Следите за новостями

Скажи, какой у тебя «мобильник», и я скажу, кто ты

О текущей ситуации на рынке сотовых телефонов в Казахстане и динамике ее развития.

8 сентября 2006 15:29, Зарина Бахаутдинова, Известия-Казахстан

Сегодня многие казахстанцы не представляют жизни без вещей, изготовленных с применением IT-технологий. Самым востребованным предметом из этой серии можно считать мобильный телефон. «Сотка» для многих жителей страны, чьи доходы, по официальным данным, ежегодно растут, давно перестала быть только средством для телефонных переговоров, а перешла в разряд атрибутов стиля, имиджа и моды. По данным руководителя одного из самых популярных производителей трубок, мировой рынок сотовых телефонов в 2006 году будет расти превышающими прогнозы темпами и достигнет 780 миллионов единиц. Только во втором квартале нынешнего года продажи мобильных телефонов в мире возросли на 19,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Казахстане же счет также идет на миллионы проданных беспроводных телефонов.

«В среднем по республике продается в месяц около 120–130 тысяч «мобильников», — говорит директор по маркетингу и рекламе казахстанского филиала компании «Евросеть» Юлия Коршенко. — Например, в 2005 году было продано около полутора миллионов штук, а по прогнозам наших специалистов, в текущем году прирост составит около 20 процентов. Однако наши расчеты также показывают, что глубина проникновения сотовой связи в нашей стране пока составляет около 50 процентов. Отсюда можно сделать вывод, что у этого рынка очень большой потенциал — только до конца 2006 года глубина проникновения составит около 60%».

В один голос все специалисты утверждают, что с увеличением числа казахстанских потребителей растет и цена товара. Согласно мониторингу исследовательских компаний, за последние два года стоимостная емкость рынка увеличилась на 80 процентов и составила более 200 миллионов долларов. По данным дилеров, предпочтения потребителей все больше склоняются в сторону дорогих трубок — сейчас средняя цена приобретаемых населением сотовых телефонов колеблется от 200 долларов. В крупных городах Казахстана лидирующее место в продажах занимают новинки.

В мониторинговых агентствах предполагают, что в ближайшие год-два динамика роста рынка сотовых телефонов на казахстанском рынке будет оставаться примерно такой же и даже выше, но при этом центр тяжести продаж будет смещаться из Алматы и Астаны в более отдаленные регионы.

«В крупных городах мало людей, которые покупают себе телефон в первый раз, — отмечают реализаторы. — И регионы в этом отношении — непаханое поле. Рост столичных рынков тоже продолжится. Городские владельцы мобильных телефонов меняют аппараты примерно каждые 18–26 месяцев на более дорогие и с большим набором функций. В то же время в регионах более популярны недорогие, до 150 долларов, модели».

Кроме того, также отмечается, что среди производителей лидерами отечественного рынка являются марки Nokia, Samsung и Siemens. Как отмечают эксперты, в силу нашего менталитета и какой-то стереотипности мышления главным показателем при выборе мобильного телефона по-прежнему остается брэнд. Правда, по словам Юлии Коршенко, роль брэнда уже не так сильна, как раньше. Казахстанский пользователь сотовой связи сейчас перешел на другой уровень, полагаясь на такие показатели, как эстетика, функциональность модели, мода и, конечно же, цена.

Сейчас большинство покупателей «мобильников» не приобретут телефон, если в нем не будет фото- и видеокамеры, цветного дисплея, полифонии и проигрывателя. Правда, эти сотовые перешли в разряд доступных относительно недавно. Специалисты считают, что переход на них закономерен и неизбежен: так в свое время потребители стремились поменять черно-белый телевизор на цветной. Учитывая эту естественную заинтересованность в «цвете„ и других функциях, все компании пытались не только дать пользователям связи запрашиваемое, но и предложить более низкие цены, так как конкуренция оказалась весьма высокой. А потому функциональные возможности телефонов разных брэндов примерно сравнялись, причем часто они настолько широки, что казахстанцы даже не знают обо всех опциях. Проводя социологические исследования, эксперты пришли к выводу, что покупателям сейчас больше интересен дизайн, стиль, и они готовы за это платить.

Правда, треть дорогих и многофункциональных «мобильников» приобретается за счет кредитования, где процентные ставки в 15–18 процентов не стали преградой для потенциальных пользователей. Именно поэтому продажи возросли даже среди массового потребителя. К тому же на данном этапе производители и их дилеры уделяют немало внимания и другой части аудитории — молодежи.

«Молодой человек уже не купит самую дешевую трубку, — говорит продавец сотовых телефонов Евгений Бычков. — Отмечу также, что чем он моложе, тем чаще он меняет сотовые аппараты — некоторые делают это раз в полгода, и тем больше он привязан к рекламе, ко всевозможным новшествам в трубке. Ведь телефоны выступают не только средством связи, но и предметом моды, элементом имиджа. Спрос молодежи на модели стоимостью свыше 400 долларов очень быстро растет».

Однако этим летом на рынке мобильных телефонов произошел небольшой скачок цен, хотя все остальное время с появлением новинок стоимость на более устаревшие модели всегда снижалась и становилась доступной широким слоям населения.

«Вообще, на ценовую политику в целом влияет уровень спроса на те или иные модели, так называемая мода на сотовые, — говорит Юлия Коршенко. — Новинки, безусловно, дороже, чем модели, появившиеся до этого. А вот последний значительный подъем цен, который произошел в июле-августе текущего года, был связан с дефицитом мобильных телефонов и уменьшением ассортиментного ряда. Это случилось из-за ужесточения правил таможенного ввоза. В настоящее время ситуация стабилизировалась, что отразилось на ассортименте всех дилеров».

Кстати, похожая ситуация сложилась и в России, правда, годом раньше. Российские эксперты утверждают, что таможенные пошлины там стали расти из-за операций правоохранительных органов по выявлению «черного и серого» рынков.

«Около 90 процентов трубок до августовского кризиса 2005 года попадало в Россию нелегальными путями, — говорит член одной из московских ассоциаций торговых компаний Максим Чернов. — По нашим данным, степень легализации рынка сотовых телефонов в России до августа 2005 года составляла около 10 процентов. Однако ощутимых результатов поднятие таможенных платежей не принесло. В денежном выражении поступления от пошлин за ввозимые телефоны возросли, но объем ввоза по «белым» схемам меньше, чем был раньше. «Черный» же импорт растет„.

Казахстанские официальные дилеры, работающие напрямую с производителями, не отрицают, что и в нашей республике развит нелегальный рынок. «Да, черный рынок, безусловно, существует, — говорят дилеры. — Но его трудно измерить. Если говорить о рынке «серых» телефонов (то есть «мобильников», которые завозятся в страну с нарушением таможенных правил ввоза: импорт товара с занижением его стоимости на границе), то он составляет около 60–70 процентов».

Действительно, в настоящее время в Казахстане очень много мелких частников, которые занимаются продажей мобильных телефонов. Все они, как отмечают некоторые специалисты, предоставляют сомнительный сервис и столь же незначительную гарантию. Хотя сейчас покупатели все больше обращают внимание именно на гарантийные условия реализаторов. А потому, по некоторым прогнозам, доля мелких предпринимателей, торгующих несертифицированной продукцией, в 2007–2008 годах резко уменьшится. Судя по всему, это соответствует действительности. Обзвонив несколько фирм, когда-то дававших в интернете рекламу о продаже сотовых, я столкнулась с тем, что многие из них поменяли профиль своей деятельности. Естественно, что исчезновение нелегального рынка «мобильников» пойдет только на пользу потребителям.

Комментарии