Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

Электронные стражи дорог

Главный специалист процессингового центра управления дорожной полиции ДВД Алматы Сагат Маукеев о работе приборов автоматической фото— и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

30 апреля 2009 10:27, Владимир Демидов, Известия-Казахстан
Рубрики: Общество

Приборы автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения появились в Алматы уже довольно давно. Однако до сих пор принцип их работы вызывает много вопросов у водителей. Одни, получив уведомление о штрафе, утверждают, что ничего не нарушали и все это недоразумение, вызванное технической ошибкой аппаратуры. Других интересует вопрос, кто должен платить штраф в случае, если автомобиль продан по доверенности, и в момент нарушения за рулем находился его новый хозяин. Третьи пытаются понять, почему во время очередного техосмотра вдруг выясняется, что владелец авто является злостным нарушителем и задолжал государству крупную сумму, хотя никаких извещений вообще не получал. Дать ответы на эти вопросы и рассказать подробнее об этой «чудо-технике» мы попросили главного специалиста процессингового центра управления дорожной полиции (УДП) ДВД Алматы Сагата Маукеева.

Улыбнитесь — вас снимают!

По словам Маукеева, в Алматы используются две системы автоматической фиксации нарушений ПДД. Первая — так называемые желтые ящики или скоростемеры, которые фотографируют автомобиль при нарушении скоростного режима и в виде радиосигнала автоматически передают фотоснимок в процессинговый центр УДП. Фоторадары, установленные в Алматы, английского производства и неплохо зарекомендовали себя на дорогах Великобритании и США. Принцип работы фотофиксатора в том, что за несколько метров до аппарата установлены специальные датчики, которые фиксируют скорость проезжающего автомобиля и передают сигнал на фотоаппарат. Причем происходит это мгновенно. Прибор зафиксирует нарушителя, даже если он движется со скоростью 150 километров в час. Фотокамера делает сразу три снимка — госномер авто, общий план машины и портрет самого водителя. Кстати, если автомобиль движется со скоростью, граничащей с нарушением, но еще не достигшей этого предела (например, 62 при норме 60 километров в час), то аппарат предупредит водителя вспышкой, но фотографировать не станет.

Вторая электронная система, направленная на борьбу с лихачами, — видеофиксаторы. Эти приборы — российского производства и работают по тому же принципу. Разница лишь в том, что вместо фотографии в процессинговый центр УДП поступает видеозапись дорожного нарушения, по которой можно отследить не только госномер лихача, но и его поведение на дороге. Всего в южной столице установлено 14 автоматизированных постов фото- и видеофиксации, которые размещены на наиболее оживленных автомагистралях города.

Помимо этих приборов, направленных на выявление нарушений скоростного режима, на многих городских автотрассах установлены камеры видеонаблюдения, которые передают всю информацию в центр оперативного управления (ЦОУ) ДВД. Спектр фиксируемых ими проступков гораздо шире. Электронное око может зафиксировать такие нарушения ПДД, как неправильная парковка, выезд на полосу встречного движения, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора и многое другое, вплоть до того, кто является виновником дорожного происшествия. Правда, в отличие от полностью автоматизированных скоростемеров здесь немалую роль играет человеческий фактор. За каждым монитором, установленным в ЦОУ, следит оператор-полицейский, и чем внимательнее он наблюдает за происходящим, тем больше шансов выявить нарушителя.

Взяток не берет, чинов не разбирает

После того как вся полученная фото- и видеоинформация поступает в процессинговый центр УДП, она сразу фиксируется в базе данных, и уничтожить ее или изменить практически невозможно. Поэтому договориться с сотрудниками процессингового центра при помощи взятки или влиятельных знакомых не удастся. Подобная техника тем и хороша, что ей абсолютно безразлично, кто выступает в роли нарушителя, будь то сельский парень или депутат парламента.

— К нам на компьютер сразу приходит госномер автомобиля нарушителя, данные этого человека, вид нарушения и сумма налагаемого штрафа, — поясняет Сагат Маукеев. — То есть к нам поступает уже готовая информация, которую остается только обработать и проверить, совпадает ли номер машины с паспортными данными ее владельца и адресом его проживания. После этого мы распечатываем стандартного вида предписание с уже наложенным штрафом и направляем его по месту жительства владельца транспортного средства. Это касается всех транспортных средств, независимо от того, в каком регионе страны зарегистрирован автомобиль. Даже если владелец авто проживает в Павлодаре и совершил нарушение в Алматы, то предписание об уплате штрафа придет к нему в Павлодар. То есть происходит стопроцентное привлечение нарушителей к ответственности.

Действительно, массив выявленных таким образом нарушений впечатляет. Только за первый квартал текущего года с помощью приборов видео- и фотофиксации водителям направлено около 36 тысяч предписаний о наложенных штрафах. Причем суммы, которые пришлось выплатить нарушителям, не такие уж маленькие. Так, банальное превышение скорости на 10–20 километров в час наказывается штрафом 6365 тенге (5 МРП), от 20 до 40 километров в час — 12730 тенге (10 МРП), а свыше 40 километров в час — 19095 тенге (15 МРП). Если же говорить о штрафах, предусмотренных за более серьезные нарушения, то максимальная сумма может достигать 200 месячных расчетных показателей (254600 тенге). Хотя точной статистики видеоматериалов о нарушениях, поступивших в процессинговый центр УДП из ЦОУ, не ведется, в среднем сюда ежедневно приходит 60–70 таких материалов. Всего же в течение трех месяцев с помощью этих технических средств в доход государства взыскано штрафов на сумму более 52 миллионов тенге.

Хоть спорь, хоть плачь, а штраф заплатишь

Конечно, люди бывают разные, и если один просто заплатит штраф, то другой начинает оправдываться и скандалить, утверждая, что скоростемер «заснял» его автомобиль по ошибке.

— Часто люди говорят, что ничего не нарушали, а просто перед их машиной ехал какой-то лихач, который пронесся мимо скоростемера на огромной скорости, а тот, не успев вовремя среагировать, зарегистрировал автомобиль, ехавший позади с нормальной скоростью, — рассказывает Сагат Маукеев. — Но такого просто не может быть, так как фиксатор регистрирует машину именно на той дорожной полосе, по которой она движется. Например, по проспекту Суюнбая две полосы движения, и на каждой установлена отдельная камера видеофиксации. То есть если какой-то лихач пытается идти на обгон и перестраивается на другую полосу, то видеорадар зафиксирует именно автомобиль нарушителя. Если же они идут следом друг за другом и обе превышают скорость, то техника зафиксирует обе машины. Конечно, эта система, как и любая другая техника, не идеальна и может дать сбой. Бывало, что вместо госномера зафиксирует крышу авто, или не всегда четкие снимки получаются в ночное время. Но такое случается крайне редко. А чтобы прибор зафиксировал какую-то машину по ошибке — такого вообще ни разу не было.

Если штраф наложен, а человек, получив предписание, не заплатит его в течение 30 суток, то сотрудники процессингового центра направляют материал в суд на принудительное исполнение. После этого в дело вступают судебные исполнители, которые могут наложить арест на машину, взыскать штраф по месту работы нарушителя и применить другие меры воздействия.

Правда, нередко бывает, что эти предписания не доходят до нарушителя, и он узнает о наложенных штрафах лишь во время прохождения техосмотра. По словам Сагата Маукеева, чаще всего в этом виноваты сами автовладельцы, которые указывают неправильные адреса. Понятно, что когда человек прописан в одном месте, а фактически проживает в другом, доставить именно ему предписание сложно. В этих случаях сотрудники УДП стараются проинформировать водителей о наложенных взысканиях другим способом. Например, сейчас многие экипажи дорожной полиции имеют бортовой компьютер, где содержатся базы данных обо всех нарушителях. Если инспектора остановят такого водителя на дороге, то они «пробивают» его техпаспорт по компьютеру и сообщают, что на него наложен штраф за такое-то нарушение, и предупреждают, что ему нужно его заплатить.

— Бывает, что недостаточно быстро работает почта, — поясняет Маукеев. — В среднем предписание идет к нарушителю 10–15 дней, а человек, например, сегодня допустил нарушение, а завтра идет техосмотр проходить. Соответственно, мы проинформируем его о наложенном взыскании быстрее, чем к нему домой поступит предписание. Хотя иногда бывает, что люди умудряются набрать штрафов на пару сотен тысяч тенге. Особенно это касается организаций, имеющих много машин. Мы тоже направляем им предписания и предупреждаем, что у водителей нескольких машин штрафы за такие-то нарушения. Благодаря этому во многих фирмах ввели практику, чтобы при увольнении люди приходили к нам с обходными листами, на которые ставится печать, свидетельствующая о том, что никаких задолженностей по штрафам они не имеют, и работодателю не придется расплачиваться за допущенные ими нарушения.

Сними авто с учета и спи спокойно

Много вопросов у автолюбителей вызывает ситуация, когда зафиксированный скоростемером нарушитель имеет на руках лишь доверенность на управление машиной.

— Если хозяин автомобиля, то есть человек, чьи данные указаны в документах на машину, продал свое авто по доверенности, а покупатель нарушил ПДД, то штраф придет по адресу владельца, на которого зарегистрировано транспортное средство, — поясняет Маукеев. — Мы уже давно разъясняем населению, что собственником является лишь тот человек, на имя которого оформлен техпаспорт. Вообще, такого понятия, как продажа машины по доверенности, нет. Доверенность не является правоустанавливающим документом. Этой бумагой вы просто разрешаете тому или иному лицу какие-то действия. А фактически право собственности остается за вами, и вы можете не только в любой момент отозвать эту доверенность, но и снять автомобиль с учета без участия лица, которому вы ее выдали. Если же новый владелец что-то нарушил, а штраф пришел к бывшему хозяину авто, то в соответствии с 34-й статьей Административного кодекса собственник транспортного средства может быть освобожден от ответственности, если в ходе проверки по его заявлению будет установлен человек, который управлял транспортным средством на момент фиксирования нарушения. Тогда уведомление будет направлено на домашний адрес этого лица.

В общем, если человеку, на которого оформлены документы, удастся доказать, что он уже давно не является собственником авто, то отвечать за нарушение, допущенное новым владельцем, гражданину не придется. Но потратить времени и нервов на выяснение обстоятельств дела придется немало. Поэтому, продавая автомобиль, лучше снять его с учета, и пусть новый владелец сразу оформляет его на себя. Тогда и вопросов, связанных с уплатой штрафа, не возникнет.

Комментарии