Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Кабельные войны

Нынешние расценки на услуги кабельного ТВ некоторые участники рынка называют искусственно заниженными — они объясняют демпинг «нездоровой» конкуренцией между операторами.

29 мая 2009 09:51, Юлия Тарасенко, Бизнес & Власть
Рубрики: Рынок, Связь

Нынешние расценки на услуги кабельного ТВ некоторые участники рынка называют искусственно заниженными. Они объясняют демпинг «нездоровой» конкуренцией между операторами.

По словам директора карагандинского оператора кабельного телевидения «Ювис» Юрия Сецеховского, в каждом городе присутствуют 2–3 маленькие компании, которые предлагают пиратские пакеты и оказывают услуги по гораздо более низкой цене, чем запатентованные операторы.

«Наши абоненты ориентируются на их цены. То есть, если в каком-то городском районе появляется оператор с низкой ценой, естественно, все остальные операторы вынуждены подстраиваться под их цену. А если снижать абонплату в одном районе, соответственно, приходится это делать и по всей сети», — сказал гендиректор ТОО «Секател» Эмиль Байков. По его словам, за прошлый год только в Астане понижение платы с одного абонента составило 150 тенге.

Для того чтобы оператор работал не в убыток себе, пакет из сорока каналов должен стоить около 900 тенге в месяц, а из 65 каналов — около 1500, говорит г-н Байков. «Те, кто продает услуги за 600 тенге, абсолютно точно не платят за контент», — утверждает он.

По мнению собеседника, если цены останутся на нынешнем уровне до конца года, то операторы могут потерять 25–30 млн. тенге. А это, говорит г-н Байков, приведет к долгам по зарплате, по выплате налогов и по расчетам с программодателями. Кроме того, отмечает собеседник, потери в доходах не позволят расширять пакет программных предложений и заставят отказаться от текущего ремонта оборудования.

По словам гендиректора российского телеканала «Эксперт» Михаила Нелюбина, по таким параметрам, как количество абонентов и качество услуг, среди стран СНГ рынок кабельного телевидения наиболее развит в России, Казахстане и на Украине. «На российском рынке 40–47% занимают кабельные сети, 17–20% — спутниковые сети, все остальное — эфирное вещание. Подобная картина складывается и в Казахстане», — делится своими наблюдениями г-н Нелюбин.

Точное количество игроков на рынке кабельного телевидения в Казахстане неизвестно. По словам представителя крупного оператора, пожелавшего остаться неназванным, в республике действуют около 30–40 кабельных операторов. «Я называю такую достаточно неопределенную цифру, потому что некоторые компании назвать операторами в полном смысле этого слова нельзя. Есть фирмы, которые работают официально, легально, есть такие, которые делают бизнес неправильно — укрываются от уплаты авторских вознаграждений, налогов и т.д.  Конкурентные войны у нас ведутся на старом уровне — минимум маркетинга, максимум ценовой дискриминации», — рассказывает аноним.

Непростая ситуация и в отношениях между нашими операторами и российскими поставщиками контента. «За каждого абонента оператор должен заплатить программодателю определенную сумму — примерно 300–400 тенге. Кабельные операторы, чтобы платить меньше, занижают количество своих абонентов», — рассказывает г-н Нелюбин. Долю скрытых абонентов он оценивает в пределах 30–40%.

А Ирина Ильина, менеджер по продажам и маркетингу компании Universal (поставщик программ Fashion TV, MGM — фильмы, MCM, детские каналы), считает, что казахстанские кабельные операторы прячут около 50% абонентов. Соответственно, не доплачивают программодателям половину суммы, которую должны. По ее словам, методов борьбы с подобными фактами пока нет, потому что, если программодатель начнет выдвигать жесткие условия, оператор всегда может уйти к другому поставщику контента.

На взгляд отечественных операторов, недопонимание со стороны программодателей возникает из-за структуры рынка. «У оператора, который вещает в одном городе, и у которого один пакет продуктов, абонентская база абсолютно четкая и понятная. Есть операторы, которые предлагают несколько пакетов в нескольких городах — в каждом направлении разное количество абонентов. Таким образом, один программодатель видит одну цифру, другой — другую. Спрашивается: почему они разные?», — задает риторический вопрос анонимный собеседник. По его мнению, скрытые абоненты не являются той проблемой, которая способна подорвать отношения с поставщиками программ. «Если нет доверия, единственный выход — переходить к фиксированным ставкам оплаты. Эта ситуация устроит всех», — говорит аноним.

Представители компаний-программодателей заявляют, что в прозрачности есть и выгоды для отечественных операторов. По словам г-на Нелюбина, чем больше база абонентов, тем меньше ставка с каждого клиента, которую оператор должен заплатить поставщику программ. «Эффективнее все-таки конкурировать контентом, а не ценой», — заключил собеседник.

Комментарии