в проекте крупных международных операторов («Интелсат», «Евтелсат», «Азиасат» и др.) или сам принять участие в их проектах с учетом потребностях Казахстана. Это позволит не только разделить риски при запуске и дальнейшей эксплуатации спутника, но и получить значительный выигрыш в запуске значительно более мощного спутника, так как в этом случае будут учитываться потребности не только Казахстана и центральноазиатских государств, но и проекты крупных международных операторов связи».

Пока эксперты сходятся в одном: KazSat — это не столько выгодное вложение капитала, сколько, в первую очередь, подпитка политического престижа страны. Пока без полноценного ответа остается и вопрос: насколько окажется полезным рядовым пользователям и этот ажиотаж, и сам спутник.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии