Следите за новостями

Смена ориентаций

Выход «Кар-Тел» на рынок корпоративной связи: каковы мотивы?

7 мая 2009 10:56, Адиль Урманов, Капитал.kz
Рубрики: Бизнес, Связь

Оператор мобильной связи ТОО «Кар-Тел» готовит к запуску новый брэнд, ориентированный на бизнес-клиентов. Beeline намерен побороться с K’Cell за самый лакомый кусок рынка.

Один из двух ведущих GSM-операторов  — компания «Кар-Тел» с брэндом Beeline — намерен начать агрессивное наступление на очень прибыльный сегмент рынка мобильной связи — сегмент корпоративной связи, традиционную вотчину K’Cell. Об этом стало известно из информированных источников, близких к руководству сотового оператора.

Прежний генеральный директор компании Александр Изосимов при презентации Beeline в Казахстане прямо заявил, что цель компании — освоить розничный рынок мобильной связи. И компания успешно работала на этом рынке, добившись неплохих результатов. Так, при выходе «ВымпелКома» на рынок Казахстана в сентябре 2004 года ТОО «Кар-Тел» обслуживало 600 тыс. абонентов, что составляло около 31% рынка республики при проникновении сотовой связи в 13%. При этом 90% клиентов являлись корпоративными и 10% — клиентами карточной сети Exess.

На конец 2006 года GSM-Kazakhstan с брэндами K’Cell и Activ по-прежнему занимал лидирующие позиции, его доля рынка (по доходам) составила 63%. Однако по сравнению с концом 2005 года доля этого оператора снизилась: на конец 2005 года она составляла 73%. По данным исследования «Развитие рынка сотовой связи в Казахстане», одновременно наблюдался рост доли компании «Кар-Тел», что являлось результатом агрессивной маркетинговой политики, которую Beeline проводит на казахстанском рынке. Доля рынка компании «Кар-Тел» (по доходам) увеличилась с 25% в начале 2006 года до 34% в начале 2007 года.

Инструменты, которыми пользовалась компания, в принципе, понятны и логичны. Как определил эту политику г-н Изосимов, сделать «сотовую связь по-настоящему доступной». Оператор начал активно работать с дилерами, открывал сервисные центры, что обеспечивало большее удобство для клиентов и создавало систему, при которой все претензии абонентов быстро достигали руководства компании. Эти же претензии стали одним из основных источников получения информация для более планомерного технического развития компания.

В результате операции в Казахстане стали одними из самых важных для «ВымпелКома»: в 2007 году на их долю пришлось 8,5%  консолидированной выручки, а рентабельность компании оказалась самой высокой среди всех региональных подразделений «ВымпелКома» (норма EBITDA — 52,8%). К концу I квартала 2008 года абонентская база «ВымпелКома» в Казахстане выросла на 49% относительно уровня I квартала 2007 года — до почти 5 млн. абонентов. При этом с 2005 года рост количества пользователей составил 374%. По оценкам специалистов, по данным на конец I квартала 2008 года, занимаемая компанией доля рынка составляла порядка 44%.

По итогам 2008 года уровень номинального проникновения мобильной связи в РК наконец-то перешагнул рубеж в 100%. Благодаря опережающему росту в 4 квартале, доля рынка ТОО «КаР-Тел» по числу активных абонентов на конец 2008 года увеличилась до 47%. Но лидерство по доходам по-прежнему сохраняется за ТОО «GSM-Казахстан» — по оценкам iKS-Consulting, на долю этого оператора пришлось более половины всего объема рынка. Совокупный доход операторов составил порядка $1,85–1,95 млрд. (по курсу 2008 года). Доход ТОО «GSM-Казахстан» составил около $1 млрд., чистая операционная выручка ТОО «КаР-Тел» по итогам 3 кварталов 2008 года — $546,7 млн. Показатель ARPU (средний доход оператора с одного абонента в месяц) по итогам 3 квартала 2008 года у Beeline составил $12,1,  что ниже, чем у ТОО «GSM-Казахстан». Эти два последних показателя говорят, что бизнес «GSM-Казахстан» поставлен лучше, чем у «КаР-Тел». И ключевым параметром здесь является количество корпоративных клиентов, которые могут генерировать доходы в десятки раз большие, чем частные лица.

Причин, почему «Кар-Тел» вдруг решил занять рынок корпоративной связи, может быть две. Первая — это снижение доходности компании в связи с экономическим кризисом и девальвацией тенге, а также желание сохранить инвестиционную привлекательность «ВымпелКома» в целом. Вторая — это достижение 100% проникновения мобильной связи и невозможности дальнейшего экстенсивного развития компании без «более справедливого», с точки зрения «Кар-Тел», раздела рынка.

Что может предложить оператор своим потенциальным клиентам? Судя по всему, будет разработана новая тарифная линейка, которая предполагает адаптацию услуг компании под потребности клиента. Это уже традиционное предложение о создании корпоративных групп с возможностью недорогого или бесплатного общения внутри группы, понижение тарифа на звонки по другим направлениям. Бизнес-тарифы предполагают более низкую плату за международные разговоры и разговоры с пользователями мобильных телефонов других операторов. С точки зрения сервиса, возможны градация клиентов по 3–4 группам приоритетности, обеспечение каждого клиента персональным менеджером.

Учитывая, что в прошлом году «ВымпелКом» купил оператора связи Golden Telecom, работающего в том числе и в Казахстане, компания будет использовать возможности и этого провайдера по организации сервисов на основе взаимодействия и мобильной, и фиксированной связи, передачи данных, передачи данных с удаленных точек, мобильный доступ в корпоративные сети. Последнее позволит «Кар-Тел» привлекать к сотрудничеству IT-компании, предлагающие проекты «под ключ».

Комментарии