Следите за новостями

Цифра дня

На 1,5% ежегодно позволит увеличить ВВП индустрия 4.0

Телеком: наш ответ кризису

Казахстан способен выйти из кризиса, создав собственную независимую эффективную систему телекоммуникационных услуг и обеспечив в будущем конкурентоспособность страны наравне с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира.

8 мая 2009 11:03, Ирина Лис, Деловой Казахстан

Казахстан способен выйти из кризиса, создав собственную независимую эффективную систему телекоммуникационных услуг и обеспечив в будущем конкурентоспособность страны наравне с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира.

Для реализации данного приоритета необходимо обеспечить развитие отрасли на основе внедрения новейших технологий и либерализации рынка связи.

Либерализация — необходимое условие и для вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. ВТО обязывает своих членов создать конкурентную среду в данном секторе экономики.

В последнее время в данном сегменте рынка Казахстана появилось много новых операторов, которые уже имеют свои волоконно-оптические сети и прямые подключения к международной базе. Агентством по информатизации и связи прорабатываются правила присоединения операторов к сети телефонии общего пользования.

«В ближайшее время независимый, прозрачный подход к действующей инфраструктуре будет являться основой для развития либерализации телекоммуникационного рынка», — уверен председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев.

Конкурентная среда набирает силу. Но готов ли реальный рынок экономики адекватно воспринять весь спектр современных коммуникационных услуг?

Шок от натиска глобального кризиса постепенно проходит, сменяясь «антикризисными» настроениями, и большинство компаний начинают активно минимизировать затраты. В первую очередь под оптимизацию попадает информатизация: связь и интернет.

Экономические проблемы, по прогнозам аналитиков, приведут к росту популярности IТ-услуг. Прогнозы уже начинают сбываться: крупные производственные фирмы, объединив филиалы в единую сеть по всей территории Казахстана, смогут интегрировать разные виды трафика, увязав в режиме реального времени голос, видео и разнообразные приложения.

Высокая защищенность, двойное резервирование схемы позволит клиентам — представителям крупного, среднего и малого бизнеса — эффективно применять одновременно разнообразный трафик, а видеосвязь решит целый спектр бизнес-задач в максимально короткие сроки и сократит транспортные расходы. Технологии телеприсутствия ускорят процессы принятия решений, повысят эффективность деловой активности и качество переговорного процесса.

Подобная схема действует в системе Минюста. Одновременно объединив около 600 объектов по всей республике — ЦОНы, ЗАГСы, департаменты юстиции, суды, центры по недвижимости, министерство в рамках сети запустило сразу четыре приложения. Все они работают параллельно, не мешая друг другу, и позволяют пользователям разговаривать по телефонной корпоративной линии, оперативно обмениваться информацией документооборота, осуществлять внутреннее видеонаблюдение и проводить одновременно многоточечные видеоконференции с разными представителями по всей республике.

Сегмент рынка коммуникаций развивается в стране динамичными темпами. К концу 2008 года количество пользователей фиксированной связи достигло уровня 3428704 абонента, а количество приверженцев сотовой — 15271894. Для 2193275 граждан Казахстана стал доступен Internet, и не только взрослым. К 1 января 2009 года из 7643 школ республики телефонизировано 7388, а 7443 школы подключено к сети интернет, причем 5853 из них — сельские.

«Для неограниченного пользования услугами доступа к внешним ресурсам интернет АО «Казахтелеком» ввел специальный тарифный план для школ — «Megaline Мектеп», позволяющий работать в сети на скорости до 256 Кбит/с», — поясняет и.о.  директора по маркетингу АО «Казахтелеком» Руслан Берстембаев.

Прогресс пошел дальше. Сегодня по сети передачи данных можно оказывать услуги внутренней телефонии, широко использовать мультитерминальность, упразднить привязку телефонного номера к адресу и месту, оперативно управлять услугами и расходами. К спектру услуг ID Phone клиенты, как ко всему хорошему, быстро привыкают и не хотят отказываться, требуя новых возможностей.

В современном мире технологии совершенствуются мгновенно, стремительно возрастают скорости. Для увеличения зоны покрытия и обеспечения выхода в интернет всех слоев населения на смену широкополосному доступу пришли беспроводные технологии — 3G.

Во всех развитых странах связь третьего поколения открыла безграничные возможности: видеозвонок и доступ в интранет со скоростями от 256Кб/с до 7,2Мб/с, а с ним и новые бизнес-возможности для мобильной коммерции и маркетинга.

Оплата авиа-, железнодорожных и билетов на концерт, покупки в интернете с помощью мобильного телефона стали неотъемлемой частью быта. Телефон как идентификатор личности все чаще используется в качестве клубной карты, электронного ключа, средства для мониторинга состояния здоровья пациента в реальном режиме времени. Большой популярностью пользуется мобильное телевидение.

«Успех технологий третьего поколения мобильной связи предопределен разнообразием, широким спектром предоставляемых услуг, богатым ассортиментом телефонных аппаратов, — убежден первый заместитель генерального директора ТОО «КаР-Тел» Дулат Оразалинов. — Сегодня половина мирового рынка продажи мобильных телефонов — это аппараты с возможностью работы в сетях 3G и богатым выбором тарифных планов».

После того, как оборонные ведомства, наконец, очистят необходимый спектр частот, пройдет этап согласования, лицензирования и строительства сети фирмой «КаР-Тел», обладающей практическим опытом работы с 3G в России, Таджикистане, Узбекистане и Армении. Казахстан, по прогнозам, к концу 2009 года станет полноправным обладателем новшества на первом этапе в столицах.

«Внедрение стандарта сотовой связи 3G на территории Республики Казахстан является одним из факторов, позволяющим в нашей стране создать современную телекоммуникационную инфраструктуру», — констатирует Куанышбек Есекееев.

«Информационно-коммуникационные технологии — это точка роста мировой экономики, в которой создаются технологии, определяющие дальнейшее развитие человечества, — подчеркивает важность вопроса президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин. — Закономерно, что страна, которая хочет использовать возможности затяжного кризиса, должна вкладывать финансовые резервы в базисные новации нового технологического плана, в экономику знаний будущего».

Чтобы не оказаться во втором эшелоне «цифровой» экономики завтра, необходимо максимально использовать потенциал момента сегодня, и ввести обязательное требование для иностранных компаний на IT-рынке Казахстана — создание дополнительных рабочих мест и освоение отечественными специалистами как минимум 80 процентов объема работ.

Для оперативного внедрения передовых технологий решающее значение играют кадры. И тут неразборчивый в жертвах кризис может сыграть на руку Казахстану. Под удар сокращений «виртуального» мира попали ведущие специалисты Livejournal Inc. и Google, Yahoo и Digg.com. Аналогичная ситуация в известных компаниях России. Экономическая ситуация предоставляет реальный шанс на льготных условиях усилить отечественный потенциал, который через 2–3 года сможет самостоятельно представить на мировой рынок конкурентоспособный отечественный высокотехнологичный продукт.

Эти и многие другие вопросы поднимались и совместными усилиями на самом высоком уровне в прямом диалоге оптимальным образом разрешались узкие места отрасли на бизнес-форуме в Астане «Telecom-2009: инновационные решения для корпоративного сектора». Мероприятие придало необходимую динамику развитию вектора повышения доступности элитных услуг для всех граждан Казахстана на принципиально новом уровне качества по выверено низким тарифам и возвестило о приходе в страну уже в начале следующего года мобильного и цифрового телевидения. Это еще не победа, но весомый шаг к грядущему лидерству в основополагающей — IT сфере, в недрах которой кроется залог процветания отечественной экономики.

Комментарии