Следите за новостями

Охота на веб-ведьм

Представители интернет-сообщества Казахстана рассуждают о последствиях принятия закона о регулировании Казнета.

7 мая 2009 10:24, Адиль Урманов, Капитал.kz

Агентство РК по информатизации и связи инициировало проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Согласно пояснительной записке АИС, «основной целью законопроекта является законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные с распространением информации на территории РК посредством информационно-коммуникационных сетей». При этом предусматривается «новый механизм регулирования передачи данных…, согласно которому, в случае обнаружения информации, противоречащей национальному законодательству, органами прокуратуры будет приниматься решение о приостановлении распространения данной информации с обязательным внесением иска в суд». Это должно позволить «провайдерам до вынесения судебного решения приостановить доступ к указанной информации во всех …сетях».

Наряду с этим, в Законе РК «О связи» вводится обязанность операторов связи хранить служебную информацию об абонентах в течение 2-х лет. Это позволит обеспечить доказательную базу правоохранительным органам во время расследования правонарушений, совершенных с использованием интернет-ресурсов.

Законопроект, по мнению АИС, позволит достичь стратегической цели: установить правовые механизмы регулирования вопросов размещения информации на интернет-ресурсах и обеспечить защиту конституционных прав граждан и юридических лиц в данной сфере общественных отношений.

Но этот же законопроект ограничивает другие конституционные права граждан Казахстана. Например, право на труд и на занятие предпринимательской деятельностью, так как он существенно ограничивает развитие Казнета как площадки для бизнеса.

«Это сырой законопроект с точки зрения экономики Казнета, — прямо заявил Евгений Малишевский, директор научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации РК. — Также не видно решений по многим позициям с технической точки зрения». Если законопослушные граждане не будут делать то, что запрещено законом, то злоумышленникам эти запреты не преграда. То есть те, против кого направлена сама идея, никак от этих поправок не пострадают. «Это грамотные в данном вопросе люди, они в состоянии обойти эти небольшие препоны, используя прокси-сервера. Всякие попытки найти человека через логин также бессмысленны: этот человек может зайти под чужим логином или зарегистрировать новый», — рассуждает эксперт.

«Понятийный аппарат законопроекта представляет собой, мягко говоря, бред, — считает г-н Малишевский. — Терминология, используемая в документе, непонятна. Например, СМИ. Мы с вами поговорили и обменялись информацией в электронном виде. Можно считать данную дискуссию СМИ?».

С точки зрения интернет-бизнеса, более полезно было бы определить правовое поле, которое бы стимулировало создание казахстанского контента для интернета. Как могут зарабатывать люди, которые создают контент? Этот вопрос остался за кадром. Если же будет создана система, позволяющая предпринимателям зарабатывать в Казнете деньги, то вся лишняя мишура отпадет сама собой.

Непонятно отношение создателей законопроекта к инакомыслию. «Ну, высказал человек свой комментарий. Ну и что? На каждый роток не накинешь платок, — считает г-н Малишевский. — С точки зрения безопасности страны, надо создавать не техническую службу контроля, а идеологический аппарат, который должен быть в состоянии реагировать не на реплику, а общую ситуацию. Написал человек реплику — в ответ должно появиться разъяснение о том, как это должно быть». Идеологический аппарат «Нур-Отана», видимо, пока слаб, сделал он свое заключение. А те люди, которые опасаются негативного влияния интернета на ситуацию в стране, сами весьма далеки от Всемирной сети.

Сейтказы Матаев, председатель правления Союза журналистов Казахстана (СЖК), более жесток в оценках. В случае принятия поправок в законодательство по вопросам информационно-коммуникационных сетей казахстанская сеть интернета будет фактически уничтожена, считает он. «Мне все это напоминает похороны свободы слова в Казахстане. Главных могильщиков этого я хочу назвать конкретно — это Агентство по информатизации и связи, это Комитет национальной безопасности, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел», — сказал г-н Матаев на пресс-конференции в Алматы на минувшей неделе.

«Очень обидно за нашу страну. Очень много денег было вложено в развитие интернет-ресурсов. По моим подсчетам, не менее $150 млн. долларов было вложено за последние 10 лет. Власти хвалятся, что у нас 12% активных пользователей. На наши деньги, народные, помогли развитию интернета и теперь хотят все это похоронить, — продолжил Сейтказы Матаев. — Теперь все уйдут из Казнета во всемирную паутину, потому что запретный плод сладок, найдут другие способы, как туда выйти».

Бюро представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ заказало комментарий к законопроекту у Андрея Рихтера, директора российского Института проблем информационного права. Согласно этой работе, вызывает сомнения и опасения то, что форум, блог, чат и др. интернет-ресурсы законопроект недвусмысленно предлагает приравнять к СМИ. Насильственное придание авторам блогов и замечаний в чатах статуса журналиста, а всем интернет-ресурсам — статуса СМИ — приведет к неоправданному характером самих ресурсов ограничению свободы выражения мнения в интернете, что противоречит обязательствам Казахстана как члена ОБСЕ. С другой стороны, приравнивание казахстанской журналистики к блоггерству и чату повлечет за собой выхолащивание профессионализма, размывание стандартов работы, полный отказ от саморегулирования и, в конце концов, снижение социальной ответственности и роли традиционных СМИ в обществе. Все это неминуемо ведет к уменьшению свободы СМИ в Казахстане.

В связи с этим он рекомендовал авторам законопроекта отказаться от автоматического распространения на все интернет-ресурсы статуса СМИ, установить четкие критерии СМИ в интернете, пересмотреть все ограничения в законопроекте с точки зрения соблюдения норм международного права в отношении свободы слова, ограничив их объём рамками части 3 статьи 20 Конституции РК, отменить нормы о запрете доступа к иностранным интернет-ресурсам с территории Казахстана и восстановить право граждан на беспрепятственный доступ к сообщениям зарубежных СМИ.

Комментарии