Следите за новостями

«Фильтровать» значит защищать

Мажилисмены одобрили закон о регулировании Казнета подтвердив тем самым, что сегодня интернет может иметь как созидательную, так и разрушительную функцию.

30 апреля 2009 10:23, Лаура Тусупбекова, Казахстанская Правда

В интернете сегодня можно найти все — от рецепта пирога «Шарлотка» до «рецепта» приготовления из подручных средств тротиловой бомбы. Некоторые страны, среди них Китай, Франция, Германия, а после 2001 года — и США, уже приняли законодательство, «фильтрующее» размещение в сети информации экстремистского толка и ужесточающее уголовную ответственность за собственно размещение таковой. Вчера на пленарном заседании Мажилиса, прошедшем под председательством вице-спикера палаты Сергея Дьяченко, депутаты одобрили в первом чтении поправки в законодательство по вопросам информационно-коммуникационных сетей, посредством которых Казахстан войдет в список стран, предпочитающих защищать свое общество от информации, направленной против него.

Предваряя представление законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информационно-коммуникационных сетей» глава Агентства по информатизации и связи К. Есекеев поблагодарил депутатов за конструктивный подход к проекту закона и в целом за проявленный к нему интерес.

Итак, первое основное положение — это обеспечение информационной прозрачности распространения информации, размещаемой на отечественных и зарубежных интернет-ресурсах. Теперь владелец сайта будет нести юридическую, а не уголовную, как в странах, где действуют аналогичные законы, ответственность за то, что на его интернет-ресурсе появилась информация, призывающая к насилию, терроризму, содержащая элементы порнографии или оскорбительные признаки.

«Наше ведомство ратует за то, чтобы владелец сайта, админ, нес юридическую ответственность за размещение подобной информации», — подчеркнул глава АИСа.

По мнению депутата Николая Турецкого, высказанному в кулуарах заседания, позиция ряда представителей правозащитных организаций, заявлявших о том, что эта норма и законопроект в целом ограничивают свободу выражения мнения, не имеет под собой почвы.

«Законопроект очень важен с точки зрения защиты нашего информационного пространства от сброса негативной информации, — сказал Н. Турецкий. — Вспомните, как часто в Сети можно встретить информацию экстремистского, террористического толка. Очевидно, что настало время, когда необходимо усовершенствовать законодательство, чтобы мы могли оградить наше общество от подобной информации. Опасения ряда правозащитных организаций, которые считают, что документ плохо соотносится со свободой слова, чрезмерны. Видимо, они были высказаны теми людьми, которые не достаточно внимательно ознакомились с законопроектом. Он ограничивает лишь тот поток информации, который противоречит законности, не соответствует нормам Конституции, этическим нормам».

При этом депутаты, в частности Рамазан Сарпеков, заявляют, что если общество сочтет предлагаемые поправки несовершенными, это мнение будет выслушано в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. Однако сегодня оснований для концептуального несогласия с нормами документа нет. Ибо, как сказал депутат Мухтар Тиникеев, демократия, это не вседозволенность. И прежде чем оставить на каком-либо сайте информацию под чужим «ником», в которой есть антиконституцион¬ные признаки, нужно понимать, что за это нужно нести ответственность.

Законопроект предусматривает закрепление в Законе «О СМИ» полномочий Генерального прокурора по приостановлению распространения продукции СМИ на территории страны. При этом прокурор обязан в трехдневный срок с момента принятия решения о приостановлении обратиться в суд с заявлением о признании такой информации противоречащей национальным законодательным актам.

Заметим, законопроект наделяет полномочиями по приостановлению не всю систему органов прокуратуры, а лишь Генерального прокурора, и этим, по словам заместителя Генпрокурора РК Асхата Даулбаева, обеспечит прозрачность принимаемых решений и не допустит фактов превышения полномочий органами прокуратуры в целом. Кроме того, наделение Генерального прокурора такими инструментами обеспечит оперативность в случае, например, необходимости устранения иноформации, призывающей к военным действиям, террористическим актам, насилию, или когда публикуются сведения, являющиеся государственной тайной, к примеру об обороноспособности государства.

«В этом вопросе очень важна оперативность, а принятие решения через суд порой играет не на пользу времени, — говорит А. Даулбаев. — Мы готовы нести полную ответственность за принятые решения, и оснований беспокоится о том, что Генеральный прокурор будет злоупотреблять этими полномочиями, нет».

Мажилисмены одобрили проект закона единогласно, подтвердив тем самым, что сегодня, когда интернет стал уже целой отраслью, которая динамично развивается и приобретает новые формы, необходимо четко понимать, что она может иметь как созидательную, так и разрушительную функцию.

Также на пленарном заседании были одобрены в первом чтении поправки в национальное законодательство по вопросам платежей и переводов денег, бухгалтерского учета и финансовой отчетности финансовых организаций и деятельности Национального банка. В первом же чтении Мажилис одобрил поправки, касающиеся пресечения лжепредпринимательства, дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы. Кроме того, палата одобрила во втором чтении поправки по вопросам долевого участия в жилищном строительстве.

Комментарии